Словообразовательный разбор при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Опыт работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ позволяет увидеть пробелы в знаниях старшеклассников, в частности, в области словообразования.

Для того чтобы правильно выполнить задание В1, следует напомнить и прокомментировать учащимся основные способы словообразования: приставочный (учить – выучить, веселый – невеселый), суффиксальный (веселый – весело, работать – работник), приставочно-суффиксальный (левый – налево, снег – подснежник), бессуффиксный (работать – работа, входить – вход), сложение (сам/о/лет, плащ-палатка, ООН), переход слов из одной части речи в другую (мороженое прил. мясо – вкусное мороженое сущ.), слияние словосочетаний (кустарник, дико растущий вдоль дороги – дикорастущий кустарник).

Обращаю внимание учащихся на то, что при приставочном словообразовании приставка присоединяется к целому слову: что – ничто, куда – никуда, который – некоторый, петь – спеть, вид – подвид и т.д. Напоминаю, что бессуффиксным способом образуются только имена существительные преимущественно от двух частей речи – имен прилагательных и глаголов: тихий – тишь, рассказать – рассказ, полететь – полет и т.д. Очень редко используется этот способ при образовании имен существительных от числительных: третий – треть, четвертый – четверть. Трудности возникают в том случае, когда в слове, данном для анализа, имеется приставка. Например, слово “вход”, по мнению учащихся, образовано от слова “ход” при помощи приставки в-, т.е., как считают учащиеся, приставочным способом, что является неверным.

На первый взгляд, все правильно, так как приставка присоединяется к целому слову, слово “ход” существует в русском языке. Но отсутствует смысловая связь между производным словом “вход” и производящим словом “ход”. Чтобы выявить такую связь, нужно осмыслить, почему слово называется “вход”. Что такое вход? Ответ ясен. Вход – это место, через которое можно входить. Значит, слово “вход” связано с глаголом “вход/и/ть” и образовано от него бессуффиксным способом. Установление смысловых связей между двумя словами – это обязательное условие правильного ответа.

Итак, выполняя задание по словообразовательному анализу, надо найти самое близкое слово по смыслу и по структуре, с наименьшими отличиями в составе морфем, и через него объяснить значение слова, данного для анализа.

Приведу образцы рассуждения при выполнении данного задания.

Без/защит/н/ость/. Слово с одним корнем, значит, оно не может быть образовано путем сложения. В слове есть приставка и два суффикса. Значит, оно может быть образовано или приставочным способом, или суффиксальным, или приставочно-суффиксальным. Произведем смысловой анализ. Что такое беззащитность? Когда мы говорим о беззащитности? Когда кто-то или что-то без защиты? Если так, то слово “беззащитность” произведено от существительного “защита” приставочно-суффиксальным способом. Общая часть у сравниваемых слов /защит/. Но слово “защита” не самое близкое к слову “беззащитность”. Есть более близкое слово – беззащитный. Общая часть – /беззащитн/. Можно ли найти смысловые связи между словами беззащитный и беззащитность? Да. Спросим, когда мы говорим о беззащитн/ост/и? Когда кто-то или что-то является беззащитн/ым. Итак, наше существительное “беззащитность” образовано от прилагательного “беззащитный” суффиксальным способом (общая часть двух сравниваемых слов беззащитн-, в остатке суффикс – ость-, именно он и образует новое слово).

Бес/смысл/енн/о. В слове, кроме общего хода рассуждения, важной является морфологическая характеристика. Перед нами наречие. Наречия на или образуются от имен прилагательных. В данном случае от прилагательного “бессмыслен/ый” суффиксальным способом (т.е. при помощи суффикса ).

Я купил мороженое. Слово “мороженое” не может быть именем прилагательным, так как оно не обозначает признака предмета (в предложении нет слова, от которого можно было бы задать вопрос какое?), отвечает на вопрос что?, выполняет синтаксическую функцию дополнения, не характерную для имени прилагательного. В нашем контексте слово обозначает предмет, следовательно, это имя существительное, образованное путем перехода из одной части речи в другую (Ср.: Мороженое мясо оттаивало на столе. Мясо какое? Перед нами отглагольное прилагательное, которое выполняет синтаксическую функцию определения).

Выполнение такого рода заданий не занимает много времени на уроке. Если работу вести в системе, результат будет положительным.