Словообразование наречий. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • дать представление об основных способах образования наречий;
  • формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий;
  • совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте;
  • развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Слово учителя. Определение целей и задач урока совместно с учащимися.

Тема урока - “Словообразование наречий”. (Слайд 1). Запишите тему и подумайте, насколько мы готовы к изучению данного материала, что мы уже знаем, каковы цели нашего урока. Рассуждения учащихся о том, что они должны знать и уметь к концу урока. ( Слайд 2)

Знать: способы образования наречий

Уметь:

  • находить наречия;
  • разбирать их по составу;
  • определять способ образования наречий;
  • образовывать наречия разными способами;
  • правильно употреблять наречия

2. Морфологическая разминка. Терминологический диктант с заданиями.

2.1.. Запишите грамматические понятия в соответствии с данными определениями.

А) Обозначает признак предмета ...

Б) Обозначает добавочное действие к основному...

В) Обозначает признак по действию ...

Г) Обозначает признак действия ...

2.2. Распределите слова, написанные на доске, по строчкам – укажите их номер рядом с соответствующим грамматическим понятием:

1) думая

2) перелетавший

3) медле(н,нн)о

4) гранитный

5) знающий

6) прочитав

7) вла(стн,сн)ый

8) (на)лев(о,а)

Слайд 3.

Проверьте себя!

А) Имя прилагательное: 4.7

Б) Деепричастие: 1,6

В) Причастие: 2,5

Г) Наречие: 3,8

3. Актуализация знаний.

3.1. - Почему слова № 3,8 являются наречиями? Докажите это. (Рассказ учащихся о наречии как о части речи). Запишите их, объясните правописание

- Что мы знаем о строении наречий? Разберите по составу данные слова. В чем состоит особенность морфемной структуры наречий? Приведите свои примеры.

3.2. - Какие приемы применяем для того, чтобы “увидеть” наречия? Сравните:

(в)дали моря - (в)дали виднеется

(с)начала подумай -(с)начала четверти

(на)верх дома - положить (на)верх

3.3. Проверим наше умение находить наречия и подумаем, какова их функция в тексте.

1 вариант: упр.230–с.103, 2 вариант: упр.238(1,2 пр.) - с.105. (Учебник М.М.Разумовской).

Задание: выразительно прочитать стихотворения, выписать наречия вместе со словом, к которому относятся; определить, какую роль играют наречия в поэтических текстах Ф.Тютчева, И.Сурикова, С. Есенина.

- Как вы думаете, наречия необходимы только в художественном стиле речи? Рассуждения учащихся

4. Изучение нового материала.

4.1. Какие способы образования новых слов мы знаем? Посмотрите на наречия, выписанные из упражнений. (Неохотно, несмело, недаром, ярко, тихо, сверху). Можете ли вы определить, от какого слова и как они образованы?

Укажите способы образования данных наречий. (Эти наречия образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами.)

4.2. Работа с учебником - параграф 16, стр.100-101. Все ли мы сказали об образовании наречий? Какими еще способами образуются наречия? Оформление обобщающей записи в грамматических тетрадях по теме: “Способы образования наречий”. Слайд 4

Опорные схемы. Комментарий, примеры.

5. Тренировочные упражнения.

5.1. Работа в парах. Пользуясь схемами, образуйте наречия от данных слов.

  • 1 вариант: теплый, умоляющий, двое, где
  • 2 вариант:- умный, ободряющий, наш, как

Слайд 5. Взаимопроверка.

  • 1 вар.- тепло, умоляюще, вдвоем, нигде, негде, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-где
  • 2  вар.- умно, ободряюще, по-нашему, никак, кое-как, как-то, как-либо, как-нибудь

- Какой вывод можно сделать? (Наречия образуются от разных частей речи разными способами)

5.2. Работа со словообразовательными цепочками.

Восстановите словообразовательные цепочки:

cлед - ... - бесследно

громкий - ... - ... - погромче

вера - ...- уверить – уверенный - ... - неуверенно Самопроверка. Слайд 6

Запишите словообразовательные цепочки к наречиям: по-домашнему, последовательно. Проверьте себя по словообразовательному словарю учебника (стр.310).

5.3. “Умники и умницы” Верны ли данные высказывания? Ответы: да – нет.

1. Наречие нехорошо образовано приставочным способом

2. Наречие досрочно образовано приставочным способом

3. Наречие бесстрашно образовано суффиксальным способом

4. Наречие издавна образовано приставочно-суффиксальным способом

5. Правильно говорить так: пел более звонче

Ключ: 1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет

Вопросы и комментарии.

5.4. Лингвистический эксперимент

Подберите наиболее подходящее наречие, стремясь восстановить авторский текст. Обоснуйте свой выбор.

(Одиноко, грустно)

Он стоит, задумался глубоко,

(И тихонько, громко-громко) плачет он в пустыне.

(М.Лермонтов)

2. Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто (исподлобья, озлобленно, поневоле)

(А.Пушкин)

3. Внезапно раздался топот скачущей лошади, (круто, быстро) остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, (проворно, умело, бойко) спрыгнул с нее Павлуша. (И.Тургенев)

6. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями. Материал в распечатанном виде для каждого ученика. Ребята сами выбирают для себя определенный уровень сложности, могут пользоваться грамматическими тетрадями, учебником. Уровни сложности: минимальный - тест 1, тест 2; средний – тесты 1, 2, задание 3; повышенный - все задания.

Тест 1. Какое наречие образовано приставочно-суффиксальным способом? Укажите вариант ответа (А, Б, В)

А) трепетно Б) вблизи Г) непросто

Тест 2. Подбери к каждому способу словообразования соответствующее слово. Ответ запиши по образцу: 1б...

1. Суффиксальный

2. Приставочный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Сложение

А) добела б) глубоко в) невесело) г) чуть – чуть

Задание 3. В каких случаях допущена грамматическая ошибка? Отметьте их.

А) Нарисовать красивше

Б) ответить полнее

В) указать более точнее

Запишите в исправленном виде.

Задание 4. Сгруппируйте данные наречия. Укажите, по каким признакам образованы ваши группы.

(На)прав(о,а), оглушительно, (не)когда, по-русски, резко, неласков(о,а) изредка, доверчиво, (не)ярко

7. Рефлексия.

Оцените результаты своей работы по каждой цели, используя знаки - символы.

1) Я знаю способы образования наречий.

2) Я умею:

  • опознавать наречия;
  • разбирать их по составу;
  • определять способ образования наречий;
  • образовывать наречия разными способами;
  • правильно употреблять наречия.

Знаки – символы:

  • ! – делаю это уверенно и без ошибок;
  • ? - иногда сомневаюсь и допускаю ошибки;
  • ... – испытываю затруднения; мне нужно еще поработать дополнительно над темой.

8. Домашнее задание. Упр. 235 или подобрать (составить) текст с наречиями, выполнить их словообразовательный разбор. Индивидуальное задание: сообщение (презентация) на тему “Из истории наречий”

Приложение 1. Презентация. Словообразование наречий. 7 класс.