Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: русский язык, Словарно-орфографическая работа


«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г.Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово-инструмент познания мира, одна из важнейших единиц языковой системы. Именно поэтому обогащение словарного запаса учащихся является одним из традиционных и общепризнанных направлений по развитию речи школьников. Обогащая речь ребенка количественно, мы тем самым поднимаем ее качественно, то есть поднимаем выразительность и точность языка. Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся овладеть орфографической грамотностью, а также грамматически правильно излагать свои мысли.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека.

Орфографические умения и навыки - составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание - средство общения.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант - не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Главное - работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку.

Понятие «орфограмма»

Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма - написание, для обоснования выбора которого требуется применение орфографического правила. Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы), либо между морфемами и частично между словами (дефисы, пробелы, контакты), либо между слогами (черточка при переносе). Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетика - графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм (т.е. над «точками применения» орфографических правил). Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти (звуковую, зрительную, двигательную), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание.

Понятие словарно-орфографической работы

Словарно-орфографическая работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные слова; давая задания на дом по учебнику, он обязательно проверяет, все ли понятно, все ли слова, встречающие в тексте, известны учащимся.

Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?

Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Некоторые виды диктантов позволяют развивать орфографическую зоркость.

Диктант «Проверяю себя».

Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя.

Диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.

Выборочный диктант.

Учитель читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

Контрольный диктант.

Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.

Творческий диктант.

Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение.

Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.

Примеры сказок.

При чтении и письме слов с гласными а\о сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о\а.

«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а\о. С тех пор дети пишут грамотно».

При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса - учитель напоминает детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Примеры.

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ)

Чаще всего использую этот вид работы в начальных классах, когда словарных слов изучено мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ)

Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.

№ 1.

1. Записать слова в 2 колонки: 1) с гласной и 2) с гласными е, ё после шипящих и ц.

Побереж...шь, больш...й, жж...т, печ...шь, увлеч...т, ш...фер, ш...колад, испеч...м, сеч...т,

Туч...й, птиц...й, лиц...м, хорош...го, ш...лковый, ч...рный, ш...рох, ш...рстка, рыж...му, границ...й.

2. Подчеркнуть глаголы, графически обозначив в них орфограммы.

№ 2. Написать под диктовку в две колонки слова: 1) с мягким знаком после шипящих, 2) без мягкого знака.

Чувствуешь, дрожь, молодежь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, (нет) пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, царевич, отрежь.

№ 3. Записать слова под диктовку.

Бе...цветный, ра...порядок, бе...вкусный, ...делать, и...лагать, бе... шума, ра...цвет, ...бегать, и...бить, ...доровье, ни...ший, ра...чесать, ко...ба, бе...шумный, бе... цели, ...беречь, ра...ширить, ни...кий, сколь...кий, пол...ти, про...ба, ...дешний.

3. «РАСКРАСЬ КАРТИНКУ».

Дети элементы рисунка раскрашивают карандашами, подбирая цвет в зависимости от вставленной буквы.

4. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Учитель читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

Выписать только слова с парными согласными на конце и в середине слова.
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

5.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.

Учитель, не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.

  • Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. (Береза)
  • Тот, кто управляет самодвижущейся машиной. (Водитель)
  • Бумажная (или другая мягкая) обвертка книги, тетради. (Обложка)

6. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРЬ.

Учитель рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.

Происхождение: древнерусское. Рогатое животное, пасется на подножном корме, жует. (Корова)

Заимствованно из англ. яз. англ. jam «варенье» является производным от jam «смешивать, давить». (Джем)

7.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. Можно этот вид работы усложнить. Подобрать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

8. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРЬ.

Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.

Дети с помощью учителя или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

РЕБЯТА. Ребята разгадали РЕБус.

ПЕНАЛ. У ПЕти есть пенал.

9. «МУДРЫЙ» СЛОВАРЬ.

Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

1. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто? … на ухо наступил. Слово – не … , вылетит – поймаешь. 2. Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним синонимы и антонимы.

10. СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.

  • ___О___О___ (воробей, молоко)
  • _______СС__ (касса, масса)

11.КОПИЛКА-МИНУТКА.

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т.д.

Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

Роща, встреча, туча, свеча, пища, молчание, чайник, чаща, щавель, качают.

12.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.

Например. Тема урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

  • СОРОКА
  • ВОРОНА
  • ПЕТУХ
  • КОРОВА
  • ДОРОГА

Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Далее идут рассуждения:

1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

3. Слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

4. Слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО?

13. «ШИФРОВКИ».

Эта работа на сообразительность, на логическое мышление .Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею.

Шифровка «Слоговое сложение».

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

Поставь ударение, выдели орфограмму.

  • ВЕС НА ГО РОД НА РОД
  • ТРА ВА У ГОН ВА ГОН
  • ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН

Шифровка «Части слова».

Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

Например:

Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.

Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.

Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.

Окончание – как у слова КОНЬКИ.

ЗАМОРОЗКИ

14.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ».

Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…

ЗАДАНИЯ:

1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).

3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».

4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).

5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.

Например:

М_ШИНА – МАШИНИСТ

6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:

К_РОВА – (Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.

7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:

Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

15. ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).

1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).

2. В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)

3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).

16. ИГРА “КТО БОЛЬШЕ?”

Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

  1. Указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);
  2. Подобрать синонимы, если они есть;
  3. Определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
  4. Произвести фонетический разбор;
  5. Указать часть речи и её грамматические признаки;
  6. Разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов.
  7. Указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);

Хочется добавить еще немного про виды словарных диктантов.

Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

Пример:

1) Ветошь, пейзаж (определить род и склонение сущ.)

2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).

3) Колышет, дышит (выделить приставку и корень, определить с глухого или звонкого начинается корень).

Словарный диктант с самопроверкой.

Основное назначение данного диктанта - формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила - неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильные написания.

Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей, можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.

Словарный диктант с продолжением.

Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

Например:

  • Станция - квитанция 
  • Шепот – щека
  • Крыжовник – шорох
  • Подъем - съел и т.д.

Словарный диктант с элементами игры.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует знания в новых ситуациях.

Например:

Преврати имена нарицательные в имена собственные

Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза).Воздушный шарик-(собака Шарик). Плодородная земля - (планета Земля).

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуне, прийти, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей).

Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц».

Костяная спинка, 
Жесткая щетинка. 
С мятной пастой дружит, 
Нам усердно служит. 
(Зубная щетка)

По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня…
(Шофер)

Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает. Что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходить процессе практической работы, в процессе активной деятельности.

Так активной, действенной формой работы является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся - изменить слово или подобрать слово однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость варианта.

Например:

  • честен - честный,
  • клубы - клуб,
  • шуба - шубка и т.д.

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.

Словарный диктант с обобщением.

Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний.

Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному.

Разнообразие форм словарно-орфографической работы не только способствует перерастанию знаний и умений из области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит элементы новизны.

При систематическом проведении указанных выше видов работ у учеников формируется орфографическая зоркость, грамотность, мышление, память.

Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов становится значительно меньше, да и речь более грамотной.

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.