Тематический план спецкурса «Валеология подростка». 8-9 классы.
Тема блока | Кол-во часов |
Тема урока | Краткое содержание | Форма обратной связи |
Что изучает валеология | 1 | Что изучает валеология. | Надо ли заниматься своим здоровьем? От каких причин зависит здоровье? Понятие о резервах человеческого здоровья, факторы современного мира, которые заставляют заботиться о своём здоровье: экология, социум, стрессы. | Фронтальные беседы |
Мой путь к самому себе | 3 | Урок 1 Возможности человека. |
Понятие о природной жизни человека. Факторы влияния на жизнь (окружающая среда, генетика, ЗОЖ, здравоохранение). Нераскрытые возможности человека. Составление таблицы «Долгожители в моей семье» | Составление и анализ таблицы: «Долгожители в моей семье». |
Урок 2 Понятие ЗОЖ. |
Какой образ жизни можно считать
здоровым? Анализ факторов, поддерживающих
организм человека в здоровом состоянии: -0
настрой на ЗОЖ |
Разбить класс по количеству авторов и провести их защиту. | ||
Урок 3 ЗОЖ в моей семьи. |
На основе 5 факторов ЗОЖ, составленных
на уроке 2, составить перечень привычек, навыков
мероприятий, соответствующих ЗОЖ в конкретной
семье учащегося: 1. проветривание |
Составление и обсуждение списка
факторов ЗОЖ в конкретной семье. Запись конкретных рекомендаций, не требующих материальных затрат. |
||
Человек как система | Урок 1 Пищеварительная система. |
Понятие системы вообще. Человек это система, так как это целостный организм, состоящий из взаимосвязанных частей. Знакомство с органами пищеварения и пищеварительной системой. Роль языка. Функции слюны, шесть слюнных желез, зубы для измельчения пищи; глотка – нижняя часть горла; строение желудка, желудочный сок; задачи желчи. |
Работа с таблицей, краткие письменные ответы и вопросы. | |
Урок 2 Что и как мы едим. |
Роль, жиров, белков, углеводов в
организме человека. Особая роль белков в
организме подростка. Минеральные соли. История
открытия витаминов. Рассказ об авитаминозе и
весенней слабости. Допишите предложение: Жизнь человека зависит от . . . . Напишите перечень продуктов которые ты съел за 1 день. Провести анализ – беседу о полезности данных продуктов. |
Дописать предложение. Анализ беседа по перечню продуктов, которые ученик съел за день. |
||
Урок 3 Сердце и кровеносная система. |
Дать сведения об устройстве сердца и
кровеносной системы. Роль сердца в жизни
человека. Строение сердца: левый и правый
желудок, аорта, мышечные ткань сердца.
Кровеносная система: вены, артерии, капилляры
пульс. Изменение собственного пульса. Состав крови. Работа со схемой кровоснабжения. |
Подобрать стихи песни, пословицы о
сердце: «Сердцу не прикажешь». «Сердце не камень». «Что так сердце растревожило». |
||
Урок 4 Правили здорового сердца. |
Болезни сердца и кровеносной системы: гипертония, ишемия, атеросклероз. | Запись и обсуждение правил: - недопустимый избыточный вес - подвижный ОЖ - правильное питание Обсуждение: что можно и нельзя есть детям. |
||
Урок 5 Мозг и нервная система. |
Центральная и периферическая нервная система. Особенности строения нервных клеток. Строение мозга по муляжу: полушария, доли, питание мозга, желудок мозга. Использовав таблицы показать строение нервной системы. Взаимосвязь головного мозга и нервной системы. | Постановка и обсуждение проблемы. | ||
Урок 6 | Строение периферической нервной системы. Как передается возбуждение. Энцефалограмма. Рефлекторное «кольцо». Понятие рефлекса – ответная реакция на внутренний и внешний раздражитель. | Диктант по разделам головного мозга и
строение нервной системы. Описание рефлекторного кольца учащимся на память в различных ситуациях (раздражителях). |
||
Урок 7 Создать собственную нервную силу. |
Понятие нервной силы. Обсуждение
факторов истощающих нервную энергию: -
равнодушие |
Деление класса на 5 групп. Выдача
карточек с заданиями, обсуждая которые дети
делают вывод о пяти факторах. Разбор ситуаций из
жизни, в которых присутствуют эти факторы.
