Методическая разработка недели психологии "Я и другой"

Разделы: Школьная психологическая служба


 План проведения недели хорошего настроения (7.09 – 10.09.05г.)

Цели:

  1. Создание условий для формирования психологической культуры среди воспитанников Центра;
  2. Улучшение психологического микроклимата в системах: “воспитанник – воспитанник”, “воспитанник – воспитатель”.

Тема: “Я и другой”.

Дата Тема Место проведения, время Содержание
7.09

День хорошего настроения.

1. Акция “Радуга”.

Исследование эмоционального состояния воспитанников и воспитателей.

2. Линейка. Открытие недели.

8.00 – 8.30

дом 2, вход

16.30

дом 2, подъезд 1, эт.1

Отмечаем настроение цветом.
8.09

Наш дружный коллектив.

Рисунок “Герб нашей семьи”.

Акция “Следопыт”.

16.00 – 18.00

комнаты отдыха

16.00 – 18.00

Создание герба семьи.

Заполнение маршрутных листов, выпуск газеты.

9.09

Наши жизненные ценности.

Социологический опрос населения Центра – анкета “Я – хозяин своей судьбы”.

Составление Памятки для воспитателей и воспитанников.

В течение дня

В течение дня

Волонтеры проводят социологический опрос населения Центра.
10.09

Психологический КВН среди воспитанников и воспитателей. Заполнение рефлексивных листов.

16.30

Гимнастический зал

Психологический КВН для воспитанников и воспитателей.

Заключительным мероприятием недели хорошего настроения мы сделали КВН с участием команды взрослых и детей. Такая форма совместной творческой работы способствует улучшению взаимоотношений детей и воспитателей, раскрывает личностные особенности всех участников, учит работать и принимать решение в команде.

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей через решение заданий.
  2. Развитие коммуникативных навыков через командную работу.
  3. Развитие навыков выступления перед аудиторией, актерских способностей.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр,
  2. ватман,
  3. маркеры,
  4. бланки для жюри,
  5. повязки на глаза,
  6. мольберты,
  7. веревка.

Ход мероприятия.

Ведущие: Добрый день! Сегодня мы приветствуем вас на игре, где встретятся две команды: команда воспитателей и команда детей.

Пока наши команды готовятся, мы представляем жюри:

  • Фанат КВНа – Павел Валерьевич.
  • Замечательный человек с добрым сердцем и большой душой – Валентина Геннадьевна.
  • Творческий человек – Мария Иванова.
  • Девушка, которая любит улыбаться и имеет большое чувство юмора – Наташа Боголюбова.
  • Очень справедливый член жюри – Евгений Петрович.

Первый наш конкурс – “Визитка”.

Команды представляются свое название и приветствуют команду соперников, жюри.
Конкурс оценивается в 5 баллов.

Второй конкурс – “Волшебный рисунок”.

Команда получает задание нарисовать с закрытыми глазами животное, и каждый член команды рисует какую-то часть этого животного.
Конкурс оценивается в 3 балла.

Третий конкурс – “Сочинялки”.

Из предложенных слов необходимо составить рассказ, сказку, стихотворение или придумать частушки.
Конкурс оценивается в 4 балла.

Пока команды готовятся, мы представим памятки, которые подготовили друг другу наши дети и наши взрослые.

Четвертый конкурс – “Капитанский”.

Капитан команды должен жестами, мимикой, пантомимой показать команде пословицу, которая будет написана в карточке.
Конкурс оценивается в 3 балла.

Пятый конкурс – “Дружная команда”.

Команде предстоит сделать геометрическую фигуру, держа веревку в руках.
Конкурс оценивается в 4 балла.

Последний конкурс – “Актерский”.

Накануне команды получили задание представить нам знакомую сказку в разных жанрах: музыкальной комедии, бразильского сериала.
Конкурс оценивается в 7 баллов.

Жюри подводит итоги игры, вручает призы, грамоты, специальные призы.

