Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Особенно актуальна данная проблема для нашего образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” города Новокузнецка - это обусловлено особенностями контингента обучающихся: возраст обучающихся 5-9 классов значительно превышает возраст детей в массовой школе – это подростки 12-17 лет, остававшиеся на повторный курс обучения в других образовательных учреждениях от одного до трех и более раз; 100% обучающихся 5-9 классов можно отнести к “группе риска” (неполные, многодетные семьи, семьи не имеющие положительных эмоциональных взаимоотношений, склонные к употреблению алкоголя, дети-сироты и т.д.); 37% подростков состоят на учете в наркологическом кабинете; 53% состоят на внутришкольном контроле как несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
С целью коррекции и профилактики девиантного поведения обучающихся 5-7 классов в Центре реализуется программа спецкурса “Коррекция асоциального поведения”, которая является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности подростков.
Программа составлена на основе:
- психологического тренинга “Профилактика девиантного поведения подростков”, Е. Недзь, Н. Середенко, 2004 год;
- программы “Профилактика подростковой наркомании. Навыки противопостояния и сопротивления распространению наркомании” С. Ю. Белогуров, В. Ю. Климович, 2002 год;
- “Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: тренинг вредных привычек у детей” под редакцией Л. М. Шипициной, 2003 год;
- “Модельного курса профилактики курения”, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович, 2004 год;
- программы социально-психологического тренинга “Приручи свой гнев”.
Цели программы: 1) предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; 2) снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с психоактивными веществами; 3) актуализация процесса социального самоопределения и создание условий формирования позитивного самоотношения.
Программа состоит из трех блоков:
- Профилактика зависимых состояний.
- Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
- Формирование образа “Я” и позитивного самоотношения.
Данные блоки представлены в курсе каждого года обучения (5-7 классы) и подача информации по данным темам осуществляется дозировано, содержание расширяется от класса к классу.
Этапы работы:
1-й этап. Исходное тестирование обучающихся 5-7 классов с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы. Параллельно проходит работа с родителями обучающихся с целью повышения их педагогической компетентности, акцентуации внимания родителей на особенностях подросткового возраста в социальное экспериментирование, в том числе употребление ПАВ, ранние сексуальные связи, вхождение подростков в молодежные компании с делинквентным поведением.
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной, связи от подростков по результатам реализации программы.
Совместная работа по подготовке и проведению общешкольного мероприятия с целью акцентуации внимания обучающихся 5-9 классов на проблеме распространения ПАВ в молодежной среде (в рамках подхода “Подросток – подростку”, что усиливает воспитательный эффект мероприятия).
4-й этап. Обработка результатов тестирования, проведение “круглого стола” с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.
5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию) – индивидуальное психологическое консультирование.
На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2005/2006 предлагаются методические разработки двух уроков, которые проводились в ходе занятий с обучающимися 5-х и 7-х классов.
Тема урока: “Я – подросток. Изменения, происходящие в подростковом возрасте” 5 класс.
Цель: знакомство подростков с изменениями, происходящими в подростковом возрасте; формирование позитивной самооценки /профилактика дисморфофобии/.
Задачи:
- познакомить подростков с изменениями тела, происходящими в подростковом возрасте, с понятием “период полового созревания”;
- дать необходимые знания о том, что необходимо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье в данном возрасте (здоровое питание, физические нагрузки, гигиена);
- формировать бережное отношение к репродуктивному здоровью.
Материалы: памятки “Я-подросток” (для мальчиков и девочек), калькулятор, видеомагнитофон и видеофильм о “ЗОЖ”, калькулятор.
Домашнее задание к данному уроку:
- Подготовить рефераты на следующие темы:
- “Здоровое питание”;
- “Правила здорового сна”;
- “Уход за кожей”;
- “Уход за волосами”;
- “Уход за полостью рта”;
- “Ежедневные гигиенические процедуры девушек / юношей”.
Процедура проведения:
Вступительное слово учителя. Подростковый возраст наступает в 9-10 лет.
