Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Проверка по текущим темам

Развивающие задания, закрепление пройденных тем

Со словом с непроверяемым написанием

Тема: «Число имен существительных».

1. Вставить пропущенные буквы в слова

Вороб…и, к…ровы, карандаш…, щ…нки, с…кунды, з…дачи.

2. Найти слово, где количество букв и звуков не совпадает, образовать от него однокоренное слово, с уменьшительно-ласкательным значением (воробьи-воробышек).

3. Записать слова в форме единственного числа (воробей, корова, карандаш, щенок, секунда, задача).

4. Догадаться какое слово спрятано (в 3 пункте)
В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» ворона.

5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные.

6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти.

Проворонила ворона вороненка.

Тема: «Правописание приставок».

1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок

Надстроить, надписать, залезать, замерзать, перевоз, переходить.

2. Указать части речи

3. Найти «лишнее» слово (перевод) разобрать   его по составу.

4. «Собрать» словарное слово (п. 1) налево

5. Указать часть речи, подобрать антоним.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Записать под диктовку, комментируя написание безударных гласных.

Озябнешь, барабанишь,  окружают, рыбачите,   обманываешь, настелишь, аромат.

2. Выделить «лишнее» слова (Аромат).

3. Назвать глаголы с приставками.

4. Определить число глаголов.

5. Разгадать спрятанное слово (по начальным буквам).

6. Работа над лексическим значением слова оборона – боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района.

7. Подобрать антонимы: оборона - нападение, оборонительный – наступательный.

8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил – победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение.

Тема: «Правописание прилагательных мужского и среднего рода».

1. Под диктовку: большой, громкий, интонация, замкнутое, вместе, весеннее, инициатива, утренний.

2. Выделить 1 слово (наречие), составить с ним предложение по схеме:

____ ._._._. _ _ _ ______ ._._.

3. Оставшиеся слова разбить на 2 группы (прилагательное и существительное).

4. В прилагательных определить род, выделить окончания.

5. Догадаться, какое слово загадано (по вторым буквам).

6. Найти значение слова орнамент в толковом словаре.

7. Составить орнамент, используя буквы и элементы букв этого слова.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Записать слова, вставив пропущенные буквы.

Прос…ться, перенос…т, почувству…шь, встан…шь, прокладыва…шь, след…шь.

2. Определить спряжение и лицо глаголов.

3. Выделить «лишнее» слово.

4. Словарное слово состоит из 6 букв:
п _ _ _ _ь.

5. Лексическое значение слова печаль – чувство грусти, скорби, состояние душевной горести.

6. Образовать: а) прилагательное жен. р., б) наречие – что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить  Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвр. значении неопределенной формы от 3 л.»)

Тема: «Правописание безударных гласных».

1. Записать под диктовку

Переселить, лесник, адрес, товарищ, отлетел, коротенький.

2. Сгруппировать (рассматриваются 2 варианта:  по частям речи и по проверяемости – непроверяемости безударных гласных) 3. Объяснить значение словарного слова платок.

Платок – предмет одежды, кусок ткани или вязанное трикотажное изделие обычно квадратной формы.

4. На каждую букву слова подобрать другое слово; относящееся к одежде.

Тема: «Правописание безударных окончаний глагола».

1. Под диктовку:

светлеешь, ездите, колешь, реет, ехать, тают.

2. В каком слове нет орфограммы в окончании?

3. Определить лицо глаголов.

4. По начальным буквам собрать слово.

5. Объяснить лексическое значение. Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.

6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что…».

7. Образовать однокоренные слова.

В качестве примера предлагаю уроки, построенные по принципу рассматриваемой методики.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».

Цели: Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения; выработать умения и навыки  по применению этого правила; развивать  умения анализировать, делать обобщения и выводы; воспитывать внимание и интерес к языку.

Ход урока.

Этап урока

Речь учителя (ответы детей)

Использование доски

Работа в тетради

I. Чистописание Посмотрите на слова, выделите одно слово (задачам – т.к. оно не в начальной форме). Слово стирается с доски.
На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех существительных ед. ч.
Напишите мягкий знак, чередуя его с выделенными буквами.
- Что общего у всех выделенных букв?
1 строчка: рожь, мелочи, мышь, мыши, шалаши, воробьи;

2 строчка: вещь, задачам, ландыши, циркачи, печь, ковши.

