Курс занятий для учащихся младшего подросткового возраста "Познай себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К окончанию начальной школы ребенок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Но результаты исследований показывают, что уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов достаточно низок, дети невнимательны, у них плохо развита память. Следовательно, подросткам необходима помощь в развитии познавательных процессов.

Если по каким-либо причинам в дошкольном и младшем школьном возрасте с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.

В тоже время, в период младшего подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в изменение мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда. Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою силу. На их месте возникают новые, “взрослые” мотивы, которые приводят к переосмыслению содержания целей и задач деятельности.

Цели занятий:

  1. Дать детям общее понятие о психологии как науке; знания о себе, о своем внутреннем мире, о некоторых психологических функциях, о способах саморазвития.
  2. Совершенствовать коммуникативные умения подростков.

Характер работы по курсу занятий представляет собой классный часы

(один раз в месяц), направленные на самопознание школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих способностей и возможностей.

Тематический план занятий

№ п/п ТЕМА ЦЕЛЬ
1 Психология как наука Познакомить с психологией - наукой о душе, внутреннем мире человека
2 Память Дать понятие память. Виды памяти.

Самодиагностика, тренировочные упражнения.

Обсудить способы эффективного запоминания.

3 Внимание Дать понятие внимания.

Провести самодиагностику.

Познакомить учащихся с упражнениями для тренировки и развития внимания.

4 Мышление Дать понятие мышления. Виды мышления.

Провести самодиагностику.

Познакомить учащихся с упражнениями для развития мышления.

5 Восприятие Дать понятие восприятия. Виды восприятия.

Познакомить учащихся с упражнениями для развития восприятия.

6

7

Общение

Общение

Учить понимать других людей.

Учить оценивать, понимать и раскрывать самого себя.

8 Индивидуальные особенности людей Обсудить влияние индивидуальных особенностей на общение и поведение людей.

 Содержание занятий

Психология как наука.

Игра “DIXI”, заповеди, беседа о психологии.

Память.

Виды памяти, “Найди отличия”, слуховая память, “пиктограммы”, “Запомни знаки”, “Добрые слова”, игра “Слухи”, обсуждение способов запоминания и развития памяти.

Внимание.

Виды внимания, игра “Часы”, “Расстановка чисел”, игра “Пропусти число”, беседа “Как развивать внимание”.

Мышление.

Виды мышления, “5 лишний”, “Анаграммы”, “Составление предложений”, “Что лишнее”, “Сформулируй определение”, беседа о способах развития мышления.

Восприятие.

“Таблица цифр”, “Развиваем глазомер”, “Развиваем наблюдательность”, игра “Самые наблюдательные”, беседа о необходимости быть наблюдательным.

Общение.

Виды общения, игра “Пластилиновый мир”, тест “Проверь уровень своей коммуникабельности”, игра “Да ну, тебя, в болото”.

Индивидуальные особенности людей.

Тип темперамента; ведущее полушарие головного мозга; диагностика, беседа.

Список используемой литературы:

  1. Андреев J. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.
  4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст. М.: Рольф, 2001.
  6. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Ярославль, Академия развития, 1997.
  7. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, Академия развития, 1997.

Занятие № 3

Тема: ВНИМАНИЕ

Ход занятия

Игра-энергизатор “Часы”

Инструкция: В игре участвует 13человек. Учащиеся встают в круг, изображая циферблат. Один игрок – водящий - становится в центре, он называет время, а участники игры, находящиеся там, где в это время находятся стрелки, одним хлопком обозначают положение часовой стрелки, а двумя хлопками - положение минутной стрелки. Тот, кто ошибается, становится водящим.

По окончанию игры проводится ее обсуждение, учащимся предлагается ответить на вопрос, почему допускались ошибки.

Объявляется тема занятия.

Что такое внимание? – заслушиваются все ответы детей, дается определение из словаря.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете или явление.

Учащимся предлагается закрыть глаза и ответить на вопросы:

  1. Сколько окон в кабинете?
  2. Какого цвета шторы в кабинете?
  3. Сколько парт в ряду у окна?

В результате обсуждения учащиеся подводятся к выводу, что существуют разные виды внимания, один из них - непроизвольное внимание, которое возникает без усилий воли.

Оценка произвольного внимания.

Для оценки произвольного внимания можно использовать методику “Расстановка чисел”.

Инструкция: Выписать числа в возрастающем порядке. (Время работы - 2минуты.)

16 37 98 29 54
80 92 46 59 35
43 21 8 40 2
65 84 99 7 77
13 67 60 34 18

Средняя норма – 22 числа.

Игра “Пропусти число”. (Позволяет учащимся выйти из-за парт, сменить положение, отдохнуть).

Инструкция: Встаньте в круг. Необходимо считать вслух, а числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, заменять хлопками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Изучение свойств внимания:

Устойчивость внимания. Учащимся предлагается подумать, что это такое. (Это способность отвлечься от всего постороннего).

Даны два числа: 84 26

Задание:

1. Умножить 1-ую цифру 2-ого числа на 2-ую цифру 1-ого числа.

2. Прибавить 2-ую цифру 2-ого числа.

3. Вычесть 1-ую цифру 1-ого числа.

4. Ответ запишите.

Распределение внимания. (Это умение выполнять несколько дел одновременно).

К доске выходят 3 человека, встают рядом. Крайние начинают считать с любых чисел. По сигналу учителя они останавливаются. Средний ученик должен сказать на каком числе остановился каждый.

Обсуждение вопросов:

- Зачем нужно быть внимательным?

Выслушивается мнение всех детей, делается вывод о необходимости развивать внимание.

Как развивать внимание?

Обсуждаются способы развития внимания.

Игровой тренинг. (Проводится при наличии времени).

Игра на развитие устойчивости и объема внимания.

2- 6- 3- 4- 5- 8= 12

9- 8- 1- 3- 5- 2= 12

8- 6- 1- 7- 9- 5= 12

3- 2- 1- 4- 5- 3= 12

7- 9- 8- 4- 3- 5= 12

Задание 1. Между цифрами отсутствуют знаки “+” и “-”. Необходимо их расставить.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  • каких знаков, “+” или “-”, было больше;
  • какие цифры встречались чаще;
  • сколько действий в каждом примере.

Если на большинство вопросов даются правильные ответы, то это свидетельствует о хорошем объеме внимания и достаточно развитой наблюдательности.

Ералаш (развитие устойчивости, концентрации и объема внимания).

Задание: Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение- справа. Но все перепуталось, получается бессмыслица. Необходимо расставить все по своим местам. ( на выполнение задания дается не более 5 минут).

Злой кабан

Пароход

Соловей

Дикобраз

Кошка

Маша

Буратино

Портной

Еж

Чиж

Рак

Стол

Чайник

Мальчик

сидел на ветке

томился в клетке

точил клыки

давал гудки

накрыт к обеду был

физику учила

хвостик свой ловила

сшил себе штаны

все поел блины

усами шевелил

летал под облаками

гонялся за мышами

прыгал во дворе

булькал на костре

В конце занятия делается вывод о том, что учащиеся могут самостоятельно развивать свое внимание с помощью данных упражнений. Проводится обратная связь (что понравилось, что не понравилось, что нового узнали о себе, т.д.).