Развитие психологической компетенции педагогов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Направить восприятие педагогами образовательного процесса с точки зрения ученика.
  • Развитие невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии, обучение релаксации.

Оборудование: Маркеры, ватман, скотч, цветной скотч, карандаши, писчая бумага, карточки настроений, геометрические рисунки, магнитофон, диски с релаксационной музыкой.

Помещение: Кабинет с легко переставляемыми стульями, доска, два журнальных столика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение “Приветствие”

Цель: Наладить эмоциональный контакт между участниками группы, дать возможность раскрепоститься, свободно общаться.

Участники группы, свободно перемещаясь, должны поздороваться и выйти на короткий контакт с максимальным количеством педагогов за 5 минут.

2. Упражнение “Здравствуйте, дети”

Цель: Развивать невербальные и вербальные средства общения, обучение рефлексии.

Участники группы сидят на стульях по кругу, желающие выходят в центр по очереди и приветствуют класс, используя все средства выразительности.

  • Какие средства выразительности использовали наши учителя?
  • Какой учитель вызвал большую симпатию, почему?

Рефлексию проводят участники упражнения.

3. Упражнение “Работа в группах”

Цель: Развитие способности вставать на позицию другого человека и анализировать ситуацию с его точки зрения.

Учителям предлагается разделиться на две равные группы: первая группа – “учителя”, вторая – “ученики”.

Каждой группе предлагается задание обсудить и создать правила для учеников в классе. На работу в группах дается 20-30 минут.

Каждая группа после обсуждения должна написать на ватмане маркерами свои правила и выбрать человека, который будет представлять итог работы группы.

Группы по очереди представляют результаты своей работы, затем вместе отбирают одинаковые правила, обсуждают их и создают общие правила, основанные на позитивных высказываниях, без “НЕ”, выписывают их на чистый лист ватмана, и каждый расписывается под этими правилами, выражая свое согласие, правила помещаются на доску.

Релаксация под музыку

Цель: Обучение приемам физического расслабления мышц и эмоциональной релаксации.

После завершения музыки проводится рефлексия физического и эмоционального состояния.

4. Упражнение “Линия”

Цель: Развитие стремления к физическому контакту с другими людьми, открытости, умение договариваться.

Участникам группы предлагается встать на длинную полосу цветного скотча, наклеенного на пол, так, чтобы обе ноги были на линии. Группе дается задание встать по алфавиту имен, т.е. так поменяться местами на линии, чтобы никто с нее не сошел. На выполнение задания дается 5 минут. В конце упражнения проводится рефлексия своих ощущений и эмоций, пережитых в этом упражнении.

5. Упражнение “Работа в парах”

Цель: Развивать навыки активного слушания, умение устанавливать эмоциональный контакт.

Участникам группы предлагается по желанию разбиться на пары и сесть на стульях друг напротив друга. В течение двух минут первый участник должен рассказать о любых своих переживаниях или проблемах, второй, используя активное слушание, поддерживает своего собеседника. Затем пары меняются ролями.

  • Какие приемы слушания были использованы?
  • Состоялся ли эмоциональный контакт между собеседниками?

6. Упражнение “Учитель – ученик”

Цель: Дать возможность педагогам встать на позиции ученика и учителя и проанализировать свою деятельность, развивать вербальные навыки общения.

Участники группы, оставаясь в этих же парах, садятся спинами друг к другу. “Учителю” дается геометрический рисунок, “ученику” - бумага и карандаш. Они не должны смотреть друг другу в рисунки. При этом “учитель” должен продиктовать геометрический рисунок “ученику”, ни в коем случае не говоря, что должно получиться. На выполнение задания дается 10 минут. Затем педагоги в парах меняются ролями и в течение следующих 10 минут другой участник пары рисует геометрический рисунок, который диктует ему “учитель”. По окончанию работы делается выставка рисунков и вывешиваются образцы. Участники группы обсуждают полученные результаты.

  • Что вы чувствовали, когда были в роли “учителя” и в роли “ученика”?
  • Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена учителем, почему?

7. Упражнение “Чувства”

Цель: Развитие эмпатии, невербальных средств выразительности.

Участники группы расположены на стульях по кругу, один в середине круга. Он вытягивает у тренера карточку, на которой написано чувство или эмоциональное состояние человека. Он должен, используя невербальные средства выразительности, показать это чувство. Остальные участники группы должны догадаться, что он изображает. В центре круга должны побывать несколько человек.

8. Упражнение “Рефлексия по кругу”

Цель: Развивать умение анализировать свои чувства, эмоции и всё происходящее вокруг.

Участники группы продолжают находиться в круге и по очереди высказывают свои впечатления, мысли о занятии.

  • Какие упражнения понравились больше?
  • Какие трудности вы испытывали на занятии?
  • Что нового для себя вы сегодня открыли?
  • Пожелание на следующее занятие?

9. Упражнение “Энергетический круг”

Цель: Способствовать сплочению участников группы, развивать умение делиться позитивной энергией.

Участники группы встают в круг. Им предлагается прикоснуться друг к другу ладонями как можно плотнее, закрыть глаза и мысленно отправить всем участникам группы свои положительную энергию и мысли.