Данная тема изучается по интегральной технологии с использованием ИКТ.
Все уроки темы сдвоенные.
Задачи темы:
|
Уроки постоянной части блока
1 и 2 уроки. Лекция, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Презентация.
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учащихся на уроке |
Лекция с использованием презентации | Составляют конспект в результате
прослушивания лекции и работы с презентацией Знакомство с домашним заданием (вопросы 1 уровня, 2 и 3 уровней) |
Уроки переменной части блока
Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
3 и 4 уроки | |
Учитель организует работу учащихся в группах, выступает на уроке в роли консультанта | Учащиеся образуют произвольные группы
по 5 человек и работают по карточкам 1 уровня. За 15 минут до конца 4 урока учащиеся пишут контрольный срез по карточкам 1 уровня |
5 и 6 уроки | |
Учитель знакомит учащихся с результатами контрольного среза 1 уровня, организует работу в группах 1 и 2 уровней и выступает в роли консультанта. | В классе выделились 2 группы. 1 группа учащихся, которые не выполнили контрольную работу 1 уровня. Они продолжат работу с теми же карточками 2 группа учащихся, выполнивших контрольную работу 1 уровня, т. е. они получили оценку "3" и могут претендовать на оценку "4". Им предлагаются карточки 2 уровня. Эти учащиеся работают в группе 2 уровня. Источник знаний для уч-ся –конспект, учебник. За 15 минут до конца 6 урока учащиеся пишут контрольный срез по карточкам 1 и 2 уровней |
7 и 8 уроки | |
Учитель знакомит учащихся с
результатами контрольного среза 6 урока,
организует работу в группах 1, 2, 3 уровней.
|
В классе выделились 3 группы. 1 группа - ученики, которые до сих пор не усвоили эту тему. Они продолжают работать с карточками 1 уровня. 2 группа - ученики, которые работают с карточками 2 уровня и претендуют на оценку "4". 3 группа - ученики, которые работают с карточками 3 уровня и претендуют на оценку "5". Они работают с карточками повышенной трудности, ответы на которые можно найти в дополнительной литературе. |
9 и 10 уроки: Семинар – практикум | |
Учитель организует работы в группах и
работает с остальной частью класса в нужном ему
режиме. Организует “публичную защиту” групп, получивших задание. |
Часть учащихся класса объединяются в
группы и получают задание на определенное время. По истечении времени группы отчитываются о своей работе. Остальная часть учащихся работает с учителем. Учащиеся оценивают работу групп вместе с учителем. |
11 и 12 Уроки обобщающего повторения и контроля | |
Учитель составляет трехуровневые
задания для контрольной работы. Организует повторение и контрольную работу. |
Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего: 2 - 3 задания 1 уровня, 1 - 2 задания 2 уровня, 1 задание 3 уровня. |
Образцы карточек
1 уровень Вариант № 1 Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Каким образом они связаны между собой? |
2 уровень Вариант № 1 Почему клеткам для процесса жизнедеятельности необходима жидкая среда? |
Вариант № 2 Почему внутренняя среда организма относительно постоянна? |
Вариант № 2 В чём проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией? |
3 уровень Работа № 95 На первом году жизни ребенка наблюдается в его крови относительно большое число лейкоцитов. По мере роста и развития ребенка происходит их постепенное снижение. Почему? |
|
Работа № 116 При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все – защитные реакции организма. Дайте объяснения этим явлениям. |
Урок в форме семинара-практикума
Урок семинар-практикум является 9 – 10 уроками темы. Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков осуществляется активное использование групповой работы. Для этого в Интегральной технологии была создана специальная форма урока – семинар-практикум.
Семинар-практикум является мобильной формой урока, позволяющей достигать разнообразных психологических и дидактических целей. Часть учащихся класса на уроке объединяются в группы, и каждая группа получает задание на определенное ограниченное время. На данном уроке образовалось 5 групп.
1 и 2 группы получили заранее задания, которые оформляют в виде презентации:
1 группа – “Сердечно-сосудистые заболевания”,
2 группа – “Причины ослабления и укрепления иммунитета,”
3 группа – выполняет лабораторную работу: “Первая помощь при кровотечениях”,
4 группа – “Строение крови”,
5 группа – “Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку”.
Пока все группы заняты решением своих задач, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме.
Фронтальная работа с группой учащихся (образец заданий)
“По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу”.
О чем идет речь? (Кровь.)
Каковы функции крови? (Дыхательная – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким; питательная – доставляет пищевые вещества к клеткам; выделительная – выносит ненужные продукты распада; терморегуляционная – регулирует температуру тела; транспортная – связывает разные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются; защитная – лимфоциты нейтрализуют чужеродные вещества и микроорганизмы.
После фронтальной работы эта группа учащихся выполняет диктант (1 вариант “Кровь”, 2 – “Кровообращение”.
По истечении времени группы отчитываются о своей работе в той или иной форме. Среди этих форм могут быть отчет группы учителю, заранее назначенному ученику-контролеру, другой группе. Но наиболее эффективным вариантом является “публичная защита”: один представитель группы рассказывает классу (той его части, что не занята в других группах) о задаче и о том, как группа ее решала.
1 группа после защиты выполняет 6 упражнений по мультимедийному диску “Биология” 9 класс анатомия и физиология человека.
2 группа после защиты выполняет 6 упражнений по мультимедийному диску “Биология”.
Эти группы получают дополнительные оценки.
3 и 4 группы после защиты получают карточки повышенной трудности и выполняют их в группе, и сдают учителю в конце урока.
5 группа после защиты дает рекомендации классу выяснить через функциональные пробы степень тренированности своего сердца.
Учащиеся получают листочки с напечатанной программой здорового сердца.
В группах обсуждается, с какими пунктами программы учащиеся не согласны и почему.
В результате работы с презентацией учителя исправляются ошибочные понятия пунктов программы
Через презентацию учащиеся знакомятся с достижениями в области пересадки сердца.
В заключение урока ученица читает стихотворение “Прости меня, сердце мое”.
Раздают участникам семинара листочки с напечатанными “Программой здорового сердца”, “Укрепите свой иммунитет” (фиторецепты) и “Экспресс диагностика стресса” по температуре и влажности ладони.
Учитель благодарит всех за участие в уроке и выставляет оценки.
“Прости меня, сердце мое”
Р. Гамзатов
- Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое