«Словарное богатство русского языка». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Обобщение материала: “Словарное богатство русского языка”. На уроке используются элементы критического мышления и здоровьесберегающей технологии. Используются эмоциональные, познавательные, социальные методы мотивации. Подводятся итоги исследовательской работы.

Тип урока - урок-исследование.

Форма организации - исследовательская работа.

Представление о результатах.

Личностные результаты: используются гуманистические педагогические технологии. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетаются умело фронтальная и индивидуальная работы. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.

Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, дети учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты: формируются: умение работать со словарями различных видов, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант)

Цель: создание оптимальных условий для восприятия темы, включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке.

Обучающие задачи

1. Привить навык свободно ориентироваться в лингвистической терминологии.

2. Закрепить умение пользоваться словарями разных типов.

3. Научить отбирать нужный материал для подтверждения теоретических сведений.

4. Научить работать с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org.

Развивающие задачи

  1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.
  2. Развивать творческие и исследовательские формы учебной работы.
  3. Развивать интерес к предмету через исследовательские формы учебной деятельности.

Психолого-педагогические задачи:

1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Активизация высших психических функций (ВПФ).
4. Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.

Предметные области, затронутые на этом уроке: литература, история, информатика.

Участвуют: ученики 7-го класса, учитель русского языка и литературы.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель.

Оборудование и наглядный материал: учебник, слайды с материалом о словарном богатстве русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки-задания, раздаточный материал (таблицы для заполнения), лингвистические словари разных типов, презентация к уроку (см. приложение к уроку), выполненная в программе Power Point, Интернет-словари.

Этапы урока

1. Организационный момент.

Цель. Сконцентрировать внимание детей и настроить на работу на уроке.

2. Сообщение темы урока.

Цели.

Вывести вместе с детьми тему, цель и учебные задачи урока

Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать речь, память, мышление, интерес к работе.

3. Актуализация знаний (7 минут)

4. Знакомство с новыми сведениями.

Цели.

Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать интерес к работе, обогащать словарный запас применять полученные знания в жизни. Познакомить с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org. Подготовка к исследованию.

5. Динамическая пауза

Цель.

Проработка содержания задания.

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.

Цели.

Отработка навыков работы с электронными ресурсами. Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

7. Обобщение (5 минуты)

Цель.

Систематизировать знания полученные на уроке.

8. Рефлексия (7 минут)

Цель.

Умение объективно оценивать себя и окружающих.

Приложение