Вопрос формирования грамотного письма в начальной школе является одним из самых актуальных. “Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедшего отражение в трудах К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, Д. И. Тихомирова, В. А. Флерова, а также современных методистов и психологов – М. В. Ушакова, С. П. Редозубова, Л. К. Назаровой и особенно Н. С. Рождественского, Д. Н. Богоявленского”[1]. Однако нельзя не признать, что за последние десятилетия, несмотря на все обилие методов и приемов преподавания русского языка, орфографическая грамотность учащихся не повысилась значительно. Эта статья – “малая попытка” решения проблемы правописания в начальных классах. Словосочетание “малая попытка” здесь взята в кавычки, потому что в статье раскрывается только часть проблемы и на сравнительно небольшом материале. Предметом разговора станут только те слова русского языка, в которых есть непроверяемые орфограммы или слова с труднопроверяемыми написаниями для учащихся 1 класса.
За последний годы пришлось не раз задуматься над тем, как много слов появляется в жизни первоклассника и как активно пополняется его запас знаний. У ряда детей класса возникают трудности в запоминании слов, написание которых нельзя проверить. Такие слова мы называем “словарные”, а именно слова из словаря. Ведь словарная работа является одним из основных средств обогащения словарного запаса школьников в начальной школе. В одной из своих статей Н.С.Рождественский писал: “Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности”. А программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. (Приложение 1) Как же помочь маленькому ученику выучить эти слова? Изучив современную литературу и разные статьи, можно выделить ряд приемов, с помощью которых мне удалось помочь группе своих учеников.
В качестве эффективных приемов формирования орфографической зоркости можно
выделить следующие упражнения:
– подчеркивание “опасных мест” в слове,
– письмо с “дырками”,
– нахождение чужих ошибок,
– списывание с различными заданиями (“гласные потерялись”, “расставь слоги по
порядку”, “назови одним словом”, “слова спрятались”, “найди лишнее слово” и
другие),
– диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные,
предупредительные, по памяти),
– кроссворды.
Но все подобные задания и тренировки давали не 100% результат. У детей 6–8 лет еще не до конца сформированы основные познавательные процессы (восприятие, мышление, память) и к этому надо относиться серьезно. Поэтому мои поиски продолжились. Со временем обнаружилось, что часть детей нуждается в специальной работе по запоминанию слов? Общеизвестно, что “запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что мы получаем из окружающей среды, что воздействует на наши органы чувств”[2]. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Но пора затронуть такую память как “оперативная”. Это запоминание “покуда нужно”, то есть “память, работающая несколько секунд”[3]. По У. Гамильтону “человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибок до семи предметов”[4]. Проверка объема оперативной памяти у детей класса показала, что у тех учеников, которые испытывают больше трудностей в написании словарных слов, она меньше, чем у успешных школьников. Когда начались тренировки оперативной памяти, то возник вопрос: как из кратковременной памяти, которая играет не менее существенную роль в механизме устной и письменной речи, информацию перевести в долговременную память.
Еще в 2000 году мне попалось в руки пособие для учителя “Развитие памяти и повышение грамотности” автора Валентины Лайло [5]. Автор предлагала примерное планирование уроков для целенаправленных занятий по развитию памяти, а также рекомендовала практические материалы и методические приемы для совершенствования навыков грамотного письма. Похожие мысли, наверняка, возникают у многих практикующих учителей нашего столетия, но каждый ищет свой путь. Теперь эта книга послужила для меня толчком к накоплению материала, который можно было результативно использовать в работе со словами с непроверяемой орфограммой. Что же помогло перевести кратковременные знания учащихся в долговременные знания? Ответ оказался простым – это зрительная память плюс некоторые известные всем приемы запоминания. Нам помог картинный словарь-помощник. Как он появился? Часть материала была позаимствована у ранее перечисленных авторов, а часть мы придумали вместе с детьми.
