Словообразование: подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание В1

Разделы: Русский язык


Аннотация проекта

Вашему вниманию предлагаем учебно-методическое пособие по разделу “Словообразование” на уровне современных научных представлений о языке. Современный подход к изучению данного раздела языкознания поможет преодолеть трудности в освоении данной темы и подготовит к успешному выполнению задания В1. Теоретический и практический материалы направлены на понимание структурных единиц и категорий русского языка, объясняющие “головоломки словообразования”.

Цели проекта:

  • обобщить и систематизировать материал по разделу “Словообразование”;
  • разработать практические задания за курс средней школы и для подготовки к ЕГЭ;
  • использовать цифровые ресурсы, обеспечивающие развитие аналитических способностей учащихся для понимания способов словообразования.

Новизна представленной разработки состоит в современных методах изучения раздела, в котором теоретический материал изложен конструктивно и направлен на понимание законов образования новых слов в русском языке. Работа со словообразовательной моделью, её анализ апеллирует не к памяти, а к аналитическим возможностям экзаменуемого, к способности понимать семантику слова, к осознанию того, что, как говорил А.М. Пешковский, “всякое дробление слова есть дробление смысловое”. Современные формы работы: лекции с использованием учебной презентации, диагностирующие тесты, тренинги по закреплению изученного материала в современном формате ЕГЭ – позволяют понять законы словообразования. Комплексный подход к изучению данного раздела – путь к пониманию структуры слова.

Прилагаемая таблица послужит ценным наглядным пособием для подготовки к ЕГЭ, т.к. в ней рассмотрены способы словообразования, популярные в задании В1, причем примеры подобраны не однотипные, а способные предупредить сложности в разборе.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение.

Словообразование, как раздел языкознания, отвечает на два вопроса:

1) от какого слова образовано данное слово?
2) с помощью чего образовано?

Образование слов – процесс постоянный, активный.

Все слова русского языка делятся на производные и непроизводные. Каждое производное слово образуется от производящей основы. Например, лесок – производное от производящей основы – лес – это непроизводное слово. В языке однокоренные слова существуют благодаря появлению производных слов.

Ученые подсчитали: слов, не имеющих родственников в русском языке, всего 3%. Следовательно, в языке появление новых слов связано со словообразованием. Как они адаптируются? Слова определенной части речи образуются по уже сложившимся моделям. Не так давно в нашу речь вошло слово “компьютер”. Прошло немного времени, и появились слова компьютерный, компьютеризация, компьютерщик, компьютеризировать.

Непроизводное слово существует в языке в “готовом виде”, оно “не произведено от другого слова”, но вот само может быть производящим. Важно помнить, что производящим может быть как производное, так и непроизводное слово. Это поможет избежать ошибок при словообразовательном разборе.

Способы словообразования – это способы образования производных слов, различающиеся словообразовательными средствами, при помощи которых образуются производные слова. Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования. (В ЕГЭ, как правило, рассматриваются морфологические способы образования).

Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем.

Среди неморфологических способов словообразования различают:

1) Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов (бригадир-военный чин и бригадир – руководитель бригады рабочих).
2) Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую: столовая комната <– столовая (прилагательных в существительные), блестящий на солнце <– блестящий ответ (причастий в прилагательные, караул(сущ.) <– караул (междом.).
3) Лексико– синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов. Например, глубоко уважаемый коллегами врач– глубокоуважаемый врач, легко воспламеняющиеся на солнце изделия – легковоспламеняющиеся изделия, тотчас <– тот час.

Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:

  1. Приставочный.
  2. Суффиксальный.
  3. Приставочно-суффиксальный.
  4. Бессуфиксный.
  5. Сложение.
  1. Приставочный – образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову приставки: вовремя <– время; съехал <– ехал.
  2. Суффиксальный – образование новых слов путем присоединения словообразовательных суффиксов к производящей основе: учение <– учить.
  3. Приставочно-суффиксальный– новое слово образуется путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: раздолье <– дол.
  4. Бессуфиксный – образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову нулевого суффикса: перемена <– переменить.
  5. Сложение – образование новых слов путем соединения двух и более основ или слов: мать-и-мачеха <– мать, и, мачеха; сбербанк <– сберегательный банк.

Более подробно материал изложен в таблице Приложение 1.

План словообразовательного разбора:

  1. Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.
  2. Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.
  3. Определить способ словообразования.
  4. Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели (слайд № 4-8 – см. презентацию).

Таким образом, при определении способа морфологического словообразования в слове нужно проследить путь его образования, установить, от какой основы это слово образовано, и указать последний примененный при этом способ словообразования.

Морфологические способы образования

Таблица Приложение 1.

