Цели:
- Воспитывать у детей любовь к русскому языку;
- Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка;
- Развивать аналитическое умение: обобщать наблюдать, сравнивать.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ведущий. Наша научно-исследовательская работа носит название «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение».
Мы изучили из чего буквально состоит слово (его фонетический строй) и каким смыслом оно наполняется (его лексическое наполнение, значение). Итогом нашей исследовательской деятельности явилась презентация, состоящая из лексических «зарисовок».
1-й ученик. Каждое слово имеет свое лексическое значение, но также и свой фонетический состав. Мы попытались проанализировать как звуки соотносятся со значением самого слова. Слова для исследования мы брали из различной области, но все-таки большинство слов в нашей презентации характеризуют какие-либо природные явления.
2-й ученик. Также мы проиллюстрировали каждую «зарисовку» стихотворным четверостишием. Таким образом, мы узнали, что звуки имеют значение не только в повседневной жизни, передают не только определенную ассоциацию с явлением, но и играют огромную роль в поэтической речи.
Ведущий. А теперь посмотрим, как же звуки соотносятся со значением на примерах поэтических текстов.
(читают дети)
1-й ученик.
Дарья Рейнбоу
Дыханье ветра – вдох души,
Шуршанье листьев под ногами,
И чьи-то тихие шаги,
И встреча с нежными глазами.
В данном четверостишии мы явно слышим звук ветра, движение листьев, тихие шаги. Это шуршание передается с помощью согласных звуков «х,ш,ст».
Дыхание соотносится со вдохом, перекликается с тихими шагами. Согласный «х» здесь передается затаенный, кроткий вздох; тихие шаги – говорят о некой тайне, а шуршание листьев четко прослеживается с помощью звука “Ш”.
Согласные в этом четверостишии, словно оплетают строки, донося до нас их смысл.
2-й ученик.
Мария Громова
Дожди. Неделю напролет.
Навылет – через сердце – звуки
Паденья капель. Льет и льет.
Я воду собираю в руки…
Когда на улице ненастная погода, именно в это время во всей окружающей среде шумно, но в то же время спокойно. В стихах слышно, как доносится с помощью согласных звуков звонкое падение хрупких, но очень объемных капель.
Звонкие согласные передают звук ускользающей жизни. Согласный «л» звучит очень продолжительно, кажется, что бесследно утекает капля за каплей, унося все сегодняшнее. И появляется после дождя новая жизнь: радости и огорчения.
3-й ученик.
Н.А. Некрасов
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
«Идет-гудет Зеленый Шум!»
Есть что-то радостное и стремительное в звуке «у», который передает силу ветра в этом стихотворении, гул весны.
В конце стихотворения весна трогательна, нежна, ласкова.
«Как молоком облитые…» – в этой строчке сочетание «оло» показывает округлость, мягкость природы, а также нежность весны.
Шипящие «с, х, ш» передают свист ветра, движения раскачивающихся деревьев, шум леса.
4-й ученик.
А. Барто
А скажешь слово листопад –
И листья падают, летят.
И словно наяву ты видишь осень:
Желтый сад и мокрую траву...
В этом четверостишии автор очень красочно описывает листопад.
Шорох листьев практически не слышен, когда они падают с деревьев. Но если прислушаться, то можно услышать тонкий и глухой шелест, который издает листок, парящий в воздухе.
В этих строках одинаковое количество и звонких, и глухих согласных. При сочетании этих звуков возникает ассоциация с садом, который весь золотой от желтых листьев и блестит от капель дождя на траве.
Разнообразие согласных помогает автору запечатлеть в словах всю картину осени.
5-й ученик.
Ф.И. Тютчев
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, –
И в звучных листья замер он.
В этих строках преобладают согласные звуки «т, ш, ст, ж, ч».
- «т» – тишина, таинственность, мягкий чуть слышный миг созвучия, трепет;
- «ш» – шорох, шелест, взмах крыльев, шептание ветра и шуршание листьев;
- «ст» – звук шепота, передающий ощущение эха;
- «ч» – этот мягкий согласный передает умиротворение, покой, угасание дня.
