Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.
Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи возникающими вопросами об эффективности начального этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия.
В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам преемственности между звеньями, систематизировать и искать причины, наметить пути решения проблемы адаптации, как первоклассников, так и пятиклассников при переходе с одного звена на другое звено.
Объект исследования: учащиеся
Предмет исследования: проблема адаптации
Метод исследования:
- отслеживание успеваемости и ка чества учащихся
- диагностика и анализ
Система работы по решению проблемы адаптации учащихся ставит цели:
- Обеспечить преемственность между звеньями в образовании и воспитании через координацию деятельности педагогического коллектива школы, детского сада;
- Обеспечить благоприятную адаптацию при переходе с одного звена на другое.
При этом ставятся следующие задачи:
- Познакомить учителей с программой развития детей в детском саду, воспитателей с программой первого класса, учителей предметников с программой начальной школы, учителей начальной школы с программой 5-го класса.
- Формировать и поддерживать мотивационную и нравственную готовность ребенка к обучению в школе.
- Изучить физио-психологические особенности учащихся при переходе с одного звена на другое.
Гипотеза: Преемственность образования предполагает:
- Установление закономерной, устойчивой связи с учетом предшествующей ступени образования.
- Решение проблемы адаптационного периода позволит сохранить, обогащать и развивать тот потенциал ребенка, который закладывается в детском саду и начальной школе.
- Совершенствование педагогического мастерства.
- Регулярное диагностирование психического развития ребенка и реализация индивидуального подхода к нему.
Ожидаемый результат:
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка
- определение основных форм организации обучения, способ взаимодействия учителя и ученика.
- повышение качества ЗУН.
Основные направления школы
Понимая, что эффективностью образования является непрерывность и преемственность в обучении; в нашей школе сложилось достаточно четкая система работы администрации, педагога и социально-психологической службы по вопросам адаптации первоклассников, пятиклассников, также по проблемам преемственности между начальным и основным звеном. По решению вопросов преемственности и безболезненной адаптации школьника можно выделить следующие направления деятельности школы в этой области:
- изучение психологических возможностей детей младшего подросткового возраста
- сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечения условий для повторения учебного материала
- согласования методов и приемов обучения в 5-х классах, обеспечения условий для “мягкой” адаптации учащихся к новым формам обучения
- анализ адаптационного периода, выявления трудностей, возникающих у 5-тиклассников, и разработка мероприятий для их преодоления.
В целях наиболее эффективного решения проблемы адаптации первоклассников метод объединение учителей начальных классов и воспитатели детского сада “Туллукчаан” с. Октемцы каждый год составляем и утверждаем совместный план работы, который предусматривает работу по направлениям:
- методическая работа
- работа с родителями
- работа с детьми
Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов и “круглых столов” для учителей и воспитателей детского сада, совместных заседаний метод объединений. Семинары проводятся в начале и конце учебного года, включают взаимопосещение уроков в первых классах и занятий в подготовительных группах детского сада. “Круглые столы”, посвящены к проблеме адаптации и определения уровня готовности детей к обучению в школе.
Нашим школьным психологом подобран комплекс методик по диагностике школьной зрелости. Проводится комплексное обследование ребенка в присутствии родителей, на каждого заполняется протокол психологического обследования, это диагностика проводится не для отбора ребенка, а для профилактики нежелательного психического развития ребенка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии.
В октябре-ноябре каждого учебного года школьный психолог проводит исследование с целью изучения степени адаптации, детей к школе. Проводится педконсилиум учителей начальных классов, воспитателей детского сада и психолога, предварительно воспитатели посещают уроки у первоклассников, психолог делает анализ по итогам исследования, решаются вопросы дальнейшей работы.
На семинаре “Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на этапе внедрения развивающего обучения”, учителя познакомили с дидактической системой Занкова, дали методические рекомендации по отдельным предметам и показали открытые уроки по системе развивающего обучения.
В 2001 году проведено заседание педагогического совета по теме “ Обеспечение преемственности дошкольного, начального и среднего образования”, с участием воспитателей детского сада и педколлектив школы.
Работа с родителями. В конце учебного года в детском саду учителя будущих первоклассников, психолог проводят родительское собрание с беседами о подготовке ребенка к школе, готовят информацию как готовить ребенка к школе, рассказывают о требованиях, которые будут предъявлены школой к будущим ученикам и их родителям. Также, психолог проводит индивидуальные консультации по итогам обследования, собеседования о степени готовности ребенка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребенка в школу, даются рекомендации, как с ними справиться.
Работа с детьми. Учащиеся участвуют в мероприятиях, которые проводятся в детском саду, проводят отдельные развлекательные мероприятия по группам. Практикуется “субботняя школа будущего первоклассника” – это мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. Учителя свою работу строят как обучение навыкам учебного сотрудничества: материал дошкольный – конструирование, классификация предметов, рассуждение, запоминание, внимание. Занятия способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе, знакомству с другими детьми (дети не посещавшие детский сад, приезжие).
В дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения; работе по воспитанию нравственно – волевых качеств, самостоятельности.
Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но еще пока неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности. В таком же состоянии находится ребенок, переходя из начальной школы в среднее звено.
Ребенок уходит от знакомого – и попадает сразу к нескольким новым для него учителям, каждый из которых предъявляет ему особые требования. Усложняется содержания учебных предметов, существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность.
Для решения проблемы адаптации в звене начальная школа – средняя школа методическое объединение учителей начальных классов, учителя предметники, администрация школы запланировали план работы перехода учащихся из начальной школы в среднюю школу.
По результатам проделанной работы по решению проблемы адаптации и преемственности в 2001 – 2002 учебном году в марте месяце в рамках методического дня школы провели региональный семинар по теме: “Преемственность в образовательном процессе развивающего обучения”
Актуализация вопроса преемственности в нашей школе позволила:
- облегчить период адаптации первоклассника;
- облегчить переход учащихся из младших классов в среднее звено;
- создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в детском саду и в начальной школе.
- облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; установить нормальные взаимоотношения, сотрудничество работников.
Литература
- Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 1998.
- Завуч начальной школы. №3, №5 2002. Научно-практический журнал
- Коломинский Я. Л. Панько Б.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М. Просвещение, 1988.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.”Просвещение”. 1986.
- Народное образование Якутии №1 2002.
- Начальная школа плюс минус №8 2000.