“...Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что несут они миру, чем схожи и чем отличаются от них самих. Ведь молодежь – зто завтра любого общества...”
Право ребёнка на защиту и сохранение психического здоровья, а не только на получение знаний, умений и навыков – в полной мере может быть использовано и при помощи данной методики, когда школьный психолог имеет возможность отследить тех учащихся, кто наиболее нуждается в психологической поддержке и, возможно, в его помощи.
Предлагаемая методика придумана и используется мной на протяжении 10 лет, является авторской модификацией цветового теста и изучает психоэмоциональную стабильность/нестабильность учащихся на любом этапе образовательно-воспитательного процесса: как непосредственно перед уроками, так и на любом временном и процессуальном этапе. Может проводиться как однократно, так и как лонгитюдное исследование. Используется для быстрого реагирования психолога и учителя на возникшую ситуацию. Данная методика позволяет увидеть того, кто имеет затруднения или находится в состоянии психологического напряжения, позволяет своевременно реагировать на возникшую ситуацию и действенно оказывать психологическую поддержку.
Данную диагностику можно использовать как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
Я провожу эту диагностику для исследования психологической комфортности и психологического микроклимата в учебных группах во время адаптации вновь пришедших учащихся класса к новым условиям обучения в нашем лицее. Наиболее эффективно, с моей точки зрения, проводить данную процедуру в течение целого календарного месяца. Для проведения данного исследования необходимо наличие цветовой “гребёнки” с шестью основными цветами (жёлтый, синий, белый, зелёный, красный и чёрный) и таблицы – матрицы (образец таблицы – матирицы представлен в приложении 1). “Гребёнку” я изготавливаю из детского набора цветной бумаги (т.к. по моему мнению, они имеют наиболее “чистые” базовые цвета) путём нарезания полосок размером 2 на 5 сантиметров и наклеивания их веером на основу из картона.
“Гребёнка” приобретает такой вид:
|
|||||
ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Процедура диагностического исследования включает в себя инструктаж всего класса по поводу важности проведения данного исследования. Очень важно замотивировать учащихся на проведение данного исследования и сразу оговаривать, где и как будут использоваться данные результаты (в противном случае дети могут называть “любимые” цвета). Проводить данное исследование может как сам психолог, так и его помощник из числа учащихся данного класса. Если диагностическую процедуру выполняет ученик (помощник или исследователь), необходимо проинструктировать его, когда и как он будет сообщать о неожиданно возникших критических результатах. Например, можно обговорить, что при возникновении “тревожных” результатов у кого-то из учащихся – он немедленно ставит психолога в известность, в иных ситуациях – психолог сам приходит в класс и анализирует результаты с интервалом в два – три дня.
Исследователь (помощник) проводит процедуру диагностической фиксации до и после уроков путём предъявления цветовой “гребёнки”.
ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно посмотрите на представленные на “гребёнке” цвета и укажите, какой цвет вам сейчас наиболее приятен? (Данным цветом исследователь (помощник) закрашивается соответствующий квадрат – п или у на матрице).
Для того, чтобы точно знать, какой цвет для ребёнка является наиболее и наименее комфортным, я провожу ещё дополнительную процедуру исследования отношения к восприятию ребёнком выбираемого им цвета. Приложение 2.
Таким образом, к концу анализируемого периода (дня, недели или месяца) у нас имеется развёрнутая цветовая матрица и можно делать вывод о том, кто и в каком психоэмоциональном состоянии находился как в течение определённого времени (например определённого дня, когда была контрольная работа), так и всего анализируемого времени. О результатах непременно должен знать сам ученик. Такой повод может быть использован психологом для начала контакта и установления доверия, может предшествовать началу коррекционной или терапевтической работы.
При наличии затруднений с помощником возможно проведение данной диагностики при заполнении матрицы каждым учеником отдельно. В этом случае каждому ребёнку раздаётся и “гребёнка” и матрица. Приложение 3.
Результаты диагностики очень наглядны и могут быть использованы на педсовете (подводящем итоги адаптации новых классов к условиям обучения, при наблюдении за учащимися в период поступления в первый класс, переходе из начальной школы в среднее звено, при формировании новых классов), при проведении открытых уроков, на родительском собрании, при беседе с учителями – предметниками данного класса, при индивидуальной психокоррекционной работе и т.д.
Анализируя такие цветовые матрицы я пришла к выводу, что учебные затруднения ребят бывают связаны с педагогами данного класса (если у большинства учащихся наблюдается чёрный или красный цвет перед или после определённого урока, например, математики), это хороший повод для работы с учителем-предметником. Используя данную методику психолог может доказать учителю необходимость изменения либо собственного поведения (стратегии) на уроке, либо снижения трудности изучаемого материала и большей доступности для понимания учеником.
По итогам данной диагностики можно выстраивать диаграммы и графики и проводить контрольные измерения психоэмоциональной комфортности не только на уроках, а и вообще в учебно-воспитательной деятельности.
Приложение 2
№ учащегося по списку | цвет | ассоциация | чувство | (“+” или “ – ” ) |
Жёлтый | ||||
Синий | ||||
Белый | ||||
Зелёный | ||||
Красный | ||||
Чёрный |
Приложение 3
№ п/п | 1.09 | 2.09 | 3.09 | 4.09 | 5.09 | 6.09 | 8.09 | 9.09 | 10.09 | 11.09 | 12.09 | 13.09 | 15.09 | 16.09 | ||||||||||||||
п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | п | у | |