Аннотация проекта
Вашему вниманию предлагаем учебно-методическое пособие по разделу “Словообразование” на уровне современных научных представлений о языке. Современный подход к изучению данного раздела языкознания поможет преодолеть трудности в освоении данной темы и подготовит к успешному выполнению задания В1. Теоретический и практический материалы направлены на понимание структурных единиц и категорий русского языка, объясняющие “головоломки словообразования”.
Цели проекта:
- обобщить и систематизировать материал по разделу “Словообразование”;
- разработать практические задания за курс средней школы и для подготовки к ЕГЭ;
- использовать цифровые ресурсы, обеспечивающие развитие аналитических способностей учащихся для понимания способов словообразования.
Новизна представленной разработки состоит в современных методах изучения раздела, в котором теоретический материал изложен конструктивно и направлен на понимание законов образования новых слов в русском языке. Работа со словообразовательной моделью, её анализ апеллирует не к памяти, а к аналитическим возможностям экзаменуемого, к способности понимать семантику слова, к осознанию того, что, как говорил А.М. Пешковский, “всякое дробление слова есть дробление смысловое”. Современные формы работы: лекции с использованием учебной презентации, диагностирующие тесты, тренинги по закреплению изученного материала в современном формате ЕГЭ – позволяют понять законы словообразования. Комплексный подход к изучению данного раздела – путь к пониманию структуры слова.
Прилагаемая таблица послужит ценным наглядным пособием для подготовки к ЕГЭ, т.к. в ней рассмотрены способы словообразования, популярные в задании В1, причем примеры подобраны не однотипные, а способные предупредить сложности в разборе.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение.
Словообразование, как раздел языкознания, отвечает на два вопроса:
1) от какого слова образовано данное слово?
2) с помощью чего образовано?
Образование слов – процесс постоянный, активный.
Все слова русского языка делятся на производные и непроизводные. Каждое производное слово образуется от производящей основы. Например, лесок – производное от производящей основы – лес – это непроизводное слово. В языке однокоренные слова существуют благодаря появлению производных слов.
Ученые подсчитали: слов, не имеющих родственников в русском языке, всего 3%. Следовательно, в языке появление новых слов связано со словообразованием. Как они адаптируются? Слова определенной части речи образуются по уже сложившимся моделям. Не так давно в нашу речь вошло слово “компьютер”. Прошло немного времени, и появились слова компьютерный, компьютеризация, компьютерщик, компьютеризировать.
Непроизводное слово существует в языке в “готовом виде”, оно “не произведено от другого слова”, но вот само может быть производящим. Важно помнить, что производящим может быть как производное, так и непроизводное слово. Это поможет избежать ошибок при словообразовательном разборе.
Способы словообразования – это способы образования производных слов, различающиеся словообразовательными средствами, при помощи которых образуются производные слова. Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования. (В ЕГЭ, как правило, рассматриваются морфологические способы образования).
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем.
Среди неморфологических способов словообразования различают:
1) Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов (бригадир-военный чин и бригадир – руководитель бригады рабочих).
2) Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую: столовая комната <– столовая (прилагательных в существительные), блестящий на солнце <– блестящий ответ (причастий в прилагательные, караул(сущ.) <– караул (междом.).
3) Лексико– синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов. Например, глубоко уважаемый коллегами врач– глубокоуважаемый врач, легко воспламеняющиеся на солнце изделия – легковоспламеняющиеся изделия, тотчас <– тот час.
Среди наиболее продуктивных морфологических способов словообразования выделяются:
- Приставочный.
- Суффиксальный.
- Приставочно-суффиксальный.
- Бессуфиксный.
- Сложение.
- Приставочный – образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову приставки: вовремя <– время; съехал <– ехал.
- Суффиксальный – образование новых слов путем присоединения словообразовательных суффиксов к производящей основе: учение <– учить.
- Приставочно-суффиксальный– новое слово образуется путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: раздолье <– дол.
- Бессуфиксный – образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову нулевого суффикса: перемена <– переменить.
- Сложение – образование новых слов путем соединения двух и более основ или слов: мать-и-мачеха <– мать, и, мачеха; сбербанк <– сберегательный банк.
Более подробно материал изложен в таблице Приложение 1.
План словообразовательного разбора:
- Найти производящее слово, определив лексическое значение производного.
- Сравнить морфемный состав слов, выделив словообразовательную или словообразовательные морфемы.
- Определить способ словообразования.
- Проверить правильность разбора путем подбора слов, образованных по такой же словообразовательной модели (слайд № 4-8 – см. презентацию).
Таким образом, при определении способа морфологического словообразования в слове нужно проследить путь его образования, установить, от какой основы это слово образовано, и указать последний примененный при этом способ словообразования.