В подростковом возрасте ты замечаешь, что изо дня в день с телом происходят что-то необычное, ты начинаешь быстро расти и изменяться. Такой период изменений - называется периодом полового созревания.
Физические изменения, которые происходят в организме в период полового созревания, генетически запрограммированы и вызываются действием гормонов и наследственных факторов.
Процесс полового созревания был бы намного легче, если бы наступал у всех в одном и том же возрасте, протекал бы в одинаковом темпе и в одинаковой последовательности и заканчивался в одно и то же время. Увы! Природа установила часовой механизм каждого человека на разное время. И естественно, если ты замечаешь, что у других происходят какие-то изменения, а у тебя еще нет, то начинаешь беспокоиться… Запомни, что каждый подросток развивается в своем собственном темпе. Организм, управляемый гормонами, функционирует по своему графику. Некоторые изменения происходят очень быстро, другие – достаточно медленно.
Какие же изменения происходят и в какой последовательности?
Работа с памятками “Ты – подросток”.
Девочки:
- ты становишься выше;
- прибавляешь в весе;
- твои молочные железы начинают увеличиваться;
- ты чаще потеешь, и пот приобретает специфический запах;
- твои волосы становятся жирными;
- на коже появляются угри и прыщики;
- начинают расти волосы под мышками и на лобке, на ногах;
- меняется фигура – тело приобретает более мягкие и округлые формы. Талия уменьшается, а бедра увеличиваются в объеме;
- у тебя начинаются месячные – девочки (от 10 до 15 лет, средний возраст начала менструации 12,5 лет);
- ты становишься привлекательной для лиц противоположного пола.
Мальчики:
- ты становишься выше;
- прибавляешь в весе;
- ты чаще потеешь, и пот приобретает специфический запах;
- твои волосы становятся жирными;
- на коже появляются угри и прыщики;
- меняется фигура;
- начинают расти волосы под мышками и на лобке, лице и теле;
- неожиданно и без видимой причины может возникнуть непроизвольная эрекция;
- у тебя могут быть ночные семяизвержения - поллюции;
- увеличивается размер пениса;
- происходит ломка голоса;
- ты становишься привлекательным для лиц противоположного пола.
Итак, причина этих изменений в том, что твоим организмом начинают руководить гормоны (эстрогены, прогестероны – у девочек; тестостерон - у мальчиков).
О строении мужских и женских половых органов и изменениях, происходящих в половых органов мальчиков и девочек, вы узнаете из курса биологии в 8 классе, но вам необходимо знать, что при наступлении менструации девочка может забеременеть, так как у неё начинают созревать яйцеклетки, а при оплодотворении яйцеклетки в матке начинает развиваться зародыш.
Как уже было сказано, в подростковом возрасте вы становитесь более привлекательными. Сегодня, мы более подробно поговорим о том, что необходимо сделать, чтобы выглядеть ещё более привлекательными.
Тело: (работа в тетради).
Если ты очень волнуешься и считаешь себя либо толстым, либо худым, то посчитай свой вес следующим образом –
Данный индекс поможет вам рассчитать количество веса на единицу поверхности вашего тела. В рамках этого веса вы останетесь здоровыми, избежав таких “болезней цивилизации”, как повышенное давление и ожирение.
Идеальный индекс роста – веса должен располагаться где-то в интервале между 18 и 25. Если он ниже 18, врачи рекомендуют поправиться, выше 25 – похудеть. А для тех, кто растет – врачи рекомендуют здоровое питание.
Что можно понимать под здоровым питанием? Об этом нам расскажут….
Выступление ребят с заранее заданными мини- докладами на тему здорового питания.
Итак, какие же продукты необходимо выбирать, чтобы питаться правильно?
- Продукты с большим содержанием:
- белка (рыба, яйца, мясо; бобовые);
- углеводов (хлеб, рис, макароны, крупы);
- витаминов и минералов (свежие овощи и фрукты).
- Полезно пить много жидкости (до 2-3 литров в день).
Вы слышали поговорку - “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”? Эту поговорку не нужно понимать буквально, но в ней есть доля здравого смысла. Тебе необходима энергия на целый день, когда ты идешь в школу, поэтому завтрак должен быть самым плотным.