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Бессуффиксный

Пригород<–город

Морской<–море

Переносица <–нос

Переход<–переходить

Некогда<– когда

Рыбацкий<–рыбак

Подмораживает<–мороз

Отъезд<– отъездить

Сверхъяркий <–яркий

Доброта<–добрый
Косьба<–косить

Созвездие<–звезда
напрямик<–прямой

Высь<–высокий
Отпуск<–отпустить

контратака<– атака

Пароходный<–пароход

Закамь[Й]е<–Кама

Глушь<–глухой

! сбежал <–бежал

Откладывания<–откладывать
Дружба<– дружить

Переговариваться<–говорить

Ввоз<–-ввозить
поток <– потечь -.о/е,к/ч

! въехал <– ехал

Вышина<–высокий

Слева<–левый

Синь<–синий

! прошел <– шел

Паспортистка<-паспорт

Докрасна<–красный

Провод<–проводить

Съязвил <–язвил

Газификация<–газ

Исстари<–старый

Сход<–сходить

Умыл <–мыл

Бессвязно<– бессвязный

По-лисьи<–лисий

Тишь<–тихий

Собрать<–брать

Искренне<–искренний

Во-первых<первый

Созыв <–созывать

Негорький <–горький
Разум<– ум

Задача<–задать
Жизнерадостность<–жизне-радостностный

Зачастую<–частый
Увлажнить– влажный
В-третьих <–третий

Призыв– призывать
Недосмотр<–недосмотреть

Межинститутский<–институтский

Взволнованно^<–взволнованный

Врукопашную<рукопашный

Переговоры<–переговорить

Прабабушка<– бабушка

Зубчатый<–зуб
Служба<–служить

По-осеннему<–осенний
Сообща <– общий

Обрыв<– обрывать
Указ<–указать

Кое-кто<–кто

Задирчивый<– задирать

Прилуниться<–луна

Зелень <– зеленый

Докуда<– куда

Водитель<–водить

Проселок <–село

Роспись<– расписать

Собрал <–брал

Водянистый<–водяной
Освещение<–осветить

По– цыгански <–цыганский
взморь[Й]е<– море

Приход<–приходить
Бездарь<– бездарный

Подобрать <– брать

Передача<–передать
Минометчик<– миномет

Предбанник<–баня
Подземный <– земля

Ввод<–вводить
Звон<– звенеть/звонить

Прегорький<–горький

Сопротивление<–сопротивляться

Околопланетный<–планета

Вырез– вырезать
Зарок< заречься-.о/е,к/ч

Ввысь<–высь

Жадность<–жадный

Наушники<–ухо

Сушь<– сухой

Пригород<– город

Вешалка<–вешать

Начерно <–черный

Набег <– набежать

Привлечь<– влечь

Типичный<–тип

Подголосок <голос

Подступ<– подступить

Разобрал<–брал

Типично<–типичный

Набережная <–берег

Отзыв<– отзывать

Навсегда<–всегда

Вровень<– равный

Современник<– современный

Заречный <–река

Поровну<–равный

Сыск<– сыскать

Круча <–крутой

Вовремя <– время

Разборка<–– разобрать

Поместь]е<–место

Розыск<– разыскать

Кой-когда<– когда
Обрадоваться-радоваться

Черноглазка<–черноглазый
переулочек<– переулок
отдача <– отдать

Подрагивать<–дрожать
Объединить <–единый
Проулок, переулок<– улица

Россыпь<–рассыпать(черед.а-о)

Подруга<–друг

Пригородный<– пригород

Сразу<–раз

Связь<–связать

молить<–молить

Ходьба<– ходить

Наравне<–равный

Клюв (клёв) <–клевать

Пятый морфологический способ – сложение – для образования нового слова соединяются основы двух и более слов.

Сложение без соединительной гласной

Сложение с соединительной гласной

Сложение с одновременным присоединением суффикса

Сложение начальных букв/ звуков – аббревиатура

Диван-кровать Пароход, темно- синий Громкоговоритель, первопроходец РФ, МГУ
Канцтовары, сбербанк Нефтепровод Самолет, дровосек Одногодок, тридцатилетний, ярко-изумрудный ФБР, вуз
Универмаг, спецкор Правовед ПТИЦЕЛОВ Трехэтажный, баснописец священнослужитель СМИ, МХАТ

Вывод: при словообразовательном разборе необходимо найти производящее слово, которое отличается от данного слова “минимальным” числом морфем. Затем проверяем получившуюся словообразовательную модель на “жизнеспособность”: возможно ли образование других слов по этой модели (например: желтизна <– желтый, суффикс -изн в словах новизна, отчизна, белизна).

Если возникли сомнения относительно способа словообразования, необходимо обратиться за помощью к словообразовательному словарю А.И. Тихонова (Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991). В нижеизложенной таблице указаны примеры, способствующие усвоению навыков выполнения задания В1 в ЕГЭ по русскому языку.