6-й ученик.
Б. Окуджава
Вот оркестр духовой. Звук медовый.
И пронзителен он так, что – ах…
Вот и я, молодой и бедовый,
С черным чубчиком, с болью в глазах.
Звук «р» олицетворяет здесь грохот духового оркестра, передает торжественность. «Медовый звук» – представляется тянучим, связан с болью. Звуки придают важность событию, но и в то же время нагоняют тоску, создают атмосферу прощания, расставания.
«И пронзителен он так, что – ах…» – звуки из этой строчки проникают в душу.
Звук «ч» в словах «черный», «чубчик» передает нечто щемящее.
«Черный чубчик» и «боль в глазах» – это олицетворение чувств предвкушения и разочарования, присутствующих одновременно.
7-й ученик.
Любовь Сирота
Скоро полночь. Небеса черны.
Улеглась дневная суета.
Протянулись в сторону луны
Жалобные прутики куста.
В моем стихотворение присутствуют звуки «т», «ст», «ч».
- Звук «т» – глухой, твердый, но присутствует нотка звонкости, мягкости. Детские нотки голоса. Спокойствие, полусонный звук.
- Звук «ч» – созвучный, обозначает умиротворяющий звук, немного с яркой окраской, вселяющий что-то необычное; небеса черны, скоро полночь. Вселяет сон, спокойствие, забвение.
- Звук «ст» – еле слышный, создает иллюзию эха, характеризуется тишиной, миражем звуков.
В общем, звуки составляют спокойствие, ночную тишину, полусонное время.
8-й ученик.
Любовь Сирота
Милость, причуда добрейшего юга:
За лето вдосталь силенок набрав,
Тянется в небо свежа и упруга,
Зимняя зелень негаснущих трав.
Трава бывает разной: пахучая, пожухшая, молодая поросль, ароматная.
В четверостишии идет речь о траве, которая, несмотря на то, что наступила зима, продолжает расти, тянуться к солнцу.
Согласный звук «г» как нельзя лучше показывает всю упругость молодой травы.
9-й ученик.
Ф.И. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Какой бывает гроза? Сверкание молнии, треск, раскаты грома: всё это похоже на рык какого-то неведомого животного. Ненастье передаёт волнение и какую-то боязнь. Но иногда гроза может и приносить радость. Например, в мае когда первый весенний гром как бы сообщает о приходе тёплого времени года. Звонкая согласная, которая присутствует в тексте, передаёт всю резвость и игривость грозы и радость этого ненастья.
10-й ученик.
А.С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Звук шуршания, звук какого-то беспокойства. Шипящие и свистящие согласные помогают передать шуршание, шелест опадающих листьев. Ощущение, что что-то случится. Грусть от того, что уходит яркое, позитивное время. И приходит грустная осень. Печальная пора сбрасывает листья. Плавно дует холодный ветер, кружа над землей уже опавшие сухие листья. Шелест сухих листьев по асфальту. Хруст листьев под ногами.
11-й ученик.
Татьяна Шамбурская
Ты в тихо шепчущей листве,
Ты в синих волнах океана,
В метели, песне и дожде,
В раскатах грозных урагана.
В стихотворении Татьяны Шамбурской «О, звук! Спустившийся извне…» есть отрывок, в котором автор наглядно показывает, в чем проявляются твердые звуки. Например, шипящий звук «ш» можно услышать в шуме листьев, колыхаемых ветром, а громкий, звонкий и твердый «р» – во время грома.
Интересно, что автор показывает переплетение шипящего, тихого «ш» и звонкого, громкого «р» на примере дождя и грома. В нашей жизни звук значит очень многое, ведь мы постоянно слышим их. Звук – неотъемлемая часть мира, в котором мы живем, и поэтому важно знать, какие звуки что обозначают.
Подведем итоги (Ведущий)
Проделав работу по выявлению соотношения звуков речи и лексического значения, мы убедились, что звук играет немаловажную роль в поэтической речи, а также, что звуки очень тесно связаны со значением слова.