Обсуждение и запись факторов программы
сохранения нервов: - умения радоваться жизни - знания не беспокоится по пустякам, делать главное. |
||
Урок 8 Стресс – нервное напряжение. |
Понятие стресса. Рассмотреть описание
стресса в стихах, пословицах. Составление
конспекта: - что мы знаем о стрессе в
повседневной жизни? Процессы в организме человека, находятся в состоянии стресса, положительное и отрицательное влияние стресса, тест – психологическая гибкость. |
Рисунок – схема. Человек в состоянии стресса, обсуждение (+ - ) характеров, влияющих на состояние человека. | ||
Урок 9 Тренинг: Я могу избежать стресса. |
На основании теста психологической
гибкости рассмотреть варианты поведения,
которые позволяют избежать стресс. 1 – е задание: ты приглашен на день рождение, но еще не выучил урок и сообщаешь об этом родителям перед уходом из дома . . . . ; 2 – е задание: учитель сообщил по телефону родителям о 2, которую ты получил неделю назад . . . . ; 3 – е задание: ученик пришел из школы на 3 часа позже обычного . . . . ; (ситуации могут быть разные) |
Разбор ситуаций, конкретные рекомендации по поведению; тесты, выражение чувств; признание вины, анализ дальнейших действий. | ||
Урок 10 Типы нервной системы. |
Теория Гиппократа о 4 типах нервной
системы (темперамента): -14 сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Теория Павлова: Мыслительный тип, художественный тип. Связь между строение тела и особенностями характера; астенический тип, атлетический тип, пикнический тип. |
Обсуждение характерных черт данных типов | ||
Урок 11 Практикум. Определение темперамента. |
Чтение отрывков из художественной литературы. Определение типа темперамента (по тексту, свой собственный). Человек – смесь темпераментов. | |||
Урок 12 Отдых и сон. |
Связь деятельности человеческого мозга с состоянием сна. Активный отдых. Роль сна в жизни человека. Сон – видоизмененная жизнь. Сновидения. Творчество во сне. Сон – отражение жизни и состояния здоровья. Что необходимо для хорошего сна? | Лекция | ||
Урок 13 Методика релаксации. |
Что значит умение засыпать?
Восстановление силы и здоровья, не прибегая ко
сну – релаксации. Этапы методики: 1.раслабление мышц тела 2.Ощущения потепления рук и ног 3.Управлеине дыханием, приемы – метод имитации, метод удобного положения, лежа, метод смены напряжения и расслабления мышц. -дыхание по кругу |
Тренинг | ||
Урок 14 Типы мышления. Практикум |
Работа с тестом (или группой вопросов для определения типа мышления по движению глаз) | Практикум | ||
Урок 15 Обучение и здоровье. Склад ума. |
2 полушария мозга – его особенности,
асимметрия человеческого мозга. 2 стиля мышления: 1. формально – логическое мышление и речь (левое); 2. непосредственно – чувственное восприятие, ориентация в пространстве, творчество (правое). Развитие мышления. Леворукость. |
Лекция. | ||
Урок 16 Память. Развитие памяти. |
«Запись» информации в мозгу. Лоеторная, слуховая, зрительная память. Диагностика памяти. Простейшие упражнения по развитию памяти. | Лекция с практическими занятиями. | ||
Урок 17 Позвоночник. Скелетная система. |
Позвоночник – главная опора тела. Строение человека (скелета) – развитие скелета. Роль связок и хрящей. Состав костей. Защитная функция костей. Строение позвоночника. Использование макета скелета. | |||
Урок 18 Упражнения для позвоночника. |
Особенности малоподвижного образа
жизни современного человека. Укорачивание
позвоночного столба. Сплющивание позвоночного
