Маргарита Анатольевна Чурикова
|
Темы Открытых уроков автора
-
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики.
-
Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся 2009
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
-
Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии 2007
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интерактивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и практически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
-
Формирование системного мышления на уроках биологии 2006
Урок построен с применением способа диалектического обучения учащихся. Особенностью урока является формулирование вопросов-суждений, ориентированное на актуализацию усвоенных знаний и увязку с информативным текстом; творческое чтение, требующее дополнительной справочной литературы, с использованием алгоритма нахождения и разрешения противоречий в учебном материале; выдвижение гипотез, задания на развитие поисковых умений, на проверку решения исследовательских задач.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Анализ учебника "Природа. Неживая и живая"
Ученики 10-го класса проанализировали учебник "Природа. Живая и неживая", выявили ошибки, допущенные в нем при печати, рассмотрели потенциал для развивающего обучения по этому учебному пособию. Авторы работы предложили вариант структурирования учебника, способствующего развитию системного мышления школьников.
-
Моделирование процессов, протекающих в растительной клетке
Изготовив модель растительной клетки, автор изучил проницаемость клеточной оболочки для различных веществ.
-
Путём наблюдения изучила развитие головастиков лягушки. Сделала фото и видеосъемку. Создала сайт. Смонтировала фильм.
-
Создание ролевой игры «Репродуктивное здоровье» как средство профилактической работы с подростками
Работа представляет собой создание web-квеста, с помощью которого авторы организовали эффективную профилактическую работу среди учеников школы. Была создана ситуация, в которой ученики не просто получили информацию, но и провели анализ проблемы.
-
Создание учащимися буклетов и мультфильмов как метод развития экологической культуры
Проблемы сохранения окружающей среды существовали всегда. В этом проекте ребята решили разработать буклеты и мультфильм природоохранной тематики для образовательных акций, следовательно, направленных на формирование и развитие экологической культуры.
-
«Омоложение» курильщиков — проблема XXI века
Авторы работы создали антиникотиновый ролик и продемонстрировали его другим учащимся, затем провели анкетирование, которое показало, что многие школьники запомнили, почему вредно курить.
-
«Экологическая игра – азбука природы для больших и маленьких»
Цель проекта: создание игры на местном материале для организации экологического просвещения детей дошкольного и школьного возраста. Проектный продукт - два комплекта экологической игры (макеты, жетоны, пакетмоды, карточки с заданиями, наградные значки): настольная игра «Зелёная азбука» (форматы А 1 и А 2); напольный «баннер-твистер» - «Экологические выкрутасы «У леса, на опушке» (размер игрового поля 160 см на 180 см).