Морфологические способы образования
Таблица Приложение 1.
1. Приставочный |
2. Суффиксальный |
3. Приставочно-суффиксальный |
4. Бессуффиксный |
Пригород<–город |
Морской<–море |
Переносица <–нос |
Переход<–переходить |
Некогда<– когда |
Рыбацкий<–рыбак |
Подмораживает<–мороз |
Отъезд<– отъездить |
Сверхъяркий <–яркий |
Доброта<–добрый |
Созвездие<–звезда |
Высь<–высокий |
контратака<– атака |
Пароходный<–пароход |
Закамь[Й]е<–Кама |
Глушь<–глухой |
! сбежал <–бежал |
Откладывания<–откладывать |
Переговариваться<–говорить |
Ввоз<–-ввозить |
! въехал <– ехал |
Вышина<–высокий |
Слева<–левый |
Синь<–синий |
! прошел <– шел |
Паспортистка<-паспорт |
Докрасна<–красный |
Провод<–проводить |
Съязвил <–язвил |
Газификация<–газ |
Исстари<–старый |
Сход<–сходить |
Умыл <–мыл |
Бессвязно<– бессвязный |
По-лисьи<–лисий |
Тишь<–тихий |
Собрать<–брать |
Искренне<–искренний |
Во-первых<первый |
Созыв <–созывать |
Негорький
<–горький |
Задача<–задать |
Зачастую<–частый |
Призыв– призывать |
Межинститутский<–институтский |
Взволнованно^<–взволнованный |
Врукопашную<рукопашный |
Переговоры<–переговорить |
Прабабушка<– бабушка |
Зубчатый<–зуб |
По-осеннему<–осенний |
Обрыв<– обрывать |
Кое-кто<–кто |
Задирчивый<– задирать |
Прилуниться<–луна |
Зелень <– зеленый |
Докуда<– куда |
Водитель<–водить |
Проселок <–село |
Роспись<– расписать |
Собрал <–брал |
Водянистый<–водяной |
По– цыгански <–цыганский |
Приход<–приходить |
Подобрать <– брать |
Передача<–передать |
Предбанник<–баня |
Ввод<–вводить |
Прегорький<–горький |
Сопротивление<–сопротивляться |
Околопланетный<–планета | Вырез– вырезать |
Ввысь<–высь |
Жадность<–жадный |
Наушники<–ухо |
Сушь<– сухой |
Пригород<– город |
Вешалка<–вешать |
Начерно <–черный |
Набег <– набежать |
Привлечь<– влечь |
Типичный<–тип |
Подголосок <голос |
Подступ<– подступить |
Разобрал<–брал |
Типично<–типичный |
Набережная <–берег |
Отзыв<– отзывать |
Навсегда<–всегда Вровень<– равный |
Современник<– современный |
Заречный <–река Поровну<–равный |
Сыск<– сыскать Круча <–крутой |
Вовремя <– время |
Разборка<–– разобрать |
Поместь[Й]е<–место |
Розыск<– разыскать |
Кой-когда<– когда |
Черноглазка<–черноглазый |
Подрагивать<–дрожать |
Россыпь<–рассыпать(черед.а-о) |
Подруга<–друг |
Пригородный<– пригород |
Сразу<–раз |
Связь<–связать |
молить<–молить |
Ходьба<– ходить |
Наравне<–равный |
Клюв (клёв) <–клевать |
Пятый морфологический способ – сложение – для образования нового слова соединяются основы двух и более слов.
Сложение без соединительной гласной |
Сложение с соединительной гласной |
Сложение с одновременным присоединением суффикса |
Сложение начальных букв/ звуков – аббревиатура |
Диван-кровать | Пароход, темно- синий | Громкоговоритель, первопроходец | РФ, МГУ |
Канцтовары, сбербанк | Нефтепровод Самолет, дровосек | Одногодок, тридцатилетний, ярко-изумрудный | ФБР, вуз |
Универмаг, спецкор | Правовед ПТИЦЕЛОВ | Трехэтажный, баснописец священнослужитель | СМИ, МХАТ |
Вывод: при словообразовательном разборе необходимо найти производящее слово, которое отличается от данного слова “минимальным” числом морфем. Затем проверяем получившуюся словообразовательную модель на “жизнеспособность”: возможно ли образование других слов по этой модели (например: желтизна <– желтый, суффикс -изн в словах новизна, отчизна, белизна).
Если возникли сомнения относительно способа словообразования, необходимо обратиться за помощью к словообразовательному словарю А.И. Тихонова (Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991). В нижеизложенной таблице указаны примеры, способствующие усвоению навыков выполнения задания В1 в ЕГЭ по русскому языку.
