Взаимосвязь акцентуаций характера и уровня адаптивности подростков в условиях города Норильска

Разделы: Школьная психологическая служба


Подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности человека приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека, понимается как адаптация. А. Г. Маклаков предлагает рассматривать адаптацию не только как динамическое образование (процесс приспособления к окружающей среде), но и как свойство любого живого организма. Это свойство и определяет способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, т.е. адаптационные способности. Адаптационные способности представляют собой совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды. “Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал (ЛАП)”. Личностный адаптационный потенциал обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия “нормальному интервалу” психической и социально-нравственной нормативности. В него входят поведенческая регуляция, коммуникативные способности и уровень морально-нравственной нормативности. А.Г. Маклаков указывает, что адаптационный потенциал личности формируется в процессе онтогенеза и основывается на генетически обусловленных индивидных характеристиках, “однако, в полной мере описать и охарактеризовать факторы, влияющие на формирование ЛАП, пока не представляется возможным”.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Актуальным является определение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и акцентуаций характера. Как известно, (А.Е. Личко (1983), Б.Д. Комаровский (1980)) акцентуации характера как крайние варианты нормы при психотравмирующих условиях, создают “почву” для возникновения нервно-психических заболеваний.

Проведение исследования представляется важным в условиях Норильского промышленного района, так как условия жизни и деятельности в Заполярье имеют свои характерные особенности. На организм человека оказывают неблагоприятное влияние природно-климатические факторы района Крайнего севера. Прежде всего, низкая среднегодовая температура, длительная полярная ночь, вызывающая развитие астено-депрессивных состояний. Плотная жилая застройка и близость к ней основных металлургических предприятий, возросший выброс в атмосферу токсических веществ существенно ухудшает экологическую обстановку в районе промышленных предприятий и в жилой зоне г. Норильска.

Целью исследования явилось выявление взаимосвязи акцентуаций характера и адаптивности у подростков допризывного возраста в условиях города Норильска.

Задачи:

1. Исследовать особенности акцентуаций характера у подростков в условиях города Норильска.

2. Выявить взаимосвязь между акцентуациями характера и уровнем социально-психологической адаптации подростков.

Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А.Е., 1983). Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку неповторимых, индивидуальных свойств, которые могут обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо нарушения бывают преходящими. Эти нарушения чаще возникают под влиянием особого рода психических нагрузок или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов "слабые места". Например, для шизоидного характера трудной ситуацией может послужить необходимость быстро установить глубокие эмоциональные контакты, для характера гипертимного - вынужденное безделье при строго регламентированном режиме.

Акцентуация характера не психический диагноз. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов слабые места. Однако, если психическая нагрузка не адресуется к месту наименьшего сопротивления, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией. Более того, в отношении некоторых неблагоприятных условий может проявиться даже повышенная устойчивость. Так, для гипертимной акцентуации характерна легкость, с которой переносится обстановка, требующая повышенной активности и находчивости.

Для определения взаимосвязи успешности социально-психологической адаптации с акцентуациями характера было обследовано 105 подростков, учащихся средних общеобразовательных школ города Норильска.

Уровень социально-психологической адаптации диагностировался с помощью многоуровневого личностного опросника “Адаптивность” (МЛО) (Маклаков А.Г., Чермянин А.Г., 1996). Он предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется использовать для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения профессиональной деятельности военных специалистов.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) рассчитан на использование специалистами с различным уровнем специальной подготовки.

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды и новым условиям профессиональной деятельности, затрагивающим все уровни функционирования человека.. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки каждого человека. Однако, можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме. Степень соответствия этому “интервалу” психической и поведенческой нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяющего личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющийся важней интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного адаптационного потенциала можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости (НПУ), наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Выделенные структурные элементы отражают взаимосвязь с потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, “я – концепции” и др. Система регуляции – это сложное социально-психологическое образование и интеграция всех её уровней в единый комплекс обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал) человека являются следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) “Адаптивность” состоит из 165 вопросов и имеет следующие основные шкалы:

  • “Достоверность” (Д);
  • “Личностный адаптационный потенциал” (ЛАП);
  • “Поведенческая регуляция” (ПР);
  • “Коммуникативный потенциал” (КП);
  • “Моральная нормативность” (МН);

Акцентуации характера определялись с помощью усовершенствованного варианта патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) А.Е. Личко (1983). Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы.

В 1970 году А.Е. Личко был составлен и апробирован предназначенный для подростков патохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. В опросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение, к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т.п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т.п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросника более надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера.

Испытуемому представляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрыть систему отношений, чем альтернативные решения “да” или “нет”, применяемые в большинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.

Представляется важным, что у всех обследованных четко диагностировались своеобразные личностные черты (100%).

Полученные данные существенно отличаются от результатов полученных в других исследованиях. По данным Иванова (1976) частота акцентуаций характера в популяции подростков составляет от 33% (учащиеся арктического морского училища) до 88% (ученики английской школы). По данным Благинина (2001) у 98% курсантов авиационного училища выявлялись акцентуации характера.

Представляется важным, что по нашим данным преобладают шизоидный (20,86%) и неустойчивый (15,24%) тип акцентуаций. Что, возможно, объясняется особенностями жизнедеятельности в условиях Крайнего севера, т.е. низкая среднегодовая температура, длительная полярная ночь. Полученные данные также существенно отличаются от результатов, полученных в других исследованиях. По данным Личко (1983) преобладают неустойчивый (21%) и эпилептоидный (11%) типы. По данным Благинина (2001) преобладают лабильный (39%) и гипертимный (21%) типы.

В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее высокими адаптационными способностями обладают подростки с лабильным типом акцентуаций, имеющие самые высокие показатели по всем шкалам МЛО. Подростки с неустойчивым типом акцентуаций за счет высоких показателей по личностному адаптационному потенциалу и поведенческой регуляции также обладают высокими адаптационными возможностями, при показателях коммуникативного потенциала и моральной нормативности, не превышающих данные других типов акцентуаций. Лица этой группы обладают высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, имеют высокую адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, обладают высоким уровнем социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения. Такие люди обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны.

Самыми низкими адаптационными возможностями обладают представители сенситивного, психастенического и астено-невротического типов акцентуаций. У представителей сенситивного и психастенического типов акцентуаций наименьшие показатели, среди представителей данной выборки, по уровню личностного адаптационного потенциала (ЛАП), поведенческой регуляции (ПР) и коммуникативного потенциала (КП). У представителей астено-невротического типа акцентуаций наименьшие показатели по ЛАП, ПР и моральной нормативности (МН). У подростков данной группы процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, у них отсутствуют адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности. Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. У представителей данной группы низкий уровень социализации, такие люди не могут адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Данные типы акцентуаций входят в группу риска, как плохо адаптирующиеся к изменяющимся условиям, требуют повышенного внимания и создания условий для более мягкого протекания адаптационного процесса.

Необходимо своевременное диагностирование таких типов, для возможной коррекции поведения. Кроме того, представляется важным сотрудничество психологов и родителей.

Таким образом, гипотеза о том, что для подростков с определенным типом акцентуаций характерен определенный уровень социально-психологической адаптации, подтвердилась. Достоверность различий определялась с помощью Т- критерия Стъюдента.

Список литературы:

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 200. - 496 с.

2. Березин Ф.Б. “Психическая и психофизиологическая адаптация человека”. Л., 1988. С.13—21.

3. Воробьев В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии// Обозр. психиат. и мед. психол. - 1993. - N 2. -С. 33-39.

4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. – В книге Избранные труды. М., 1964 г.

5. Ганнушкин П.Б. Психология эмоций. Тексты /под ред. В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 252-279.

6. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.

7. Китаев-Смык Л.А. “Психология стресса”. – М.: Наука, 1983.

8. Маклаков А.Г. “ Общая психология”.- СПб.: Питер, 2002. -592с.

9. Немчин Т.А. “Состояния нервно-психического напряжения”. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

10. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.

11. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981.

12. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

13. Реан А.А. “Психология человека от рождения до смерти”. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-656с.