диска. Сщемление дисков. Связь позвоночника и
Ц.Н.Р. Упражнения: правильная осанка. - оцените свою осанку |
Лекция и практикум. | ||
Урок 19 Органы дыхания. |
Два легких и дыхательные пути – это органы дыхания. Строение легких. Дыхательные пути: нос, глотка, гортань, горло, трахеи, бронхиальные трубки. Что происходит с воздухом в легких? Недостаток кислорода | Лекция. | ||
Урок 20 Дыхательная гимнастика. |
Грудное дыхание. Диафрагмальное
дыхание. Гармонично – полное дыхание. Упражнения: - дыхание носом |
Практикум | ||
Урок 21 Почему мы говорим. |
Строение гортани. Образование звука. Как беречь голос? Физиотерапия на дому. | |||
Урок 22 Ухо-горло-нос. |
Взаимосвязь и роль этих органов в здоровье человека. Строение уха, горла, носа. | |||
Урок 23 Если я, заболел, что надо знать об ОРВИ. |
Признаки заболевания. Не долеченное
заболевание. Болезни горла: фарингит, ларингит,
ангина, отит, ринит. Как избежать этих заболеваний – ЗОЖ. Физиотерапия на дому. |
|||
Урок 24 Глаза – окно в мир. |
Строение глаза. Сравнение строение глаза человека с глазом животного. Как получается изображение. | |||
Урок 25 Программа улучшения зрения. |
Что такое близорукость и как она
развивается. Роль питания и ЗОЖ в здоровом зрении
человека. Правила сохранения зрения: 1. Чтение в автобусе. Программа: 1. Стимуляция глаз. |
|||
Урок 26 Кожа – зеркало здоровья. |
Строение кожи. Кожа – орган защиты, орган питания, орган чувств. |
|||
Урок 27 Уход за кожей. |
Особенности кожи в подростковом возрасте. Появление угрей. Инфекционное заболевание кожи: микроспория и бездомные животные; грибковые заболевания; чесотка; эпедермофилия; уход за кожей. | |||
Урок 28 Эндокринная система. |
Особенная роль желез внутренней секреции. Основные железы. Выработка гормонов. Сахарный диабет – болезнь цивилизованного мира. Связь эндокринной и нервной систем. | |||
Урок 29 Мочеполовая система. |
Мочеиспускательный органы, половый органы. Строение мочеиспускательной системы. Нефрит – заболевание почек. Половые органы – органы размножения. Венерические заболевания. | |||
Урок 30 СПИД – чума 21 века. |
Природа заболевания. Способы заражения. Как вести себя с больным СПИДом. Профилактика СПИДа. | «телемост» | ||
Урок 31 Зубы. |
Роль зубов в организме. Что такое
кариес. Предупреждение кариеса: - география
местности |
|||
4. Человек как индивидуальность. | 4 часа | Урок 1 Курить или не курить. |
Разбиться на группы: плюсы и минусы
курения. Анализ и вывод. Влияние табака на системы человека. |
Урок – тренинг |
Урок 2 Опасная традиция. |
Алкоголь – это этиловый и винный спирт. Опасность для здоровья употребления алкоголя. Особенности употребления алкоголя для подростков. | Урок – диалог | ||
Урок 3 От соблазна к кошмару (наркотики) |
Что такое наркотики? Почему люди употребляют наркотики? Последствия приема наркотиков для здоровья человека и для социума. Тренинговая ситуация – мне предложили попробовать наркотики в компании ровесников. | Видеофильм, лекции, тренинг. | ||
Урок 4 Травматическая эпидемия. |
Что такое несчастный случай: - на
дорогах |
Урок – диалог, практикум. | ||
Урок 5 Я несу ответственность за себя. |
Занятие спортом. Развитие гибкости. Как победить простуду. Особенности подросткового возраста – отдельно девочки, отдельно мальчики. Незаконченный тезис: Я – это …(5 раз). Вывод учащихся о неповторимости человека и необходимости беречь свое здоровье, окружающий мир и развивать свои способности. |