“Русский язык в умелых руках ...
ловок, гибок, послушен и выразителен”.
(А.И. Куприн).
Цели:
- Наблюдать за словами: антонимами, синонимами и омонимами.
- Обогатить словарный запас учащихся.
- Формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте.
- Выявить в ходе исследования, для чего нужны в речи антонимы, синонимы и омонимы.
- Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать в речи антонимы, синонимы и омонимы.
- Создать эмоциональный настрой учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: | Создать условия для развития у учащихся
умения: - использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; - находить слова-синонимы, антонимы, омонимы; - осуществлять самоконтроль |
Личностные: | Уметь проводить самооценку успешности |
Коммуникативные УУД: | Уметь оформлять свои мысли в устной и
письменной форме, слушать и понимать речь других; |
Познавательные УУД: | Уметь анализировать Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать |
Регулятивные УУД: | Уметь определять и формулировать цель
на уроке с помощью учителя; работать с таблицей; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения. |
Методы, приемы:проблемно-поисковый
Оборудование:
- Презентация
- Электронное приложение к учебнику “Русский язык” Л.Ф. Климановой (CD)
- Карточки
- Таблица для подведения итогов
- Картинка птицы овсянки, музыкальное сопровождение “голос Овсянки”
Используемые интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru› Начальная школа›Русский язык›”
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok
- http://irkipedia.ru/content/obyknovennaya_ovsyanka
- http://revolution.allbest.ru/
- http://znaeteli.ru/tag/kniga-rekordov-ginnesa/
Ход урока
1. Введение. Актуализация темы.
Учитель: В начале урока мне бы хотелось привлечь ваше внимание к словам известного писателя А.И.Куприна: “Русский язык в умелых руках ... ловок, гибок, послушен и выразителен” (слайд 2)
2. Вводное слово учителя. Формулировка темы и цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие по Стране Слов и узнаем, что делает нашу речь выразительнее и богаче. Давайте определим тему нашего урока.
Что объединяет слова в каждой группе? (слайд 3)
- Родник – ключ
- Свет – тьма
- Ручка – ручка
Назовите тему урока.
Синонимы, антонимы и омонимы в речи (слайд 4)
Мы должны узнать что-то новое об этих словах, для этого проведем исследование.
Вы выступите в роли исследователей.
Объектом исследования: будет наша речь.
Предмет исследования: слова (слайд 5)
Исследование предполагает выдвижение гипотезы.
Гипотеза – это предположение, догадка.
Я ее начну, а вы закончите.
Если мы будем использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, то наша речь ...
(будет понятной, точной, яркой, выразительной) (слайд 6)
Наша задача доказать эту гипотезу.
А для этого мы должны найти ответ на вопрос:
Для чего нужны в речи синонимы, антонимы и омонимы? (слайд 7)
3. Решение проблемной ситуации. Проведение исследования.
Исследование 1.Индивидуальная работа по карточке №1 (Приложение 3)
Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь...
(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
Сравним героев в этих текстах.Какие слова помогли это сделать?
Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?
Вернемся к нашему вопросу? Для чего же нужны в речи антонимы?
Они помогают раскрыть противоположные явления, придают ясность.
Aнтонимы имеются в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной.
Занимательная информация.
Уменя сегодня для вас есть ещё интересный познавательный материал.
Большая - ...(маленькая)
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
А самая маленькаярусская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
Исследование 2. Анализ театральной минутки.
Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.
Какие слова будем исследовать далее? В этом нам поможет театральная минутка.
Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа “Овсянка” Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Почему друзья сначала не поняли друг друга?
- Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа
или каша из неё; маленькая перелётная птичка из
отряда воробьиных).
Показ картинки птицы овсянки(использование веб-камеры).
Звучит голос птицы овсянки. (Приложение 2)
Для чего нужны в речи омонимы? Омонимы нужны, чтобы понять речь собеседника, расширяют словарный запас.
Подбор синонимов к рисункам (слайды 8, 9)
Для чего нужны в речи синонимы? Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.
4. Подведение итогов.
- А теперь подведём итоги.
Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?
Самостоятельная работа с карточкой №2 (Приложение 3)
Самопроверка (слайды 10, 11, 12, 13)
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
1. Антонимы - это слова противоположные
по смыслу слова. 2. Омонимы – это слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению. 3. Синонимы - это слова близкие по смыслу, относятся к одной части речи, но звучат и пишутся по-разному. |
Для чего нужны в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы? |
Раскрывают противоположные явления,
придают ясность. Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас. Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства. |
Какая учебная задача была поставлена на уроке?
– Достигли мы цели?
“Хромое слово – кривая речь”, – гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.
5. Упражнения в умении распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте.
Использование интерактивной доски.Электронное приложение к учебнику “Русский язык” Л.Ф. Климановой (CD).
6. Домашнее задание (слайд 14).
- Сделай выбор:
- Упр. 124.
- Сочинить сказку о сделанных открытиях.