ь ж ь ч ь ш ь щ
II. Словарь Словарное слово спряталось в словах 1 строчки. Поставьте этот глагол в неопределенную форму.
- Какие значения у этого слова? (осуществить   вычисления; обдумав, придти к необходимости осуществить какие-либо шаги, действия, поступки)
Вспомните, какое слово мы исключили на чистописании? (Задачам.)
Составить предложение с этими словами по схеме.
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение Решишь, решить

Катя решила трудные задачи.

III. Формулирование темы урока Из слов, записанных на доске выписать слова, стоящие в форме ед. ч., в столбик.
-Что объединяет эти слова? (объявление темы урока).
А в другой столбик запишем слова, которые я загадала:

- небольшое насекомоядное насекомое с иглами на теле.
- мягкая часть печеного хлеба
- суп со свеклой и другими овощами.
- искусственный камень-брусок из обожженной глины, употребляемый для построек.

- Сравните два столбика.
Что общего, чем отличаются?
Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих.

   

 

 

 

Рожь еж
Мышь мякиш
Вещь борщ
Печь кирпич

IV. Физминутка Изобразите фразу: Королевич услышал плач, надел плащ и потерял ключ.  
V. Закрепление Запишите под диктовку слова: луч, помощь, нож, ночь
Объяснить правописание.
В словах спряталось еще одно слово (Ложь).
Подберите к нему антоним. К антониму однокоренное   прилагательное, глагол.
  Луч, помощь, нож, ночь.

Ложь – правда, правдивый, оправдать.

VI. Самостоятельная работа А теперь мы проверим, насколько Вы поняли, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих.
Слова, (См. стоящие во мн. числе, записать в форме ед. ч.
Сравните с доской, если у Вас также, пользуясь кодом, разгадайте последнее слово.
Молодцы!
Код:

Из 1 слова – 1 буква;
Из 7 слова – 2 буква;
Из 3 слова – 3 буква;
Из 4 слова – 4 буква;
Из 5 слова – 4 буква;
Из 6 слова – 1 буква;
Из 2 слова – 2 буква;

Мелочь, мышь, шалаш, воробей, ландыш, циркач, ковш.
VII. Итог урока. - Что нового узнали? Что запомнилось?  

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Правописание не с глаголами».

Цели: Познакомить с новой служебной частью речи – частицей не, показать ее отрицательный смысл, уяснить правило написания частицы с глаголами; развивать умение анализировать, делать обобщение и выводы, логическое мышление; воспитывать внимание, интерес и любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Поля поет. Тоня тонет.
Дима Дашу не догонит.
Вера варит кашу Варе.

- А глаголы вы узнали?
Если да, то текст спишите и глаголы подчеркните.
- Какой из глаголов можно выделить? Почему?

II. – Почему я в тексте выделила некоторые буквы?

Чистописание: элементы букв у, д, р, труд, пруд

- Вспомните пословицу, опираясь на эти слова. Объясните смысл.

Спишите: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

- Все слова этой пословицы можно разделить на две группы. Для  этого попробуйте поставить вопросы к каждому слову.

III. В русском языке есть части речи, которые называются служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не  бывают членами предложений. Как вы выяснили, к служебному слову нельзя поставить  вопрос. Итак, к служебным частям речи относятся?…

- Обратите внимание, как написана частица с глаголом? Выпишите глагол без частицы и сравните по смыслу. Какой вывод можно сделать?

IV. Измените глагол вытащить по лицам и числам (самостоятельно). Проверка.

V. Угадайте пословицу, каждое слово заменив на противоположное по смыслу.

Неумелые ноги знают веселье. (Умелые руки не знают скуки.)

Синтаксический разбор предложения.

VI. Игра.

- Я буду читать предложения, а вы, изменив их, должны определить к какой литературной форме они относятся.

1. Лает, кусает, в дом не пускает.
2. Сяду на пенек, съем пирожок.
3. После драки кулаками не машут.

VII. Работа по учебнику.

Упражнение 116 (учебник А.В. Поляковой «Ряз» 3 кл)

VIII. Сказка «Сила любви» (по Кривину).

После прослушивания:

- Как вы думаете, почему эта частица пишется слитно с глаголами?

Запомни: ненавидеть, негодовать, неволить.

Составьте предложение с любым из слов.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали? С чем познакомились? Что запомнилось?

X.  Домашнее задание

1. Составь предложения, используя фразеологизмы: мухи не обидит; не видит дальше своего носа; голова не варит.
2. «Спрячьте» любое из словарных слов (ненавидеть, негодовать, неволить) в свои слова.