Сложность в определении способа словообразования может возникнуть вследствие чередования звуков (букв) в морфеме – это закономерные изменения звукового (и буквенного) состава морфем, обнаруживающиеся при сравнении различных однокоренных слов. Например: носить – нести – нёс – ноша – вынашивать.

Чередования важны и для словообразования, и для словоизменения. К примеру: исток – бессуфиксный способ словообразования от – истечь. Здесь наблюдаем чередования звуков (букв) о//е; к//ч. Или ход – бессуфиксный способ от – ходить. Наблюдаем чередования звуков (букв) о//а; д//ж//жд в однокоренных словах хождение, расхаживать.

Словообразовательный анализ позволяет установить способ образования слова, вследствие чего появляются новые слова с новыми лексическими значениями, оставаясь при этом однокоренными, или родственными.

От словообразования следует различать формообразование – процесс образования грамматических форм слова. Формы слова образуются при помощи как окончаний (красивый – красивого), так и при помощи

формообразующих суффиксов:

1. -л – в формах прошедшего времени глагола (клал; продали, взяла);
-ти/ ть – в неопределенной форме глагола (брать, пойти, плести);
-
и – в формах повелительного наклонения глагола (вынеси, крикните)

2. -я, -а,-вши, -в, -ши, учи(ючи) в деепричастиях (играючи, играя, рассказав(ши);

3. -енн, -нн, -т, -ем -ом, -им, -вш-, ш-, ущ-ющ, ащ-ящ – в причастиях ( сжатый, размытый, пригоревший, летающий, обоснованный);

4. -ее, -ей, -е, -ше, -же – в формах сравнительной степени прилагательных, наречий (новее, глубже);

5. -ейш, -айш – в формах превосходной степени прилагательных (глубочайший, красивейший)

6. -ий, ын- – в формах притяжательных прилагательных мужского рода, именительного-винительного падежа, единственного числа (отчий, синицын), а также начальная форма прилагательных (синий, большой)

Формообразующие суффиксы не участвуют в образовании новых слов, поэтому в словах, например,разобрал <– брал, въехал <– ехал, подобрать <– брать – приставочный способ образования (слайд № 3 – см. презентацию).

При определении способа морфологического словообразования в слове нужно проследить путь его образования, установить, от какой основы это слово образовано и указать последний примененный при этом способ словообразования, например: рыбачий < от слова рыбак (чередование к/ч), а не от слова рыба, _ий – формообразующий суффикс притяжательных прилагательных мужского рода.

Есть определенные закономерности в словообразовании. Как правило, бессуффиксным способом образуются только имена существительные от глаголов (накал <– накалить, прокат <– прокатать, полет <–полететь) или от прилагательных (синь <–синий, тишь<–тихий, глубь<– глубокий). Следовательно, надо обращать внимание на лексическое значение слов. Например, в существительных игра, сверло, ход, жало, шаг, ширь все слова являются производными от глаголов и прилагательных, т.к. обозначают указание на признак и действие предмета (за исключением двух непроизводных слов с производящей основой).

Надо быть внимательным при чередовании звуков: купля<– купить (черед.пл/п), исток <– истечь (черед.о/е, к/ч), учёт <– учесть (черед.е/о, с/т), пропуск <–пропустить(черед, к/т),переплет <– переплести – бессуффиксный способ.

Приставочно-суффиксальным способом образуются часто наречия, глаголы, существительные. Трудность возникает в случае, если основа слова заканчивается на фонему йот, отсутствующую в русской графике как специальная буква, например: взморь[Й]е <– море, Созвездие <– звезда.

Суффиксальным способом образуются имена существительные и прилагательные, наречия на – о,-е: серо <– серый, весело <– веселый, грубо <–грубый, безропотно <– безропотный, одновременно <– одновременный.

Или: избиратель <– избирать, завывань]е <– завывать, жизнерадостность <– жизнерадостный, тяжесть <– тяжёлый, усмешка <– усмехаться, указка– указать.

Надо вникать в лексическое значение слова, помнить о законе чередования букв, Например, верблюжонок не от верблюжий, а от верблюд. Околопланетный не от планетный, а от планета. Нагорный не от горный, а от гора. Завидеть<–видеть, а завидный<завидовать.

Объединить<–единый. Дощатый<–доска, враль<–врать. Обезвредить<– Вред( две приставки + суффикс в образовании нового слова). Современный <– время.

Эффективно давать на уроках задание на восстановление словообразовательной цепочки. Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: сердце – сердечный – сердечно.

Словообразовательное гнездо – это расположение однокоренных слов согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек. Знакомство со словообразовательными гнездами позволяет нам сделать вывод: производное и производящее слова располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой (слайд №10-12 в презентации).

Определить словообразовательные отношения помогут практические задания на восстановление словообразовательной цепочки, размещенные ниже.

Приложения

Презентация