Цель урока: усвоение понятий «корень, приставка, суффикс и окончание», умение выделять корень и формирование навыков подбора однокоренных слов и изучение разбора слова по составу.
Наглядность: плакаты, таблицы, дидактические материалы.
Ход урока
Побуждение. Опорная схема. (повторение 5 минут)
Части слова.
Приставка- это часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение. | Корень – это общая часть родственных или однокоренных слов, имеющих одинаковое значение. | Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. | Окончание – это значимая часть слова, всегда стоит в конце слова и изменяют его, чтобы связать все слова в предложении. |
Осмысление. Обобщающие упражнения. (20 минут)
Упражнение 2. Переведите на казахский язык слова и запишите, как каждый из них подчёркивается.
- Основа –
- Корень –
- Приставка –
- Суффикс –
- Окончание –
Упражнение 3. Спешите. Разберите данные слова по составу.
А) школа, школьник, школьный, пришкольный.
Б) смотрю, смотришь, смотрит, посмотрит.
В) лето, летний.
Упражнение 4. Перепишите предложения. Найдите в каждом слове окончание и подчеркните.
Наступает новый учебный год.
Мы готовимся к новому учебному году.
Мы будем хорошо учиться в новом учебном году.
Упражнение 5. Определите и запишите начало правилы.
(……) изменяемая часть слова.
(……) часть слова без окончания.
(……) часть слова, стоящая перед корнем.
(……) часть слова, стоящая после корня.
(……) общая часть родственных слов.
Упражнение 6. Перепешите предложения и подчеркните окончания. Что означают пустые квадратики в словах?
Он видел интересный фильм.
Она видела интересный фильм.
Они не видели интересного фильма.
Упражнение 7. Внимательно прочитайте правило на странице 45 и выполните это задание. Допишите окончания и запишите сверху, что обозначают окончания существительных, прилагательных и глаголов настоящего времени.
У меня есть нов… учебник. У Марата нет нов… учебник… . мы будем учиться по нов… учебник… . я открыва…. нов… учебник. Ты ход… на урок с нов… учебник… . Он чита… правило в нов… учебник… .
Упражнение 8. Выделите основу и окончание в глаголах прошедшего времени.
Мы хорошо провели лето в летнем лагере. В жаркие дни мы купались и загорали на солнце. В плохую погоду мы читали, вышивали и играли в шашки и шахматы.
Упражнение 9. Переведите на русский язык. Подчеркните основу и окончания существительных.
Жаңа оқу жылы басталды. Біз мектепке келдік. Жазды жақсы өткіздік. Біз алтыншы сыныпта оқимыз. Біз көптеген жаңа пәндер оқимыз.
Рефлексия. Способы образования слов в русском языке. Как образуются слова с помощью чего образуются?
Способы образования слов в русском языке
- С помощью приставок пригород
- С помощью суффиксов читатель
- С помощью приставок и суффиксов подстаканник
- Путём сложения основ пешеход.
Домашняя работа. Упражнение: 10, 11.
Оценка за урок.