Что же еще необходимо, чтобы хорошо выглядеть?
Необходим крепкий сон 8-10 часов в сутки. Для того, чтобы сон был крепким, необходимо соблюдать определенные правила. С этими правилами нас познакомит….(выступление ученика).
Самым эффективным способом для сохранения физической формы являются физические упражнения. Занятия физической культурой придадут вам больше силы и гибкости, а также укрепят сердце и легкие. Существуют самые различные физические упражнения и спортивные игры, которыми можно заниматься самостоятельно или с друзьями. Например: бег, быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде, упражнения со скакалкой, танцы, теннис, катание на коньках, аэробика и т.д.
Помни!
- Занятия спортом 3 раза в неделю по 20-40 минут помогут тебе поддерживать хорошую физическую форму.
- Занимаясь спортом, ты становишься более активными, чувствуете себя в тонусе и наполняешься жизненной энергией!
Для того чтобы окружающим было приятно находиться рядом с тобой, необходимо соблюдать правила гигиены.
Обсуждаются следующие вопросы (детям было дано на дом задание, используя дополнительную литературу, в тетради выписать правила ухода за кожей, волосами, полостью рта):
- Уход за кожей.
Так как сальные железы в период полового созревания очень активны, то, выделяемый ими кожный жир, забивает поры кожи и вступает в контакт с бактериями и в результате, на коже появляются прыщи. Что делать? – Умываться не реже 2 раз в день; принимать душ 2 раз в сутки; пользоваться специальными косметическими средствами (лосьоны, очищающие салфетки, крема и т.д.).
Кроме того, принимать душ и умываться необходимо и для того, чтобы избежать неприятного запаха, т.к. потовые железы у вас уже активно работают (необходимо для терморегуляции). Неприятный запах появляется только тогда, когда пот длительное время находится на поверхности тела и бактерии успеют размножиться.
- Что можно еще сделать (помимо душа), чтобы запах от вас был приятным?
(Пользоваться дезодорантами и антиперспирантами.).
- Уход за волосами.
Повышенная жирность волос в подростковом возрасте т.ж. связана с активностью сальных желез. Что же делать? Мыть голову специальными косметическими средствами, для каждого индивидуальными. Подобрать средства вам помогут в любом косметическом салоне или парикмахерской.
- Уход за полостью рта.
У вас уже произошла смена временных, молочных зубов на постоянные и очень важно сохранить их. Кроме того, запах изо рта может произвести на собеседника самое неблагоприятное впечатление… О том, как правильно ухаживать за полостью рта вам расскажет…
- Ребята, помните, для того, чтобы десны и зубы у вас были здоровыми их необходимо чистить не менее 2 раз в день (примерно, по 15-20 минут, со специальными пастами); пользоваться зубной нитью и жвачкой (не больше 15 минут после еды) и регулярно посещать стоматолога.
- Уход за наружными половыми органами (знакомит с правилами ухода учитель).
Чтобы избежать неприятного запаха и начала воспалительного процесса, который может привести к бесплодию, не менее 2 раз в день необходимо подмываться, пользуясь при этом, обычным или специальным мылом для интимных мест (более щадящим), но не мылом с треклазаном, который убивает не только вредные, но и полезные бактерии. В гигиенических целях возможно использование специальных ежедневных прокладок.
Помимо физических изменений, происходят и эмоциональные изменения. Ты замечаешь, что становишься более раздражительным, у тебя бывают частые перепады настроения. Сегодня ты считаешь себя самым счастливым человеком, а завтра – самым несчастным. Не волнуйся – в период полового созревания такие ощущения нормальны, и испытываешь их не только ты. Это связано с гормональными изменениями.
По мере взросления, отношение к вам окружающих также меняется. Вам разрешается делать то, что раньше запрещалось. У вас появляется больше свободы и, вместе с тем, ответственности за свои поступки. Вы должны быть к этому готовы.