Акция “Радуга”.

 Цель:

  1. Создать условия для осознания воспитанниками своего настроения во время пребывания в Центре и его влияние на настроение друг друга.

  2. Возбудить естественный интерес к самому себе, другому: ребенку, взрослому.

Ход акции:

В вестибюле Центра поместить плакат с вопросом: “Какое у тебя настроение сейчас?” И 6 цветных шаблонов: желтый, черный, красный, синий, зеленый, серый. Всем жителям центра предлагают опустить фишку в разноцветную коробку, состоящую из 6 секций. “Опусти, пожалуйста, эту фишку в ту прорезь, цвет которой соответствует твоему настроению сейчас”.

Та же процедура проделывается вечером.

В конце дня подводятся итоги исследования настроения и на плакате сообщаются его результаты в виде диаграмм.

Волонтеры в течение дня делают маленькие приятные подарки, вырезанные фигурки животных, смешные рожицы. 

Акция “Я – хозяин своей судьбы”.

Цель анкетирования: изучить представление детей Центра о самооценке и ситуации успеха.

Имя _______________, возраст_________________
Я – человек, которого трудно не заметить
Да_____ нет_______
Лучше всех в Центре я умею_________________________________________________
Моя особенность в том, что__________________________________________________
Я успешен на 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Качества, которые помогают быть успешным___________________________________
Качества, которые мешают мне добиваться успеха_______________________________
Как я представляю свое будущее______________________________________________
Что мне необходимо, чтобы добиться успеха в жизни:
Удача образование деньги другое (что)
Продолжите предложение: Счастье – это…
Центр – это…

Акция “Следопыт”.

Цель: сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, поднятие общего позитивного эмоционального тонуса.

Задание: чтобы заполнить маршрутный лист, вам необходимо будет познакомиться с детьми и сотрудниками Центра и задать им вопросы.

1. Назовите любимые цветы Веры Семеновны _____________________________________
2. Любимое блюдо Тамары Григорьевны (психолог) ___________________________________
3. О чем мечтает Марина Викторовна________________________________________________
4. Кто из детей хорошо играет в футбол______________________________________________
рассказывает смешные анекдоты______________________________________
хорошо танцует____________________________________________________
самый надежный и ответственный____________________________________
самый непослушный________________________________________________
самый аккуратный__________________________________________________
5.Любимые духи Галины Сергеевны________________________________________________
6. Где проводила отпуск Елена Андреевна__________________________________________
7. Как зовут дочку Ольги Михайловны_____________________________________________
8. Самый лучший день в году_____________________________________________________
9. Наш Центр самый ______________
______________
______________
______________
10. У кого лучше всех оформлена комната __________________________________________
11. Где и на кого учится Лена Турсукова____________________________________________
12. Сколько тренажеров в спортзале________________________________________________
13. Какие рыбки плавают в аквариуме в Тамары Григорьевны__________________________
14. Когда день рождения у Зинаиды Ивановны (повар)_________________________________
15. Любимое время года у Павла Валерьевича________________________________________
Время получения маршрутного листа__________
Время сдачи маршрутного листа______________

Памятка воспитанникам/воспитателям, составленная воспитателями/воспитанниками одного хорошего Центра

Воспитаннику/воспитателю стоит:
Быть__________________________________
Иметь _________________________________
Вырабатывать _________________________
Своевременно _________________________
Одеваться _____________________________
Иногда ________________________________
Держать ______________________________
Проводить ____________________________
Не ___________________________________
Придерживаться _______________________
Думать _______________________________
Спрашивать ___________________________
Специально __________________________
Улыбаться ____________________________

Разноцветное настроение.

Общим названием недели мы выбрали “Я и другой”. Нам хотелось, чтобы через те мероприятия, которые мы запланировали, дети учились и совершенствовали навыки общения, учились быть внимательными к другому, учились самоанализу.

В подготовке к “неделе хорошего настроения” были задействованы сами ребята, мы их назвали волонтерами. Волонтеры рисовали плакаты, учились проводить анкетирование, готовили подарки, репетировали сценки-миниатюры на линейку.

Каждый день имел свое название. Так, 1-ый день – День хорошего настроения. Здесь мы провели акцию “Радуга”. Нам хотелось создать условия для осознания населением Центра своего настроения и его влияния на настроение друг друга, возбудить интерес к самому себе и другому, к работе психолога. Утром взрослых и детей встречал плакат – “Какого цвета твое настроение сейчас?” И волонтеры – две Нади, вручали фишку и предлагали определить цвет настроения, опустив ее в одну из секций (красная, желтая, синяя, зеленая, черная, серая) разноцветной коробки. То же проделывали и взрослые, приходя на работу. Интересно, что никто не испытывал трудности, когда его просили “раскрасить свое настроение”. Само участие в акции “Радуга” сопровождалось сначала удивлением, а потом улыбкой и готовностью к выполнению задания. Для тех, кто был “не в настроении” были приготовлены подарки – смешные рожицы, солнышки, улыбающиеся человечки. После их вручения на хмурых лицах появлялись улыбки,и это было здорово! В конце дня мы опять вышли с разноцветными коробочками и проделали эту же процедуру еще раз. Результатом дня стало исследование настроения, представленное в диаграммах. Оказалось, что утром настроение наших ребят – сине-черное, что говорит о повышенной ранимости и чувствительности, а так же о решительном протесте против любых авторитетов, а к вечеру настроение окрашивается в красно-желтый цвет (в этом мы видим активность ребят, оптимистичность и целеустремленность). Настроение взрослых тоже претерпевает изменения: утром – это зелено-красный, а в конце рабочего дня усталость сказывается, и рисунок настроения становится сине-черным. Получается, что дети “не в духе” с утра и бодрые вечером, а взрослые наоборот. Вот такие метаморфозы…

На линейке ребята представили в сценках работу психолога в Центре. Например, Владик играл “драчуна”, а Алеша – “слабого мальчишку”, и “психолог”, в исполнении Нади, сообщала:

“…если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,
то к психологу ведут нервного трусишку”.

А в заключении Марина-кроха громко сказала:

“…я к психологу приду,
когда мне будет плохо”.

Еще мы на линейке рассказали о том, что предстоит сделать в течение недели, и раздали задания детям и воспитателям.

Второй день назывался “Наш дружный коллектив”. Ребятам предстояло нарисовать герб семьи. Сейчас у нас есть 5 гербов, которые послужат основой в создании общего герба Центра. Так же в этот день ребята заполняли маршрутные листы. В акции “Следопыт” самыми быстрыми оказались Наташи и Маргарита, они узнали, что любимыми цветами Веры Семеновны (заведующей отделением) являются ромашки, а мечта директора Центра - Марины Викторовны – это улыбки на лицах воспитанников. Еще они узнали, что лучше всех играют в футбол – Леня, Ярик и Антон.

Третий день был самый серьезный. Волонтерам предстояло провести анкетирование населения Центра и узнать, что думают о ситуации успеха, о будущем, о том, что является самым ценным. Результатом работы в этот день стали две памятки: от детей воспитателям и воспитателям от детей.

В последний день мы задумали сыграть в КВН. На игре встретились две команды – детская “Лучики солнца” и команда воспитателей “СУП в квадрате”. Интересное название расшифровывалось: “с улыбкой проиграем, с успехом победим”. Команды мерились силами в умении понимать язык жестов, командном рисовании. Кульминацией игры стал актерский конкурс. Сладкий приз, врученный команде “Лучики солнца”, вызвал восторг как у членов команды, так и у болельщиков.

Хотелось бы надеяться, что подобные акции будут собирать еще больше детей и заряд бодрого настроения сохранится надолго. А волонтеры, активно участвующие в этих акциях, решили подарить Центру новогоднюю сказку.