Словосочетание как синтаксическая единица языка

Разделы: Русский язык


Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).

Цели урока:

  • Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
  • Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
  • Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).

Ход урока

I часть. Ориентировочно-мотивационная.

1. Вхождение в контакт с ребятами.

– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.

У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:

Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…

2. Ситуация успеха.

– Внимание на доску!

– Перед вами следующая запись:

  1. Дорога –
  2. Лесная дорога –
  3. Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой

– Что это такое мы записали? Докажите!

это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;

– сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.

  1. это словосочетание, так как в отличие от слова называет определяемый предмет (признак, действие).
  2. это подчинительное сочетание двух и более компонентов, каждый из которых минимально выражается словом.
  3. главное (независимое) слово и зависимое слово связаны по смыслу, то есть с помощью вопроса и грамматики, то есть с помощью у зависимого слова, которое указывает на то, что это прилагательное И. п.
  4. они связаны по способу согласования.
  5. независимое слово выражает независимый компонент со значением непредикативного предмета, а зависимое слово выражает зависимый компонент со значением непредикативного признака.
  6. зависимый компонент выражает с независимым определительные (атрибутивные) отношения
  7. словосочетание простое, именное (субстантивное).

– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.

Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?

(синтаксические единицы языка)

II. Этап урока. Постановка учебной задачи

- Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка

- Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?

(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)

Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.

Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи - два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения

- Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?

(- Монологическую и диалогическую)

- Что такое монолог?

- Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?

(Монопризнаковые, так как монолог - греч. “Один”)

- А с двумя и более уровнями членения?

(Полипризнаковые)

III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.

- Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.

- Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?

(С/с - это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)

- Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?

Функции словосочетания как синтаксической единицы языка

1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).

– А есть еще?..

V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.

УЗ – Что бы это значило?

(текст – синтаксическая единица языка)

– Итак, внимание на доску!

Лесная дорога.

Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).

– Что перед вам? Докажите.

(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).

– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?

I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.

– Рассмотрим их.

1 часть – первое предложение.

– Что оно представляет? Как строится?

(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)

Выпишите!

(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).

Основная часть – 2, 3, 4 предложения.

– Как строятся?

(как простые, сложные словосочетания).

  1. Изумрудные стволы ольхи.
  2. Стволы елей.
  3. Лесная дорога.
  4. Широкая просека

Вывод

3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.

Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.

Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.

– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.

VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.

(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).

Это четвертая функция словосочетания.

Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.

Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.

– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.

(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.

– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?

(Художественного стиля, так как

1) взят из художественного текста;

2) цель - воздействовать на читателя, слушателя;

3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.

Тип текста - описание).

Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?

  1. Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
  2. Строительный материал предложения, входит в его состав.
  3. Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
  4. Употребляется в качестве заголовка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

“Оцени себя”

  1. Я активен был в работе на уроке.
  2. Я понял материал урока.
  3. У меня возникли урока.
  4. Я активно помогал группе.

Домашнее задание.

  1. Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
  2. Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).