Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка с использованием ИКТ

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся.

Обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, предусмотрено программой по русскому языку в начальной школе. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы.

Меня, как и всех моих коллег, волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок?

В работе над словарными словами, недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.

Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «пенал», «ученик». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Навык написания трудных слов во многом зависит и от словарного запаса ученика. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Хорошо, если ребёнок много читает и у него развита интуиция. А если он не может сразу запомнить написание слов «класс» и «берёза»?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.

На уроке эта работа может быть проведена на любом этапе.

Все дети разные, и поэтому на уроках стараюсь увлечь своих учеников. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарной работы. На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова.

Приложение "Словарная работа"

Знакомство с новым словарным словом. Лексическая работа

Приёмы разнообразны:

- отгадывание ребусов;

- чтение загадки, отгадывание её учащимися;

- прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь.

- рассматривание предметной картинки.

Работа над слуховым образом словарного слова

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «опасное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

Работа над зрительным образом словарного слова

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Знакомство с этимологией слова побуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, т.е. создаёт условия для запоминания.

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.

Работа над созданием ассоциативного образа

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является «опасной» в словарном слове.

Ценность данного приёма работы – наличие у ученика своего ассоциативного образа при общих требования: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

На начальном этапе работы я сама создаю и показываю образы, а в дальнейшем выполняю лишь роль помощника.

Работа с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов

Такое знакомство позволяет обогатить речь детей фразеологизмами, умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или в своей устной речи.

С целью обогащения словарного запаса учащихся, развития речи стараюсь включить в работу упражнения с использованием пословиц и поговорок, наблюдение над многозначностью слов, синонимами и антонимами.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:

- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

- пополнение словарного запаса;

- развитие орфографической зоркости;

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности.