Разработка урока семинара-практикума по теме: "Кровь. Кровообращение"

Разделы: Биология


 Данная тема изучается по интегральной технологии с использованием ИКТ.

Все уроки темы сдвоенные. 

Задачи темы:

  1. Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови, инфекционных заболеваниях, о большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца.
  2. Развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции (кровяных клеток, сердца, сосудов).
  3. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом, оказывать первую помощь при кровотечениях.
  4. .В рамках здоровьесберегающей программы продолжать гигиеническое воспитание, доказывая опасность наркотиков, алкоголя, курения.
  5. Развивать логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроках (анализ, сравнение, обобщение, самонаблюдения, синтез).

Уроки постоянной части блока

1 и 2 уроки. Лекция, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Презентация.

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке
Лекция с использованием презентации Составляют конспект в результате прослушивания лекции и работы с презентацией

Знакомство с домашним заданием (вопросы 1 уровня, 2 и 3 уровней)

Уроки переменной части блока

Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке
3 и 4 уроки  
Учитель организует работу учащихся в группах, выступает на уроке в роли консультанта Учащиеся образуют произвольные группы по 5 человек и работают по карточкам 1 уровня.

За 15 минут до конца 4 урока учащиеся пишут контрольный срез по карточкам 1 уровня

5 и 6 уроки  
Учитель знакомит учащихся с результатами контрольного среза 1 уровня, организует работу в группах 1 и 2 уровней и выступает в роли консультанта. В классе выделились 2 группы.

1 группа учащихся, которые не выполнили контрольную работу 1 уровня. Они продолжат работу с теми же карточками

2 группа учащихся, выполнивших контрольную работу 1 уровня, т. е. они получили оценку "3" и могут претендовать на оценку "4". Им предлагаются карточки 2 уровня. Эти учащиеся работают в группе 2 уровня. Источник знаний для уч-ся –конспект, учебник.

За 15 минут до конца 6 урока учащиеся пишут контрольный срез по карточкам 1 и 2 уровней

7 и 8 уроки  
Учитель знакомит учащихся с результатами контрольного среза 6 урока, организует работу в группах 1, 2, 3 уровней.

 

В классе  выделились 3 группы.

 1 группа - ученики, которые до сих пор не усвоили эту тему. Они продолжают работать с карточками 1 уровня. 2 группа - ученики, которые работают с карточками 2 уровня и претендуют на оценку "4". 3 группа - ученики, которые работают с карточками 3 уровня и претендуют на оценку "5". Они работают с карточками повышенной трудности, ответы на которые можно найти в дополнительной литературе.

9 и 10 уроки: Семинар – практикум
Учитель организует работы в группах и работает с остальной частью класса в нужном ему режиме.

Организует “публичную защиту” групп, получивших задание.

Часть учащихся класса объединяются в группы и получают задание на определенное время.

По истечении времени группы отчитываются о своей работе.

Остальная часть учащихся работает с учителем.

Учащиеся оценивают работу групп вместе с учителем.

11 и 12 Уроки обобщающего повторения и контроля  
Учитель составляет трехуровневые задания для контрольной работы.

Организует повторение и контрольную работу.

Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего: 2 - 3 задания 1 уровня, 1 - 2 задания 2 уровня, 1 задание 3 уровня.

 Образцы карточек

1 уровень

Вариант № 1

Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Каким образом они связаны между собой?

2 уровень

Вариант № 1

Почему клеткам для процесса жизнедеятельности необходима жидкая среда?

Вариант № 2

Почему внутренняя среда организма относительно постоянна?

Вариант № 2

В чём проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?

3 уровень

Работа № 95

На первом году жизни ребенка наблюдается в его крови относительно большое число лейкоцитов. По мере роста и развития ребенка происходит их постепенное снижение. Почему?

Работа № 116

При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все – защитные реакции организма. Дайте объяснения этим явлениям.

 Урок в форме семинара-практикума

Урок семинар-практикум является 9 – 10 уроками темы. Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков осуществляется активное использование групповой работы. Для этого в Интегральной технологии была создана специальная форма урока – семинар-практикум.

Семинар-практикум является мобильной формой урока, позволяющей достигать разнообразных психологических и дидактических целей. Часть учащихся класса на уроке объединяются в группы, и каждая группа получает задание на определенное ограниченное время. На данном уроке образовалось 5 групп.

1 и 2 группы получили заранее задания, которые оформляют в виде презентации:

1 группа – “Сердечно-сосудистые заболевания”,

2 группа – “Причины ослабления и укрепления иммунитета,”

3 группа – выполняет лабораторную работу: “Первая помощь при кровотечениях”,

4 группа – “Строение крови”,

5 группа – “Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку”.

Пока все группы заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме.

Фронтальная работа с группой учащихся (образец заданий)

“По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу”.
О чем идет речь? (Кровь.)

 Каковы функции крови? (Дыхательная – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким; питательная – доставляет пищевые вещества к клеткам; выделительная – выносит ненужные продукты распада; терморегуляционная – регулирует температуру тела; транспортная – связывает разные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются; защитная    – лимфоциты нейтрализуют чужеродные вещества и микроорганизмы.

После фронтальной работы эта группа учащихся выполняет диктант (1 вариант “Кровь”, 2 – “Кровообращение”.

 По истечении времени группы отчитываются о своей работе в той или иной форме. Среди этих форм могут быть отчет группы учителю, заранее назначенному ученику-контролеру, другой группе. Но наиболее эффективным вариантом является “публичная защита”: один представитель группы рассказывает классу (той его части, что не занята в других группах) о задаче и о том, как группа ее решала.

1 группа после защиты выполняет 6 упражнений по мультимедийному диску “Биология” 9 класс анатомия и физиология человека.

2 группа после защиты выполняет 6 упражнений по мультимедийному диску “Биология”.

Эти группы получают дополнительные оценки.

3 и 4 группы после защиты получают карточки повышенной трудности и выполняют их в группе, и сдают учителю в конце урока.

5 группа после защиты дает рекомендации классу выяснить через функциональные пробы степень тренированности своего сердца.

Учащиеся получают листочки с напечатанной программой здорового сердца.

В группах обсуждается, с какими пунктами программы учащиеся не согласны и почему.

В результате работы с презентацией учителя исправляются ошибочные понятия пунктов программы

Через презентацию учащиеся знакомятся с достижениями в области пересадки сердца.

 В заключение урока ученица читает стихотворение “Прости меня, сердце мое”.

Раздают участникам семинара листочки с напечатанными “Программой здорового сердца”, “Укрепите свой иммунитет” (фиторецепты) и “Экспресс диагностика стресса” по температуре и влажности ладони.

Учитель благодарит всех за участие в уроке и выставляет оценки.

“Прости меня, сердце мое”

Р. Гамзатов

- Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое