Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К окончанию начальной школы ребенок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Но результаты исследований показывают, что уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов достаточно низок, дети невнимательны, у них плохо развита память. Следовательно, подросткам необходима помощь в развитии познавательных процессов.
Если по каким-либо причинам в дошкольном и младшем школьном возрасте с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
В тоже время, в период младшего подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в изменение мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда. Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою силу. На их месте возникают новые, “взрослые” мотивы, которые приводят к переосмыслению содержания целей и задач деятельности.
Цели занятий:
- Дать детям общее понятие о психологии как науке; знания о себе, о своем внутреннем мире, о некоторых психологических функциях, о способах саморазвития.
- Совершенствовать коммуникативные умения подростков.
Характер работы по курсу занятий представляет собой классный часы
(один раз в месяц), направленные на самопознание школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих способностей и возможностей.
Тематический план занятий
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 | Психология как наука | Познакомить с психологией - наукой о душе, внутреннем мире человека |
2 | Память | Дать понятие память. Виды памяти. Самодиагностика, тренировочные упражнения. Обсудить способы эффективного запоминания. |
3 | Внимание | Дать понятие внимания. Провести самодиагностику. Познакомить учащихся с упражнениями для тренировки и развития внимания. |
4 | Мышление | Дать понятие мышления. Виды мышления. Провести самодиагностику. Познакомить учащихся с упражнениями для развития мышления. |
5 | Восприятие | Дать понятие восприятия. Виды
восприятия. Познакомить учащихся с упражнениями для развития восприятия. |
6 7 |
Общение Общение |
Учить понимать других людей. Учить оценивать, понимать и раскрывать самого себя. |
8 | Индивидуальные особенности людей | Обсудить влияние индивидуальных особенностей на общение и поведение людей. |
Содержание занятий
Психология как наука.
Игра “DIXI”, заповеди, беседа о психологии.
Память.
Виды памяти, “Найди отличия”, слуховая память, “пиктограммы”, “Запомни знаки”, “Добрые слова”, игра “Слухи”, обсуждение способов запоминания и развития памяти.
Внимание.
Виды внимания, игра “Часы”, “Расстановка чисел”, игра “Пропусти число”, беседа “Как развивать внимание”.
Мышление.
Виды мышления, “5 лишний”, “Анаграммы”, “Составление предложений”, “Что лишнее”, “Сформулируй определение”, беседа о способах развития мышления.
Восприятие.
“Таблица цифр”, “Развиваем глазомер”, “Развиваем наблюдательность”, игра “Самые наблюдательные”, беседа о необходимости быть наблюдательным.
Общение.
Виды общения, игра “Пластилиновый мир”, тест “Проверь уровень своей коммуникабельности”, игра “Да ну, тебя, в болото”.
Индивидуальные особенности людей.
Тип темперамента; ведущее полушарие головного мозга; диагностика, беседа.
Список используемой литературы:
- Андреев J. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст. М.: Рольф, 2001.
- Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Ярославль, Академия развития, 1997.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, Академия развития, 1997.
Занятие № 3
Тема: ВНИМАНИЕ
Ход занятия
Игра-энергизатор “Часы”
Инструкция: В игре участвует 13человек. Учащиеся встают в круг, изображая циферблат. Один игрок – водящий - становится в центре, он называет время, а участники игры, находящиеся там, где в это время находятся стрелки, одним хлопком обозначают положение часовой стрелки, а двумя хлопками - положение минутной стрелки. Тот, кто ошибается, становится водящим.
По окончанию игры проводится ее обсуждение, учащимся предлагается ответить на вопрос, почему допускались ошибки.
Объявляется тема занятия.
Что такое внимание? – заслушиваются все ответы детей, дается определение из словаря.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете или явление.
Учащимся предлагается закрыть глаза и ответить на вопросы:
- Сколько окон в кабинете?
- Какого цвета шторы в кабинете?
- Сколько парт в ряду у окна?
В результате обсуждения учащиеся подводятся к выводу, что существуют разные виды внимания, один из них - непроизвольное внимание, которое возникает без усилий воли.
Оценка произвольного внимания.
Для оценки произвольного внимания можно использовать методику “Расстановка чисел”.
Инструкция: Выписать числа в возрастающем порядке. (Время работы - 2минуты.)
16 37 98 29 54 80 92 46 59 35 43 21 8 40 2 65 84 99 7 77 13 67 60 34 18
Средняя норма – 22 числа.
Игра “Пропусти число”. (Позволяет учащимся выйти из-за парт, сменить положение, отдохнуть).
Инструкция: Встаньте в круг. Необходимо считать вслух, а числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, заменять хлопками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Изучение свойств внимания:
Устойчивость внимания. Учащимся предлагается подумать, что это такое. (Это способность отвлечься от всего постороннего).
Даны два числа: 84 26
Задание:
1. Умножить 1-ую цифру 2-ого числа на 2-ую цифру 1-ого числа.
2. Прибавить 2-ую цифру 2-ого числа.
3. Вычесть 1-ую цифру 1-ого числа.
4. Ответ запишите.
Распределение внимания. (Это умение выполнять несколько дел одновременно).
К доске выходят 3 человека, встают рядом. Крайние начинают считать с любых чисел. По сигналу учителя они останавливаются. Средний ученик должен сказать на каком числе остановился каждый.
Обсуждение вопросов:
- Зачем нужно быть внимательным?
Выслушивается мнение всех детей, делается вывод о необходимости развивать внимание.
Как развивать внимание?
Обсуждаются способы развития внимания.
Игровой тренинг. (Проводится при наличии времени).
Игра на развитие устойчивости и объема внимания.
2- 6- 3- 4- 5- 8= 12
9- 8- 1- 3- 5- 2= 12
8- 6- 1- 7- 9- 5= 12
3- 2- 1- 4- 5- 3= 12
7- 9- 8- 4- 3- 5= 12
Задание 1. Между цифрами отсутствуют знаки “+” и “-”. Необходимо их расставить.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- каких знаков, “+” или “-”, было больше;
- какие цифры встречались чаще;
- сколько действий в каждом примере.
Если на большинство вопросов даются правильные ответы, то это свидетельствует о хорошем объеме внимания и достаточно развитой наблюдательности.
Ералаш (развитие устойчивости, концентрации и объема внимания).
Задание: Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение- справа. Но все перепуталось, получается бессмыслица. Необходимо расставить все по своим местам. ( на выполнение задания дается не более 5 минут).
Злой кабан Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Буратино
Портной
Еж
Чиж
Рак
Стол
Чайник
Мальчик
сидел на ветке томился в клетке
точил клыки
давал гудки
накрыт к обеду был
физику учила
хвостик свой ловила
сшил себе штаны
все поел блины
усами шевелил
летал под облаками
гонялся за мышами
прыгал во дворе
булькал на костре
В конце занятия делается вывод о том, что учащиеся могут самостоятельно развивать свое внимание с помощью данных упражнений. Проводится обратная связь (что понравилось, что не понравилось, что нового узнали о себе, т.д.).