Аннотация
С 2000 года в городе были открыты специализированные классы IV вида при массовой общеобразовательной школе. До этого времени образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. Изолированность системы специализированного образования приводит к тому, что ребёнок с нарушением зрения оказывается исключенным из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящего сверстника. Замкнутость, изолированность, тепличная атмосфера приводят к тому, что у детей с нарушениями зрения искажается личностное развитие, появляются такие черты, как эгоцентричность, монологичность в общении, неадекватно заниженная или завышенная самооценка.
Познакомившись с примерным учебным планом общего образования учащихся с нарушением зрения (Министерства общего и профессионального образования Свердловской области), встретились с такой трудностью, как отсутствие программ по коррекционным занятиям (по развитию осязательного и зрительного восприятия, мимике и пантомимике, мелкой моторики, пространственной ориентировки, формированию навыков общения, приёмов и способов самоконтроля и др.)
Наблюдая за детьми, изучая их особенности, разрабатывали рабочие программы. Одну из таких программ предлагаю вашему вниманию, она проходит ещё апробацию, дорабатывается по ходу работы в МОУ СОШ № 58 г. Новоуральска.
В результате занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.
Пояснительная записка
Счастливые и несчастливые, благополучные и неустроенные мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение. И не только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу. Общение — это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества.
Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность и такт.
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворённости жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Поэтому вопросы общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения.
Основа основ в отношении близких людей — уважение. Оно проявляется в интересе к склонностям и занятиям друг друга, во взаимном приближении к духовному миру близкого человека.
Очень важно уметь прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение к себе. К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость.
Особое внимание имеют следующие элементы общения:
Первый из них — взгляд.
Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный — тревожит. Иронический, надменный — оскорбляет. Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже с незнакомыми людьми.
Второй элемент общения — слово.
Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово “нормально”. Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос “Как здоровье?” отвечаем: “Нормально”. “Как живёшь?” — “Нормально!”. “Как дела на работе?” - “Нормально!” и т. д. Комментарии излишни.
Третий очень важный элемент общения — интонация.
Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.
Четвёртый элемент общения — жест.
Он, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.
Каждый должен стремиться приобрести красивую осанку. Подтянутость человека – выражение его уважительного отношения к людям. Красивая осанка — расправленные плечи, приподнятая голова, упругая поступь — создаёт эстетический облик. Если даже человек не очень хорошо сложен, он кажется привлекательным и элегантным.
Выработать красивую осанку можно только систематическим вниманием к тому, как стоишь, как сидишь, как жестикулируешь. Надо непрерывно проверять себя. Поначалу это сложно и утомительно, но постепенно при постоянной тренировке, трудное становиться привычным. Затем привычное — лёгким и приятным.
Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан Сент-Экзюпери сказал: “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”.
Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин — коммуникативная деятельность.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей.
Основными из них является:
- организация совместной деятельности;
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психическом развитии ребёнка. Развитие психики ребёнка — это процесс, происходящий путём присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.
Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим.
Цель программы: создание условий для развития личности ребёнка в процессе общения.
Задачи:
- дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
- формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
- приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.
Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.
Девиз программы: “Научить любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья”.
Данная технология также включает:
1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.
Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.
Использование мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).
Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.
Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией. Количество детей в группе — от 3 до 6 чел., продолжительность 40 мин., периодичность 2 р. в неделю.
Программа формирования навыков общения предусматривает:
- самооценку состояния детей (эмоционально-личностные качества, наличие навыков общения);
- оценку детей педагогом;
- оценку детей родителями.
Все обследования проводятся дважды: до начала введения практического курса и в конце учебного года, после прохождения курса.
Обследование проводится по методике Л.С. Цветковой.
1. Связь эмоциональных состояний с мимикой (картинки-схемы).
2. Воспроизведение эмоций.
3. Воспроизведение и оценка эмоционального держания картин, ситуаций.
Требования к уровню выпускников
Предметно-информационная составляющая образованности:
- Знать некоторые особенности выразительности движений.
- Уметь передавать настроение мимикой.
- Знать приёмы саморегуляции.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- Приобрести коммуникативные качества.
- Уметь считывать по выражению лица, настроение другого.
- Уметь соответственно ситуации вести себя.
Ценностно-ориентированная составляющая образованности:
- Повышение самооценки.
- Умение сдерживать себя.
- Развитие чувства сопереживания, милосердия, участия, уважения, достоинства другого.
Учебно-методическое обеспечение
- Магнитофон, записи классической музыки.
- Канцелярские принадлежности: цв. карандаши, бумага, краски.
- Карточки-схемы выражений различных эмоций.
- Раскраски.
Учебный план
Наименование темы. | Общее количество часов. | Теория. | Практика. |
1.Эмоции, целесообразность эмоций. | 7 | 2 | 5 |
2.Характеристика различных эмоций (полож., отриц.). | 7 | 2 | 5 |
3.Развитие пантомимических навыков. | 7 | 2 | 5 |
4.Развитие коммуникативных навыков. | 8 | 2 | 6 |
5.Развитие творческого воображения. | 7 | 2 | 5 |
36 | 10 | 26 |
Список литературы
1. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в начальной школе. М.: Творческий вечер. 2004.
2. Л.М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми.С.П.: Речь. 2001.
3. Т.И. Петрова. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная Пресса. 2000.
4. В.А. Петровский. Учимся общаться с ребёнком. М.: Просвещение. 1993.
5. Н.П. Слободяник. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М.: Айрис Пресс 2004.
6. Н.Е. Щуркова. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001.
7. Т.Б. Мазепина. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону. Феникс 2002.