Программа "Ориентировка в пространстве" для школы III, IV вида. 5–10-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба


Примерное распределение программного материала по классам

№ п/п Разделы программы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
1 Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира 10 10 - 4 3 -
2. Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство 10 10 8 7 14 6
3. Ориентировка в микропространстве 7 7 - - - -
4. Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве 8 8 8 10 7 7
5. Формирование топографических представлений 10 10 8 6 8 -
6. Формирование правильной позы и жестов при обследовании больших предметов 5 5 5 5 - -
7. Ориентировка с помощью трости 7 4 5 5 - -
8. Бытовая ориентировка слепых 4 6 10 4 7 -
9. Пользование городским транспортом 4 5 8 6 8 7
10. Совместная ориентировка со зрячими 3 3 8 6 4 -
11. Ориентировка в производственных помещениях - - 3 4 5 2
12. Социальная ориентировка - - 3 4 4 2
13. Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки - - - 6 8 10
  ИТОГО 68 часов 68 часов 68 часов 68 часов 68 часов 34 часа

Программа по обучению слепых и слабовидящих учащихся пространственной ориентировке составлена на основе учебного пособия “Обучение слепых пространственной ориентировке” автор М.Н.Наумов, Москва, 1982г. учебно-методического пособия А.М. Кондратова “Восстановление трудоспособности слепых”, методического пособия Ю.И. Петрова “Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве” Москва, 1988 г. “Методического пособия для студентов дефектологического отделения” автор Е.А. Кульбиш 1998г., а также на основе опыта работы со слепыми обучающимися.

Данная рабочая программа предполагает дальнейшее обучение незрячих учащихся пространственной ориентировке после получения ими знаний, умений и навыков по программе института коррекционной педагогики под редакцией Л.И.Плаксиной, Москва 1999г. для I-IV классов.

Приобретение навыков ориентировки и мобильности является важнейшей составной частью элементарной реабилитации слепых. Самостоятельность незрячего, его активная социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладел навыками ориентировки и мобильности. Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей занятий по ориентировке в пространстве.

Интеграция незрячего человека сегодня во многом обусловлена его способностью к самостоятельной ориентировке в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах, а также умением вступать в контакт со зрячими собеседниками, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Незрячий человек часто не может овладеть навыками ориентировки в малом и большом пространстве самостоятельно и нуждается в систематическом целенаправленном обучении, и развитии сенсорной сферы. Основные задачи, которые необходимо решать при обучении детей с нарушением зрения на коррекционном занятии по ориентировке в пространстве:

  • Формирование мотивации к учебной деятельности по ориентированию;
  • Развитие волевых качеств;
  • Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности обучающихся;
  • Развитие пространственного мышления;
  • Развитие навыков и умений рационально использовать в процессе пространственной ориентировки все сохранные анализаторы и остаточное зрение;
  • Овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими и наглядными средствами;
  • Владение практическими навыками ориентировки в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке, в лесу, на водоеме, в быту и т.д.);
  • Обучение детей ориентировке на общественном транспорте;
  • Изучение со слепыми и слабовидящими обучающимися приемов общения со зрячими.

Данная программа предполагает обучение незрячих детей 5,6,7,8,9 классов из расчета 2 часа в неделю в 5-9 классе и 1 час в неделю в 10 классе. Коррекционные занятия по развитию пространственной ориентировки проводятся как в группе, так и индивидуально.

5 класс

Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. (10 часов)

Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).

Развитие слухового восприятия пространства.

Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).

Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.

Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство. (10 часов)

Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс, спальню, столовую, квартиру); мебель, посуда, одежда.

Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Представление о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дрожки, ворота, колодцы, шлагбаум, спортивная площадка

Работа на приборе “Ориентир”.

Ориентировка в микропространстве (7 часов)

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, спереди, сзади, между, рядом (для двухмерного и трехмерного пространства).

Складывание узоров из мозаики.

Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве (8 часов)

Обучение ориентировке в классе, спальне, столовой, на этажах. Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе непосредственного чувственного восприятия по типу: “карта-путь”. Перенос топографических представлений учащихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем. Изучение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 90 градусов.

Формирование топографических представлений (10 часов)

Рельефно-графические пособия и их роль в формировании представлений незрячего о различных объектах окружающего мира. Развитие осязания с помощью рельефно-графических пособий. Знакомство с рельефно-графической грамотой. Масштаб. Выполнение плана замкнутого пространства по Брайлю. Изображение участка свободного пространства с помощью аппликаций.

Составление “карта-путь”.

Формирование правильной позы и жестов при обследовании предметов (5 часов)

Поза школьника в положении “стоя” сидя за партой, за столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перилл лестницы). Правильная поза при чтении и письме, восприятии предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе строем. Формирование правильного жеста, указывающего направление.

Ориентировка с помощью трости (7 часов)

Различные виды тростей. Подбор трости. Способы захвата трости. Основные методы и приемы пользования тростью: метод маятника. Осанка незрячего при пользовании тростью. Уход за тростью.

Бытовая ориентировка слепых (4 часа)

Условия, обеспечивающее слепому свободную ориентировку в быту. Ориентировка слепых в квартире. Уход за квартирой. Ориентировка при уходе за бельем и одеждой.

Пользование городским транспортом (4 часа)

Различные виды транспорта. Изучение (словесно) салонов автобуса, трамвая и т.п. Ориентировка и работа тростью при посадке и выходе. Роль статистических ощущений.

Учащиеся 5 класса должны уметь:

  • совершать координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и в быту;
  • различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов: форму, температуру, характер поверхности, материал;
  • узнавать и локализовать в пространстве звуки живой и неживой природы;
  • узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;
  • самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
  • представлять и отражать на планах и макетах пространственные отношения предметов;
  • ориентироваться в быту и на городском транспорте.

6 класс (68 часов)

Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира (10 часов)

Развитие слухового восприятия пространства – локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в свободном пространстве. Звуки окружающего мира, их соотнесение с представлениями звучащего предмета (понятия: далеко, близко, ближе, дальше, приближается, удаляется).

Развитие зрительного восприятия пространства: зрительное различие предметов в свободном пространстве, формирование способов нестереоскопического восприятия пространства, оценка удаленности предметов в пространстве и их изображений на рисунках.

Определение с помощью обоняния запахов, встречающихся в окружающем пространстве.

Развитие мышечного чувства: ходьба по прямолинейному маршруту без постоянного ориентира с сохранением направления.

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (10 часов)

Объекты в городе – улицы, тротуары, проезжая часть, перекресток, светофор, жилые дома, киоски, телефонные будки, магазины, почта, кинотеатр.

Городской транспорт – троллейбус, трамвай, автобус, грузовые и легковые машины.

Ориентировка в микропространстве (7 часов)

Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого пространства. Условные изображения на рельефных планах. Правильное понимание пространственных понятий: из-за, из-под, через, вокруг, ниже,

Пространственные направления:

Слева-направо, справа-налево,

Сверху-вниз, снизу-вверх, наискось.

Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве (8 часов)

 Самостоятельная и свободная ориентировка в школе и на пришкольном участке. Ориентировка на прилежащих к школе улицах. Изучение 2-3 х несложных маршрутов (например, школа – детская поликлиника, школа – магазин “Заря”).

Правила перехода для незрячих.

Формирование представлений по типу: “карта - обозрение” с использованием рельефных планов изучаемого пространства (в виде аппликаций и чертежей). Упражнения на развитие пространственной памяти и воображения.

Формирование топографических представлений (10 часов)

Рельефно-графические пособия и их роль в формировании представлений незрячего о различных объектах окружающего мира. Развитие осязания с помощью рельефно-графических пособий.

Технические средства для ориентировки в быту. Масштаб. Выполнение плана замкнутого пространства по Брайлю.

Ориентировка с помощью трости (4 часа)

Техника “маятника” - отработка приемов.

Основная хватка трости при технике “карандаш”.

Прием “скольжения”. Прием “касание”.

Техника “диагонали”.

Бытовая ориентировка слепых (6 часов)

Культура поведения за столом. Уход за посудой. Пользование газовой плитой и электробытовыми приборами. Личная гигиена.

Пользование городским транспортом (5 часов)

Значение общественного транспорта для активной деятельности слепых. Остановки общественного транспорта. Ориентировка и работа тростью при подходе к транспорту, при посадке в салон и выходе из транспорта. Правила поведения слепого в автобусе (трамвае). Правила ориентировки на остановках. Рельефно-графические чертежи салонов городского транспорта.

Совместная ориентировка со зрячими (3 часа)

Правила поведения незрячего в общественном месте. Культура общения и ориентировки со зрячими сверстниками.

Учащиеся 6 класса должны уметь:

  • оценивать удаленность источника звука;
  • оценивать с помощью остаточного зрения положение и удаленность предметов в свободном пространстве;
  • узнавать предметы окружающего пространства по из запахам;
  • передвигаться по прямолинейному маршруту без постоянного ориентира;
  • самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
  • отражать сформированные топографические представления с помощью составления рельефного плана воображаемого пространства.

7 класс (68 часов)

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (8 часов)

Город. Село, деревня, поселок.

Поле, лес, луг, река, озеро, море.

Улица, бульвар, шоссе, проспект, переулок, набережная, площадь, сквер, парк.

Формирование представлений на уровне понятий и конкретизации их в условиях ближайшего окружения школы.

Представления о крупных культурно-бытовых учреждениях города и наполняющих их предметах: кинотеатр (фойе, зрительный зал, сцена), универсам (секции с продуктами, кассы, корзинки для продуктов), городской рынок (продуктовый отдел, отделы промышленных и хозяйственных товаров).

Административные здания.

Лечебные учреждения.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве (8 часов)

Ориентировка на прилегающих к школе улицах в пределах микрорайона. Правила перехода улицы на перекрестках, регулируемых и нерегулируемых светофором. Ориентировка в магазинах, на почте, в аптеке, самостоятельная ориентировка в автобусе (1-2 остановки).

Изменение пространственных отношений при нескольких поворотах. Составление плана замкнутого и свободного пространства по условному описанию.

Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием сформированных пространственных понятий и представлений.

Формирование топографических представлений (8 часов)

Роль рельефно-графических пособий в формировании представлений об окружающем мире, о конкретной местности. Практическое использование рельефно-графических пособий для составления плана замкнутого и свободного пространства (сложные формы здания, самолет, ракета). Прибор “Школьник” и его значение в приобретении мобильности незрячего. Формирование топографических представлений на уровне “карта-обозрение”, “карта-путь”. Ориентировка по плану микрорайона.

Формирование правильной позы и жестов при обследовании предметов и ориентировке (5 часов)

Поза незрячего на улицах города, в транспорте и в общественных местах при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной тренировке.

Ориентировка с помощью трости (5 часов)

Роль трости при ориентировке незрячего. Ассортимент тростей (телескопическая складная, трости из цилиндрических и конических трубок, короткие трости). Длинная трость. Подбор трости по размерам. Техника диагонали при пользовании тростью.

Бытовая ориентировка слепых (10 часов)

Культура поведения за столом. Приготовление пищи. Уход за кухонной посудой. Уборка квартиры. Уход за обувью.

Пользование городским транспортом (8 часов)

Методы изучения маршрутов пассажирского транспорта. Поведение незрячего на остановках. Поза. Правила посадки и выхода из городского транспорта; поведение в салоне. Отработка приемов работы с тростью в салонах пассажирского транспорта. Самостоятельная поездка в автобусе на 2-3 остановки.

Совместная ориентировка со зрячими (8 часов)

Ориентировка незрячего и слабовидящего в универсаме, киоске. Обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов. Посещение кафе и покупка обеда.

Отправление писем, телеграмм, посылок и обращение к оператору на почте.

Обращение за помощью к прохожим во время прогулки по парку.

Посещение поликлиники.

Ориентировка в производственных помещениях (школьные мастерские (3 часа)

Ориентировка на рабочем месте. Изучение взаиморасположения оборудования и рабочих мест. Знакомство с ориентирами в мастерских. Закрепление представлений о мастерских по планам (прибор “Ориентир”).

Учащиеся 7 класса должны уметь:

  • использовать зрительные, слуховые, осязательные ориентиры при самостоятельном передвижении в замкнутом и свободном пространстве;
  • ориентироваться на прилегающих к школе улицах;
  • переходить улицу, определяя на слух близость машин. Свободно и раскованно держаться на улицах, в транспорте и в общественных местах;
  • делать небольшие покупки, отправлять письма;
  • обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты;
  • отражать топографические представления на плане по типу “карта-путь”, “карта-обозрение”.

8 класс (68 часов)

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (7 часов)

Крупные торговые, культурные и транспортные учреждения города: универмаги, стадионы, вокзалы, рынки. Предметы, наполняющие эти учреждения. Ориентировка в отделениях связи, сберкассе, на телеграфе. Основные достопримечательности и памятники архитектуры города.

Составление планов, схем, рельефных изображений.

Самостоятельная ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве (10 часов)

Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Поездка на городском транспорте. Изучение нескольких значимых для учащихся маршрутов в пределах города до поликлиники, музыкальной и художественной школ, до почты, до кафе и т.п.).

Правила перехода улицы: переход в зоне перехода, переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Ориентировка с помощью компаса по сторонам горизонта. Ориентировка в природных условиях: в лесу, парке, у водоема. Ориентировка и правила поведения на вокзале.

Формирование топографических представлений (6 часов)

Топографические представления типа “карта-путь”. Представление типа “карта-план”. Рельефный план. Изменения маршрута на рельефном плане. “Иди прямо”, “иди левее” и т.п.

Повороты на 180 градусов, 90градусов.

Ориентировка с помощью трости (5 часов)

Значение белой трости в ориентировке слепого. Функции трости, виды тростей. Способы индивидуального подбора трости. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью.

Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице.

Обращение с тростью в помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячими провожатыми. Обнаружение препятствий с помощью трости.

Бытовая ориентировка слепых (4 часа)

Личная гигиена. Умение одеваться.

Использование общественного транспорта (6 часов)

Самостоятельное освоение маршрута на 2-3 остановки. Составление схемы салона автобуса на приборе “Ориентир”.

Изучение маршрутов городского транспорта до шахты “Заречная”, до центра г. Ленинска-Кузнецкого.

Особенность ориентировки на автовокзале.

Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки в различной обстановке (6 часов)

Развитие навыков ориентировки по типу “карта-обозрение” (кинотеатр “Родина”, часовня, фонтан и др.). Особенности пространственной ориентировки в поле.

Учащиеся 8 класса должны знать:

  • название главных районов, улиц, площадей города, из взаимное расположение и отличительные признаки;
  • узнавать на макетах и рельефных изображениях памятники архитектуры;
  • названия и месторасположение некоторых культурных торговых и транспортных учреждений города;
  • правила ориентировки незрячего на улицах города;
  • основные функции белой трости, приемы и способы ориентировки с тростью;
  • как одеваться в ногу со временем.

Учащиеся 8 класса должны уметь:

  • следовать по нескольким маршрутам в пределах города с поездкой на городском транспорте;
  • ориентироваться в пространстве с помощью компаса;
  • обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать помощь предложенную окружающими людьми.

9 класс (68 часов)

Развитие свойств сохранных анализаторов (3 часа)

Развитие пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих людей. Краткое знакомство с курсом на год. Комплексное использование сохранных анализаторов во время ориентировки в пространстве. Развитие мышечно-двигательной активности.

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (14 часов)

Углубленное ознакомление с элементами города. Взаимосвязь г. Полысаево с г. Ленинск-Кузнецкий (город в городе). Движение транспорта из одного города в другой. Крупные торговые центры, рынки. Рельеф местности.

Передвижение по нескольким улицам с переходом через дорогу. Обследование улиц и пешеходных маршрутов, выделение остановок. Развитие чувства препятствия. (Все виды препятствий).

Формирование топографических представлений (8 часов)

Топографические представления типа “карта-путь”, “карта-обозрение”. Рельефные планы местности (сельская местность, центр города, карта районов города). Выполнение планов (РТШ, аппликация на приборе “Ориентир”).

Ориентировка в замкнутом и свободном пространстве (7 часов)

Изучение маршрутов общественного городского транспорта в г. Полысаево (автобусы, маршрутные такси) в г. Ленинске-Кузнецком (троллейбус).

Особенности ориентировки на автовокзале. Покупка билета на междугородний рейс. Предварительная продажа билетов.

Особенности ориентировки на железнодорожных платформах.

Ориентировка в производственных помещениях (5 часов)

Посещение мастерских школы. Экскурсия с последующим обследованием цехов УПП ВОС. Посещение обувной мастерской, ателье города.

Пространственная ориентировка в быту (7 часов)

Сервировка стола, выбор продуктов. Правила поведения и ориентировка в гостях.

Хранение продуктов. Особенности хранения бытовой химии (порошок, мыло, белизна, краски, лаки и т.п.).

Социальная ориентировка (4 часа)

Обращение к секретарю школы (запрос необходимой справки). Посещение городской поликлиники и обращение к регистратору по поводу посещения врача-окулиста, ЛОР и т.п. Оформление санаторно-курортной карты.

Совместная ориентировка со зрячими (4 часа)

Обращение к прохожим за помощью (в парке, магазине). Совместная ориентировка со зрячими сверстниками в парикмахерскую, кафе, кинотеатр.

Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки (8 часов)

Особенности ориентировки у водоема, в лесу. Совершенствование навыков ориентировки по типу “карта-обозрение”. Тренировка по определению своего местонахождения в городе.

Учащиеся 9 класса должны знать:

  • названия главных районов, улиц, площадей города, их отличительные признаки;
  • узнавать на рельефных планах и макетах памятники архитектуры, культурные, торговые и транспортные учреждения города;
  • правила ориентировки на улицах города;
  • правила поведения за столом, в гостях.

Учащиеся 9 класса должны уметь:

  • следовать по нескольким маршрутам в пределах города;
  • сервировать стол, подбирать нужные продукты;
  • уметь находить предметы бытовой химии в шкафу.

10 класс (34 часа)

Формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство (6 часов)

Углубленное ознакомление с административными, культурными, торговыми и лечебными учреждениями города, парки, скверы. Расположение и взаимосвязь улиц, площадей и движения транспорта.

Обнаружение и преодоление препятствий. Комплексное использование сохранных анализаторов.

Ориентировка в свободном и замкнутом пространстве (7 часов)

Ориентировка во дворце культуры “Родина”. Составление плана зрительного зала. Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города Полысаево. Нахождение дома, квартиры по заданному адресу. Правила уличного движения с учетом зрительных возможностей учащихся.

Пользование общественным транспортом (7 часов)

Изучение маршрутов общественного городского транспорта в г. Ленинске-Кузнецком и г. Полысаево (автобус, маршрутное такси, троллейбус). Особенности ориентировки на автовокзале. Заказ билетов в кассе предварительной продажи. Особенности ориентировки на железнодорожном вокзале.

Ориентировка в производственных помещениях (2 часа)

Посещение УПП ВОС г. Ленинска-Кузнецкого. Составление плана “карта-обозрение” цехов УПП.

Социальная ориентировка (2 часа)

Посещение конторы ЖЭК (оплата за коммунальные услуги).

Телеграф (заказ междугороднего разговора).

Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки (10 часов)

Совершенствование умения читать план зданий, местности. Автоматизация навыка ориентирования инвалидов по зрению в общественных зданиях и учреждениях культурно-бытового назначения. Совершенствование навыков ориентирования в автобусе, троллейбусе, электричке.

Развитие навыков ориентировки по типу “карта-путь”, “карта-обозрение” (примерные маршруты: стадион, часовня, рынок, магазин “Червонец”, котельная ППШ). Изучение сложных пешеходных маршрутов.

Учащиеся 10 класса должны уметь:

  • составлять планы по типу “карта-путь” и “карта-обозрение”;
  • самостоятельно переходить улицу на светофоре;
  • самостоятельно освоить несколько маршрутов в пределах города Полысаево;
  • знать расположение общественных учреждений, больницы, почту, магазины, телеграф и т.п.