Большинство психологов знает, что запрос на психологическую работу с младшим школьником поступает от родителя или педагога и лишь в самых исключительных случаях – от самого ребенка. Этому находится вполне естественное объяснение: дети 6-7 лет не обладают достаточно развитой рефлексией, чтобы осознать, а тем более дать запрос на решение своей личной проблемы. Однако использование “Почты доверия” в работе с первоклассниками показало обратное: дети не только могут осознать свои трудности, но и способны обратиться за помощью к тому, кому доверяют.
Небольшое отступление о том, как возникла идея создать подобную “почту” в начальной школе. Надо отдать дань детям: на идею натолкнули именно они. В 1 классе назревал конфликт между девочками: три первоклассницы не могли определиться, кому с кем дружить. Больше всех в этой ситуации “досталось” одной из них – Юле, ведь именно с ней хотели общаться две другие одноклассницы. На одном из групповых занятий по психологии Юля вдруг попросила меня поговорить с ней. В беседе она открыто рассказывала о своих переживаниях, спрашивала, как ей себя вести, чтобы не обидеть обеих подруг. Я была немало удивлена, поскольку ранее Юля зарекомендовала себя закрытой и недоверчивой.
В завершении нашей беседы мы решили встретиться еще раз и поговорить всем вместе: с Юлей и двумя другими участницами конфликта. Стоит подчеркнуть, что это не было для детей “вызовом на разговор” с психологом. Юля сама попросила девочек прийти, их решение было добровольным. Коллективный разговор принес свои плоды: дети заключили договор, где каждый принимал на себя определенную долю ответственности за изменение своего поведения. Конфликт постепенно “сошел на нет”, а другие ученики в классе по примеру Юли все чаще стали обращаться ко мне с “личными” разговорами. Тут и пришла в голову идея сделать “почту доверия”, чтобы привнести игровой момент, мотивирующий детей на обращение за помощью. Так и родилась наша “почта доверия”.
Итак, “почта доверия” – это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Это достаточно просто организовать в рамках обычной школы. Для этого необходимо лишь приспособить небольшую коробку под почтовый ящик с прорезью для писем. Желательно оформить ее ярко и красочно и повесить либо в классе, либо у кабинета психолога. Дети на маленьких листочках пишут свои пожелания встретиться, подписывают их и кидают в почтовый ящик. А психолог в конце каждого учебного дня проверяет “свою почту” и на следующий день организует встречу с ребенком.
Во избежание недопонимания перед началом функционирования “Почты доверия” в том или ином классе психолог проводит “презентацию” новой формы работы, объясняя детям, как пользоваться почтовым ящиком, для чего он нужен и т.д. В этот момент необходимо особенно подчеркнуть правила пользования почтой:
- Конфиденциальность. Каждый, кто присылает письмо, может рассчитывать на то, что разговор останется только между ним и психологом;
- Добровольность. Бывает, что ребенок, стремясь уладить свой конфликт с одноклассником, просит психолога: “Позовите его тоже на разговор”. Не стоит поддаваться на детские манипуляции, ведь именно здесь вступает в силу принцип добровольности. Если другой участник конфликта захочет прийти, пусть приходит, но самостоятельно;
- Честность – достаточно “тонкий” и деликатный принцип. Дело в том, что некоторые демонстративные дети специально придумывают причины, по которым им якобы необходимо побеседовать с психологом. Их запросы могут быть неправдивыми. С другой стороны, самому психологу порой реальная детская проблема (например, влюбленность в одноклассницу) может показаться смешной и надуманной, и он будет склонен рассматривать ее как ненастоящую. Следует иметь в виду эти аспекты, стараясь проявлять максимум такта в общении с ребенком, чтобы не задеть его чувства.
“Почта доверия” велась в нескольких 1 классах на протяжении всего учебного года. Ее использование в работе с первоклассниками оказалось связанным с развитием двух важнейших личностных феноменов: рефлексии и доверия. Очевидно, что рефлексия у младших школьников формируется неравномерно: кто-то уже готов обсуждать свои чувства, переживания, стремления и т.д., а кто-то еще далек от этого. Поэтому возможности “почты” достаточно широки: ее можно использовать и как диагностический инструмент, позволяющий выявлять уровень развития рефлексии, и как развивающее детскую рефлексию средство. Безусловно, подобная форма работы сама по себе стимулирует самосознание ребенка, но через нее можно формировать также чувство ответственности за себя и свои действия, эмпатию к другим людям, эмоциональную децентрацию и др.
Феномен доверия особенно ярко проступает в тех случаях, когда “по почте” обращаются очень закрытые или “трудные” дети. “Почта” способствует установлению доверительного контакта с ними, что является своеобразной победой для психолога. Но и в том случае, когда пишут открытые и общительные дети, доверие с их стороны не менее ценно и важно.
Стоит очертить некоторые ограничения данного метода. Он, как и любой другой, имеет оборотную сторону. Как уже упоминалось выше, “почта” может стать для демонстративных детей средством привлечения к себе внимания взрослых. Кроме того, некоторые дети могут слишком привыкнуть к постоянной помощи психолога и перестать делать самостоятельные волевые усилия в преодолении трудностей. Поэтому, как и в консультировании взрослых людей, помощь должна быть по возможности в форме рекомендаций; психологу не стоит решать проблему за ребенка, лучше, если он сам сделает шаги по ее преодолению.
Безусловным плюсом “почты доверия” является возможность работы непосредственно “на” ребенка, руководствуясь его запросами и потребностями. К сожалению, зачастую работа школьного психолога сводится к диагностике и коррекции по запросам взрослых на “трудного ребенка”. Мы забываем о том, что у детей могут быть свои личные проблемы, серьезные или не очень, но которые они способны самостоятельно осознавать и по возможности решать. Пожалуй, это является основным достоинством подобной формы работы. Кроме того, она столь же удобна, сколько и эффективна: повышает мотивацию детей, снижает тревожность, стимулирует к самоанализу, развивает эмпатию и способствует установлению доверительных отношений со взрослым.
В качестве идеи на перспективу рекомендуем использование “почты доверия” в работе с подростками, но уже в форме анонимной переписки с психологом. Поскольку подростки уже способны подробно описать свою проблему на бумаге, часто стесняясь признаться в ней напрямую, переписку можно осуществлять под вымышленными именами и с последующими письменными ответами – рекомендациями от психолога.
Надеюсь, что опыт использования “почты доверия” в психологических целях окажется полезным и найдет свое применение в работе коллег.
В заключении хочется привести слово “почта” в преломлении тех принципов и смыслов, которая несет подобная работа с детьми.
ПОЧТА - это:
- Понимание
- Ответственность
- Честность
- Таинственность
- Анонимность