По мере взросления вы становитесь более привлекательными для лиц противоположного пола. Именно в подростковом возрасте, возникает первая дружба и первая любовь между мальчиками и девочками. Некоторые подростки, стремясь быть более взрослыми и самостоятельными, вступают в беспорядочные половые связи, которые приводят к венерическим заболеваниям. Венерические болезни часто называют “болезнями поведения”, так как их распространению способствуют нравственная распущенность, случайные половые связи и т.п.
Венерические заболевания - это особая группа инфекционных болезней, которые передаются преимущественно половым путем; ими болеют в равной степени, как мужчины, так и женщины. В отличие от обычных инфекционных заболеваний, венерические болезни не оставляют после себя иммунитета, и при повторном заражении болезнь развивается заново. При этих болезнях не бывает самостоятельного выздоровления. Без медицинской помощи человек не может избавиться от болезни и болеет ею всю жизнь.
Каждое венерическое заболевание вызывается определенным видом микроорганизма: сифилис – бледной спирохетой; гонорея и триппер - гонококками.
Самыми распространенными венерическими болезнями являются: сифилис, гонорея, триппер, а в последнее время и СПИД.
Правила, позволяющие избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, мы сформулируем вместе.
Итак, чтобы не заразиться венерической болезнью, необходимо:
- Избегать беспорядочных половых связей;
- Соблюдать определенные правила “безопасного поведения” (не садиться в машину к незнакомым людям; не гулять поздно вечером одному; не носить одежду слишком обтягивающую, открытую и короткую и т.п.).
В случае, если с вами произошла “беда”, то необходимо: обраться за помощью к тому взрослому человеку, которому вы доверяете и обязательно проконсультироваться у врача.
Вопросы для закрепления материала:
(возможно проведение и тестового опроса)
- Какой период называется – периодом полового созревания?
- В чем заключается причина изменений, происходящих в подростковом возрасте?
- Для чего необходимо соблюдать правила гигиены?
- Что может случиться с подростком, ведущим беспорядочную половую жизнь?
- Как венерические болезни отражаются на здоровье человека?
Как необходимо вести себя, чтобы избежать заражения?
Тема урока: “Общение в конфликтно-личностных ситуациях” 7 класс
Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях.
Задачи:
- обсудить реакций, возникающих в конфликтных интимно-личностных отношениях;
- формировать навыки позитивного взаимодействия в конфликтно-личностных ситуациях.
Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.
Процедура проведения:
Разыгрывание сценки (сценка готовится и репетируется до занятия).
Участники разыгрывают сцену признания в любви. Молодой человек давно хочет признаться своей девушке в любви. И вот, наконец, он решился...
— Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...
— Ну?
Далее следует молчание.
— Чего же ты молчишь? Давай говори!
— Если бы это было так легко, то...
Она его перебивает, раздраженно:
— Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла! - демонстративно встает.
— Да нет, ничего... в следующий раз.
Безразлично:
— Ну, как хочешь!
Отворачивается.
Обсуждение сценки. Ведущий предлагает подросткам высказать свои соображения по поводу разыгрываемой ситуации. (Необходимо подвести детей к мнению, что нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если человек не может сказать, то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения).
Ведущий. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх, возникающий когда тебе предлагают интимные отношения, может маскироваться. В данном случае он проявился через агрессивное поведение девушки. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения. Выражение страха или агрессия являются неэффективными и во многом могут спровоцировать или усилить ситуацию конфликта. Как это сделать?
Мозговой штурм проблемы интимно-личностных конфликтов.
“Когда тебе предлагают, например, дружбу, как ты реагируешь?”.
Записать мнения подростков на листе бумаги (доске). Обсудить, почему эти темы могут вызвать затруднения.
Мнения подростков:
- отказываю в резкой форме;
- посылаю на…;
- быстро меняю тему;
- ухожу;
- смеюсь;
- испытываю страх;
- испытываю стыд;
- разочаровываюсь в человеке.
Моделирование приемлемых ответов.
Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта.
Вывод:
- в межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта.
- приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.
Заключительный этап занятия:
На “сцену” выходят “артисты”, ребята, разыгрывающие сценку в начале урока. Подросткам предлагается написать сценарий, а затем разыграть сценку-признание с другим сюжетом.