Сложность в определении способа словообразования может возникнуть вследствие чередования звуков (букв) в морфеме – это закономерные изменения звукового (и буквенного) состава морфем, обнаруживающиеся при сравнении различных однокоренных слов. Например: носить – нести – нёс – ноша – вынашивать.
Чередования важны и для словообразования, и для словоизменения. К примеру: исток – бессуфиксный способ словообразования от – истечь. Здесь наблюдаем чередования звуков (букв) о//е; к//ч. Или ход – бессуфиксный способ от – ходить. Наблюдаем чередования звуков (букв) о//а; д//ж//жд в однокоренных словах хождение, расхаживать.
Словообразовательный анализ позволяет установить способ образования слова, вследствие чего появляются новые слова с новыми лексическими значениями, оставаясь при этом однокоренными, или родственными.
От словообразования следует различать формообразование – процесс образования грамматических форм слова. Формы слова образуются при помощи как окончаний (красивый – красивого), так и при помощи
формообразующих суффиксов:
1. -л – в формах прошедшего времени глагола (клал;
продали, взяла);
-ти/ ть – в неопределенной форме глагола (брать,
пойти, плести);
-и – в формах повелительного наклонения
глагола (вынеси, крикните)
2. -я, -а,-вши, -в, -ши, учи(ючи) в деепричастиях (играючи, играя, рассказав(ши);
3. -енн, -нн, -т, -ем -ом, -им, -вш-, ш-, ущ-ющ, ащ-ящ – в причастиях ( сжатый, размытый, пригоревший, летающий, обоснованный);
4. -ее, -ей, -е, -ше, -же – в формах сравнительной степени прилагательных, наречий (новее, глубже);
5. -ейш, -айш – в формах превосходной степени прилагательных (глубочайший, красивейший)
6. -ий, ын- – в формах притяжательных прилагательных мужского рода, именительного-винительного падежа, единственного числа (отчий, синицын), а также начальная форма прилагательных (синий, большой)
Формообразующие суффиксы не участвуют в образовании новых слов, поэтому в словах, например,разобрал <– брал, въехал <– ехал, подобрать <– брать – приставочный способ образования (слайд № 3 – см. презентацию).
При определении способа морфологического словообразования в слове нужно проследить путь его образования, установить, от какой основы это слово образовано и указать последний примененный при этом способ словообразования, например: рыбачий < от слова рыбак (чередование к/ч), а не от слова рыба, _ий – формообразующий суффикс притяжательных прилагательных мужского рода.
Есть определенные закономерности в словообразовании. Как правило, бессуффиксным способом образуются только имена существительные от глаголов (накал <– накалить, прокат <– прокатать, полет <–полететь) или от прилагательных (синь <–синий, тишь<–тихий, глубь<– глубокий). Следовательно, надо обращать внимание на лексическое значение слов. Например, в существительных игра, сверло, ход, жало, шаг, ширь все слова являются производными от глаголов и прилагательных, т.к. обозначают указание на признак и действие предмета (за исключением двух непроизводных слов с производящей основой).
Надо быть внимательным при чередовании звуков: купля<– купить (черед.пл/п), исток <– истечь (черед.о/е, к/ч), учёт <– учесть (черед.е/о, с/т), пропуск <–пропустить(черед, к/т),переплет <– переплести – бессуффиксный способ.
Приставочно-суффиксальным способом образуются часто наречия, глаголы, существительные. Трудность возникает в случае, если основа слова заканчивается на фонему йот, отсутствующую в русской графике как специальная буква, например: взморь[Й]е <– море, Созвездие <– звезда.
Суффиксальным способом образуются имена существительные и прилагательные, наречия на – о,-е: серо <– серый, весело <– веселый, грубо <–грубый, безропотно <– безропотный, одновременно <– одновременный.
Или: избиратель <– избирать, завывань[Й]е <– завывать, жизнерадостность <– жизнерадостный, тяжесть <– тяжёлый, усмешка <– усмехаться, указка– указать.
Надо вникать в лексическое значение слова, помнить о законе чередования букв, Например, верблюжонок не от верблюжий, а от верблюд. Околопланетный не от планетный, а от планета. Нагорный не от горный, а от гора. Завидеть<–видеть, а завидный<завидовать.
Объединить<–единый. Дощатый<–доска, враль<–врать. Обезвредить<– Вред( две приставки + суффикс в образовании нового слова). Современный <– время.
Эффективно давать на уроках задание на восстановление словообразовательной цепочки. Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: сердце – сердечный – сердечно.
Словообразовательное гнездо – это расположение однокоренных слов согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек. Знакомство со словообразовательными гнездами позволяет нам сделать вывод: производное и производящее слова располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой (слайд №10-12 в презентации).
Определить словообразовательные отношения помогут практические задания на восстановление словообразовательной цепочки, размещенные ниже.