Обобщение материала: “Словарное богатство русского языка”. На уроке используются элементы критического мышления и здоровьесберегающей технологии. Используются эмоциональные, познавательные, социальные методы мотивации. Подводятся итоги исследовательской работы.
Тип урока - урок-исследование.
Форма организации - исследовательская работа.
Представление о результатах.
Личностные результаты: используются гуманистические педагогические технологии. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетаются умело фронтальная и индивидуальная работы. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.
Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, дети учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты: формируются: умение работать со словарями различных видов, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант)
Цель: создание оптимальных условий для восприятия темы, включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке.
Обучающие задачи
1. Привить навык свободно ориентироваться в лингвистической терминологии.
2. Закрепить умение пользоваться словарями разных типов.
3. Научить отбирать нужный материал для подтверждения теоретических сведений.
4. Научить работать с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org.
Развивающие задачи
- Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.
- Развивать творческие и исследовательские формы учебной работы.
- Развивать интерес к предмету через исследовательские формы учебной деятельности.
Психолого-педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Активизация высших психических функций (ВПФ).
4. Приобретение коммуникативных навыков.
Воспитание эстетических чувств: доброты,
внимания, чуткости друг к другу и окружающим
людям, повышение уровня сплоченности в классе.
Предметные области, затронутые на этом уроке: литература, история, информатика.
Участвуют: ученики 7-го класса, учитель русского языка и литературы.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель.
Оборудование и наглядный материал: учебник, слайды с материалом о словарном богатстве русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки-задания, раздаточный материал (таблицы для заполнения), лингвистические словари разных типов, презентация к уроку (см. приложение к уроку), выполненная в программе Power Point, Интернет-словари.
Этапы урока
1. Организационный момент.
Цель. Сконцентрировать внимание детей и настроить на работу на уроке.
2. Сообщение темы урока.
Цели.
Вывести вместе с детьми тему, цель и учебные задачи урока
Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать речь, память, мышление, интерес к работе.
3. Актуализация знаний (7 минут)
4. Знакомство с новыми сведениями.
Цели.
Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать интерес к работе, обогащать словарный запас применять полученные знания в жизни. Познакомить с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org. Подготовка к исследованию.
5. Динамическая пауза
Цель.
Проработка содержания задания.
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.
Цели.
Отработка навыков работы с электронными ресурсами. Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
7. Обобщение (5 минуты)
Цель.
Систематизировать знания полученные на уроке.
8. Рефлексия (7 минут)
Цель.
Умение объективно оценивать себя и окружающих.