Проверка по текущим темам |
Развивающие задания, закрепление пройденных тем |
Со словом с непроверяемым написанием |
Тема: «Число имен
существительных». 1. Вставить пропущенные буквы в слова Вороб…и, к…ровы, карандаш…, щ…нки, с…кунды, з…дачи. |
2. Найти слово, где количество
букв и звуков не совпадает, образовать от него
однокоренное слово, с
уменьшительно-ласкательным значением (воробьи-воробышек). 3. Записать слова в форме единственного числа (воробей, корова, карандаш, щенок, секунда, задача). |
4. Догадаться какое слово
спрятано (в 3 пункте) В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» ворона. 5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные. 6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти. Проворонила ворона вороненка. |
Тема: «Правописание
приставок». 1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок Надстроить, надписать, залезать, замерзать, перевоз, переходить. |
2. Указать части речи 3. Найти «лишнее» слово (перевод) разобрать его по составу. |
4. «Собрать» словарное слово (п. 1) налево 5. Указать часть речи, подобрать антоним. |
Тема: «Правописание
безударных окончаний глагола». 1. Записать под диктовку, комментируя написание безударных гласных. Озябнешь, барабанишь, окружают, рыбачите, обманываешь, настелишь, аромат. |
2. Выделить «лишнее» слова (Аромат). 3. Назвать глаголы с приставками. 4. Определить число глаголов. |
5. Разгадать спрятанное слово (по
начальным буквам). 6. Работа над лексическим значением слова оборона – боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района. 7. Подобрать антонимы: оборона - нападение, оборонительный – наступательный. 8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил – победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение. |
Тема: «Правописание
прилагательных мужского и среднего рода». 1. Под диктовку: большой, громкий, интонация, замкнутое, вместе, весеннее, инициатива, утренний. |
2. Выделить 1 слово (наречие),
составить с ним предложение по схеме: ____ ._._._. _ _ _ ______ ._._. 3. Оставшиеся слова разбить на 2 группы (прилагательное и существительное). 4. В прилагательных определить род, выделить окончания. |
5. Догадаться, какое слово
загадано (по вторым буквам). 6. Найти значение слова орнамент в толковом словаре. 7. Составить орнамент, используя буквы и элементы букв этого слова. |
Тема: «Правописание
безударных окончаний глагола». 1. Записать слова, вставив пропущенные буквы. Прос…ться, перенос…т, почувству…шь, встан…шь, прокладыва…шь, след…шь. |
2. Определить спряжение и лицо
глаголов. 3. Выделить «лишнее» слово. |
4. Словарное слово состоит из 6
букв: п _ _ _ _ь. 5. Лексическое значение слова печаль – чувство грусти, скорби, состояние душевной горести. 6. Образовать: а) прилагательное жен. р., б) наречие – что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвр. значении неопределенной формы от 3 л.») |
Тема: «Правописание
безударных гласных». 1. Записать под диктовку Переселить, лесник, адрес, товарищ, отлетел, коротенький. |
2. Сгруппировать (рассматриваются 2 варианта: по частям речи и по проверяемости – непроверяемости безударных гласных) | 3. Объяснить значение словарного
слова платок. Платок – предмет одежды, кусок ткани или вязанное трикотажное изделие обычно квадратной формы. 4. На каждую букву слова подобрать другое слово; относящееся к одежде. |
Тема: «Правописание
безударных окончаний глагола». 1. Под диктовку: светлеешь, ездите, колешь, реет, ехать, тают. |
2. В каком слове нет орфограммы в
окончании? 3. Определить лицо глаголов. |
4. По начальным буквам собрать
слово. 5. Объяснить лексическое значение. Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других. 6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что…». 7. Образовать однокоренные слова. |
В качестве примера предлагаю уроки, построенные по принципу рассматриваемой методики.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».
Цели: Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения; выработать умения и навыки по применению этого правила; развивать умения анализировать, делать обобщения и выводы; воспитывать внимание и интерес к языку.
Ход урока.
