Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).
Цели урока:
- Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
- Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
- Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).
Ход урока
I часть. Ориентировочно-мотивационная.
1. Вхождение в контакт с ребятами.
– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.
У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:
Язык есть исповедь народа.
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…
2. Ситуация успеха.
– Внимание на доску!
– Перед вами следующая запись:
- Дорога –
- Лесная дорога –
- Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой
- …
– Что это такое мы записали? Докажите!
это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;
|а – сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.
|
– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.
Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?
(синтаксические единицы языка)
II. Этап урока. Постановка учебной задачи
- Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка
- Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?
(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)
Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.
Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи - два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения
- Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?
(- Монологическую и диалогическую)
- Что такое монолог?
- Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?
(Монопризнаковые, так как монолог - греч. “Один”)
- А с двумя и более уровнями членения?
(Полипризнаковые)
III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.
- Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.
- Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?
(С/с - это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)
- Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?
Функции словосочетания как синтаксической единицы языка
1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)
2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).
– А есть еще?..
V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.
УЗ – Что бы это значило?
(текст – синтаксическая единица языка)
– Итак, внимание на доску!
Лесная дорога.
Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.
Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).
– Что перед вам? Докажите.
(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).
– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?
I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.
– Рассмотрим их.
1 часть – первое предложение.
– Что оно представляет? Как строится?
(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)
Выпишите!
(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).
Основная часть – 2, 3, 4 предложения.
– Как строятся?
(как простые, сложные словосочетания).
- Изумрудные стволы ольхи.
- Стволы елей.
- Лесная дорога.
- Широкая просека
Вывод
3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.
Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.
Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.
– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.
VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.
(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).
Это четвертая функция словосочетания.
Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.
Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.
– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.
(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.
– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?
(Художественного стиля, так как
1) взят из художественного текста;
2) цель - воздействовать на читателя, слушателя;
3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.
Тип текста - описание).
Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?
- Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
- Строительный материал предложения, входит в его состав.
- Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
- Употребляется в качестве заголовка.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
“Оцени себя”
- Я активен был в работе на уроке.
- Я понял материал урока.
- У меня возникли урока.
- Я активно помогал группе.
Домашнее задание.
- Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
- Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).