Сначала я выписала все слова, с которыми придется работать детям, их оказалось не так уж и мало. Затем просмотрела психологическое обоснование для необходимого вида работы. Подключила к этой работе загадки, потому что они являются исторической памятью народа и развивают такие качества, как наблюдательность и сообразительность. Накопила подборку пословиц и поговорок. Подобрала стихи и песенки ко всем словам. Просмотрела различные ребусы. Создавая картинный словарик (Приложение 2 (1-14)), мы использовали запоминание с помощью кроссворда (пенал, тетрадь, молоко, соловей); чтение слова или его части наоборот, то есть рассматривание перевертышей (шалаш, камыш). Помогли и такие способы, как деление слова на входящие в него “значимые сочетания” звуков и букв (в слове работа – “раб”, капуста от слова “кап”, собака по кличке Соб) и написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета – ассоциативное запоминание (ромашка круглая, как буква “о”). Хорошо заработал и прием объединения слов в группы по разным категориям (одинаковая орфограмма, тематические группы). При этом выстроенная сюжетная линия заучивается обобщенным способом. Например, попарно (береза– ветер) или группами (девочка, корзина, обед, ягода, яблоко, яблони, огурец, орех). Используя придумывание предложений – шуток, предложений – небылиц, мы тоже помогаем запомнить ученику “опасные места” в словах. При этом наши сочинения могут быть не очень содержательными или вовсе лишенные смысла. В данном случае это неважно. Например, в предложении “Див сидит на диване и ест лимон” – объединены слова, в которых надо писать букву “и”. Опорное слово здесь “див”, гласный звук [и] находится под ударением и можно использовать прием “вешалки”, при котором запоминаются и друзья этого слова. Главная цель такой работы – запомнить ряд слов. Выделяя орфограммы для их “усиления” или “уярчения”, интересно посмотреть этимологию слова. Так, например слово “топор” от слова “топать”. Этот глагол с ударение на первом слоге имел значение “ударять”, “рубить”. Топор = буквально “топало”. Сделать “ошибкоопасное” место в слове ярким, то есть незабываемым можно и с помощью ребусов (сорока – сорок букв “а”). Так же можно познакомить учеников со значением греко-латинских словообразовательных элементов, что поможет понять им, насколько тесна связь между родным языком и давно исчезнувшими, “мертвыми” языками (тетрадь – “тетра”).
Закон памяти – это способность забывать. О нем надо знать и с ним надо считаться. Чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не была тяжелым трудом для малышей первоклассников, надо сделать ее легкой. Попробуйте использовать подобный картинный словарь – помощник, чтобы запоминание превратилось в “запоминание навсегда”. Работать с таким словарем несложно. Основное требование – это повторение с соблюдением временных промежутков. Зрительная память – хороший помощник. Когда учащиеся проработают весь словарь, можно перейти на краткий словарь (Приложение 3).
Литература:
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – с.3.
- Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп./– М.: Просвещение, 1986. – с.305.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – с. 189.
- Андреев О. А. , Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. – М.: Прометей, 1989. – с.162.
- Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.: ил. (Библиотека учителя начальной школы).
- Емельянова Е. Н. Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009. -96.: ил. – (Серия “Детскому психологу”).
- Фролова Н. Г., Фролов М. Г. Латынь вокруг нас. Греко-латинские словообразовательные элементы в русском языке. Специальный учебный словарь. – Красноярск: изд. “Кларетианум”, 2003. – с. 171.
- Пронина О. В. “Мои волшебные пальчики”. Прописи для первоклассников к учебнику “Моя любимая Азбука” (серия “Свободный ум”) в 5-ти тетрадях. – М.: “Баласс”, 2003.
- Бунеев Р. Н., Бунеев Е. В., Пронина О. В. Русский язык (первые уроки). Учебное пособие для 1-го класса. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.: илл. (Серия “Свободный ум”).
- Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса – М.: Баласс, 2009. – 48 с., ил. (Образовательная система “Школа 2100”, Серия “Свободный мир”).
- Все картинки, используемые в словаре, взяты из интернета.