Этап урока |
Речь учителя (ответы детей) |
Использование доски |
Работа в тетради |
I. Чистописание | Посмотрите на слова, выделите
одно слово (задачам – т.к. оно не в начальной
форме). Слово стирается с доски. На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех существительных ед. ч. Напишите мягкий знак, чередуя его с выделенными буквами. - Что общего у всех выделенных букв? |
1 строчка: рожь, мелочи,
мышь, мыши, шалаши, воробьи; 2 строчка: вещь, задачам, ландыши, циркачи, печь, ковши. |
ь ж ь ч ь ш ь щ |
II. Словарь | Словарное слово спряталось в
словах 1 строчки. Поставьте этот глагол в
неопределенную форму. - Какие значения у этого слова? (осуществить вычисления; обдумав, придти к необходимости осуществить какие-либо шаги, действия, поступки) Вспомните, какое слово мы исключили на чистописании? (Задачам.) Составить предложение с этими словами по схеме. |
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение | Решишь, решить Катя решила трудные задачи. |
III. Формулирование темы урока | Из слов, записанных на доске
выписать слова, стоящие в форме ед. ч., в столбик. -Что объединяет эти слова? (объявление темы урока). А в другой столбик запишем слова, которые я загадала: - небольшое насекомоядное насекомое с
иглами на теле. - Сравните два столбика. |
Рожь еж |
|
IV. Физминутка | Изобразите фразу: | Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ. | |
V. Закрепление | Запишите под диктовку слова: луч,
помощь, нож, ночь Объяснить правописание. В словах спряталось еще одно слово (Ложь). Подберите к нему антоним. К антониму однокоренное прилагательное, глагол. |
Луч, помощь, нож, ночь.
Ложь – правда, правдивый, оправдать. |
|
VI. Самостоятельная работа | А теперь мы проверим, насколько
Вы поняли, в каких случаях пишется мягкий знак
после шипящих. Слова, (См. стоящие во мн. числе, записать в форме ед. ч. Сравните с доской, если у Вас также, пользуясь кодом, разгадайте последнее слово. Молодцы! |
Код: Из 1 слова – 1 буква; |
Мелочь, мышь, шалаш, воробей, ландыш, циркач, ковш. |
VII. Итог урока. | - Что нового узнали? Что запомнилось? |
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Правописание не с глаголами».
Цели: Познакомить с новой служебной частью речи – частицей не, показать ее отрицательный смысл, уяснить правило написания частицы с глаголами; развивать умение анализировать, делать обобщение и выводы, логическое мышление; воспитывать внимание, интерес и любовь к русскому языку.
Ход урока.
I. Поля поет. Тоня тонет.
Дима Дашу не догонит.
Вера варит кашу Варе.
- А глаголы вы узнали?
Если да, то текст спишите и глаголы подчеркните.
- Какой из глаголов можно выделить? Почему?
II. – Почему я в тексте выделила некоторые буквы?
Чистописание: элементы букв у, д, р, труд, пруд
- Вспомните пословицу, опираясь на эти слова. Объясните смысл.
Спишите: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Все слова этой пословицы можно разделить на две группы. Для этого попробуйте поставить вопросы к каждому слову.
III. В русском языке есть части речи, которые называются служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. Как вы выяснили, к служебному слову нельзя поставить вопрос. Итак, к служебным частям речи относятся?…
- Обратите внимание, как написана частица с глаголом? Выпишите глагол без частицы и сравните по смыслу. Какой вывод можно сделать?
IV. Измените глагол вытащить по лицам и числам (самостоятельно). Проверка.
V. Угадайте пословицу, каждое слово заменив на противоположное по смыслу.
Неумелые ноги знают веселье. (Умелые руки не знают скуки.)
Синтаксический разбор предложения.
VI. Игра.
- Я буду читать предложения, а вы, изменив их, должны определить к какой литературной форме они относятся.
1. Лает, кусает, в дом не пускает.
2. Сяду на пенек, съем пирожок.
3. После драки кулаками не машут.
VII. Работа по учебнику.
Упражнение 116 (учебник А.В. Поляковой «Ряз» 3 кл)
VIII. Сказка «Сила любви» (по Кривину).
После прослушивания:
- Как вы думаете, почему эта частица пишется слитно с глаголами?
Запомни: ненавидеть, негодовать, неволить.
Составьте предложение с любым из слов.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали? С чем познакомились? Что запомнилось?
X. Домашнее задание
1. Составь предложения, используя
фразеологизмы: мухи не обидит; не видит
дальше своего носа; голова не варит.
2. «Спрячьте» любое из словарных слов (ненавидеть,
негодовать, неволить) в свои слова.