Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии.
Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.
Урок 9/1
Планы-конспекты уроков
I. Актуализация имеющихся знаний по теме.
1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера)
/Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/
2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека)
II. Синтаксическая пятиминутка.
*Записать только характеристику предложений по структуре:
1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом).
*Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры.
*Какой документ регламентирует постановку знаков препинания?
*Назовите принципы русской пунктуации.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов).
- Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их.
Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам:
- Что же такое словосочетание?
- По слитности компонентов какие выделяются словосочетания?
- По структуре? - По главному слову?
3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам).
- Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания.
- Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их.
/Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/
IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358).
Урок 10 /2
I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально).
- Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные?
II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ).
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды.
1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/
а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5.
2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2?
3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4?
4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении.
5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово:
а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу.
2. Упр. 359. (устно).
4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом…
/На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/
IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания.
Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях).
Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”.
Урок 11/3
I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске).
1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их.
1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына.
2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник.
2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске).
1) Пришёл извиниться; 2) оловянные солдатики; 3) в густеющем мраке; 4) прекрасно образован; 5) опубликовал роман; 6) рядом с домом; 7) договорить насчёт поездки; 8) вышел молча; 9) ждать гостей; 10) упершись руками; 11) оберегаемый жителями; 12) свято хранимый; 13) написать письмо.
II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков.
1. Упр. 362. (по заданиям учебника).
2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом).
1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным:
а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение.
2. Укажите словосочетание со связью “согласование”:
а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями.
3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи:
а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам;
г) посаженные деревья, хорошо подготовленный.
4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления:
а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем.
5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/
III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков.
Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану).