Информация к размышлению для ведущего курс
Бесконечные разговоры о необходимости самоопределения значительно менее эффективны, чем увлекательные дискуссии на нравственные, интеллектуальные темы, которые ведут к сотрудничеству. Долг взрослых – говорить с учащимися обо всем, поощрять их задавать вопросы и честно на эти вопросы отвечать. Еще один способ поддерживать мотивацию на самоопределение – приглашать в школу бывших выпускников, причем не только тех, кто значительно преуспел в жизни. Выпускники, окончившие школу пять–десять лет назад, принадлежат к тому же поколению, что и нынешние девятиклассники, между ними нет возрастного барьера, однако есть разница в жизненном опыте. Выпускники должны делиться не только своими удачами, но и поражениями, рассказывать о том, как складывалась их жизнь с момента окончания школы и какую роль в ней играет образование, полученное в школе.
Учащиеся имеют право голоса при разработке правил групповой работы, но они и обязаны строго придерживаться этих правил.
Дискуссии необходимо использовать более широко, так как они всем обеспечивают возможность проявить себя и развивают чувство групповой ответственности. Совместное решение проблем профессионального выбора устраняет фактор неудачи, который зачастую сопровождает учащихся в учебной деятельности, делает пребывание в школе личностно-значимым, прививает чувство ответственности и развивает необходимые умения и навыки. Учитель ответственен за то, чтобы содержание образования отвечало требованиям жизни и было интересным, в обязанность учащихся вменяется посещать занятия и старательно учиться.
Если педагоги хотят добра детям, они должны им внушать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей во многом зависит от их собственных усилий, они сами в ответе за выбор такой линии поведения, которая приведет их к ощущению собственной значимости. Никто за них этого не сделает. На этом пути крайне важна положительная обратная связь окружающих.
Важна и такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой школьники побуждаются к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера. Взрослые должны объяснять детям или подводить их к собственному пониманию того, каким образом все, что они изучают, связано с жизнью.
Ученики несут ответственность за осуществление своих устремлений, как и за свои поступки. Если их поведение отклоняется от нормы, это не значит, что у них нарушена психика – просто они сделали неверный выбор. Но они не могут изменить свой выбор в лучшую сторону или отнестись к нему более ответственно, если не окажутся под сильным эмоциональным влиянием тех, кто проявляет к ним искреннюю заинтересованность.
Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире
Программа курса рассчитана на 18 часов и разделена на 4 модуля.
В 1-м модуле рассматриваются основные понятия проектирования профессионального жизненного пути. Во 2-м модуле предусматривается развитие способности к самопознанию и навыков учащихся в планировании и разработке жизненных планов через использование развивающей психологической диагностики. 3-й модуль является исходной базой повышения уровня психологической компетентности и разработки перспектив самосовершенствования через использование активных форм группового взаимодействия. Заключительный модуль посвящен применению полученных знаний, умений и навыков в разработке проекта “Моя профессиональная карьера”.
Специфика состава учащихся по уровню подготовки не будет иметь решающего значения, так как работа курса будет проходить через деловые и развивающие игры, через диагностику по выявлению интересов, склонностей, направленности личности, где каждый ребенок может приобрести или закрепить опыт самопознания. Кроме этого, каждый школьник выбирает свой уровень активности при участии в информационных, диагностических и развивающих формах работы курса. Все участники курса получают пакет необходимых диагностических методик, которые помогут им совершенствовать в дальнейшем собственные представления о себе и своих возможностях.
Цели программы “На распутье” сформулированы на четырех уровнях.
В результате прохождения курса учащиеся должны:
- иметь представление:
- об основных понятиях проектирования профессионального жизненного пути,
- о методах самопознания,
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества,
- о рынке труда,
- о неисчерпаемости человеческих возможностей в профессиональном самоопределении,
- о значимости определения собственных жизненных целей,
- об индивидуальной траектории профессионального роста и включении себя как субъекта в реализацию этой траектории;
- знать:
- значение профессионального самоопределения,
- правила пользования диагностическими методиками,
- правила-ориентиры группового взаимодействия,
- правила выбора профессии;
- уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями современного рынка труда,
- делать выводы,
- анализировать свои интересы и склонности;
- иметь опыт участия в активизирующем дискуссионном и консультационном взаимодействии.
Особенности курса
На каком содержательном материале построен курс? | На разработках проблемы профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе и рекомендациях по профессиональной ориентации школьников |
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? | Вопросы профориентации прямо или
косвенно рассматриваются при изучении любого
предмета. В то же время у школьников слабо
сформирована система представлений о
собственных возможностях и значимости раннего
самоопределения. Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире. |
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс? | “Твоя профессиональная карьера” под
редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М.:
“Просвещение”, 2000 Е.Н. Прощицкая “Выбирайте профессию”, М.: “Просвещение”, 1991 |
Какие виды деятельности учащихся возможны? | – работа с понятийным аппаратом; – участие в дискуссиях, игровых упражнениях; – диагностические процедуры; – разработка проекта “Моя профессиональная карьера” |
Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса? | Школьники могут выбрать: – степень
активности участия в групповых формах работы; |
Каковы критерии успешности учащихся? | Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? | С помощью анкетирования и собеседования с учащимися, наблюдения за включенностью в процесс обсуждений и игрового взаимодействия |
Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма итоговой отчетности? | Психологическое сочинение “Мои планы на будущее” или разработка проекта “Моя профессиональная карьера” |
Содержание курса и учебная деятельность
Ссылка на цели |
Часы |
Тема занятий |
Деятельность учащихся |
3 |
1. Понятие о профессиональном самоопределении и значимости собственных жизненных целей | – беседа; | |
№№ 1, 3, 4, 6, 7, 8 | 1 |
Встреча за круглым столом с выпускниками, закончившими школу 5 – 10 лет назад | – дискуссия; |
1 |
“Я – человек и не могу себе позволить
зависеть от обстоятельств”. Знакомство с “психокибернетикой” М.Мольца. Правила формулирования целей |
– выполняют физическую метафору А.
Роббинсона (описана в книге “Психологические
программы развития личности” под ред. И.В.
Дубровиной); – учатся формулировать свои цели |
|
№№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 | 1 |
“Величественное имя” Разработка стратегии достижения целей |
– с помощью игрового сюжета анализируют собственный потенциал, “играя” со своим именем |
7 |
2. Развивающая психодиагностика | ||
№№ 1, 2, 9,12, 5 | 1 |
Методы психологического исследования и самопознания | – получают информацию; – работают со словарем понятий проектирования профессионального жизненного пути |
№№ 9, 13 | 1 |
Методика определения социальной направленности | – работают с опросником (описан в методическом пособии, составленном Харченко В.Д.) |
1 |
Методика “Ценностные ориентации личности” | – работают с опросником | |
1 |
Оценка профессиональных склонностей | – изучают свои особенности |
|
3 |
Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Пряжникова Н.С. | – изучают свои особенности (см. пособие, сост. Харченко В.Д.) |
|
№№ 3, 5, 6, 7, 8, 10, 13, 14, 15 | 7 |
Активные формы группового взаимодействия по решению задач курса | |
1 |
“Уверенность в себе – черта, свойственная каждому человеку или удел избранных?” | – дискуссия | |
1 |
Диагностика уверенности в себе | – работа на компьютере | |
1 |
“Сотворение мира” | Игровое взаимодействие по актуализации созидательного начала | |
1 |
“Собственный герб” | Игровое взаимодействие по актуализации уверенности в своем особом предназначении | |
1 |
Экскурсия в мир профессий | – деловая игра | |
2 |
Игровой мини-тренинг по стратегии достижения успеха в выборе профессионального жизненного плана | – деловые игры, дискуссии | |
1 |
Проект “Моя профессиональная карьера” | ||
№№ 1, 3, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15 |
1 |
Разработка и представление своего
проекта или написание сочинения; представление результатов работы |
Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения |
Литература
- Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15–17 лет /Психологические программы развития личности /под редакцией И.В. Дубровиной. “Деловая книга”, Екатеринбург, 2000.
- Махаева О.А. “Планирование профессионального будущего” /Возможности практической психологии в образовании, выпуск 3. Москва, УЦ “Перспектива”, 2001.
- Самоукина Н.В. “Игры, в которые играют…”, Дубна, издательский центр “Феникс”, 1997.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. “Психология для старшеклассников”, Москва, “Владос”, 2003.
- Твоя профессиональная карьера /под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, Москва, “Просвещение”, 2000.
- Резапкина Г.В. “Скорая помощь в выборе профессии”, Москва, “Генезис”, 2004.
- Прощицкая Е.Н. “Выбирайте профессию”, Москва, “Просвещение”, 1991.
- Овчарова Р.В. “Справочная книга школьного психолога”.
- Пряжников Н.С.”Методы активизации профессионального и личностного самоопределения”, Москва – Воронеж, 1997.
- Тренинг развития жизненных целей /Программа психологического содействия социальной адаптации/под редакцией Трохиной Е.Г., Санкт-Петербург, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др. “Технология создания команды”, Санкт-Петербург, 2002.
- Пакет методик для изучения оптантов в условиях психологического консультирования по вопросам профессионального самоопределения. Методическое пособие, составитель Харченко В.Д., Иркутск, ИИПКРО, 2004.