В новом веке степень успешности государственной политики будет определяться ее отношением к здоровью – таков лейтмотив новой стратегии ВОЗ. Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства.
Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работает психолог.
Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией.
Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.
Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:
- принятие себя,
- принятие других людей,
- хорошо развитая рефлексия,
- стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации.
В медико-психологических исследованиях (“Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002г.” Отв. Ред. – Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин – Ижевск, 2002) установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, а то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует ребенок, разрешая трудные обстоятельства.
Формируясь с раннего детства, способы поведения в критических ситуациях становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.
Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.
Таким образом, целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья.
Задачи:
- осознание ребенком собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
- осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- осознание детьми своей “внутренней силы” и овладение механизмами “самопомощи”.
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей |
Задачи работы |
Старший дошкольный |
|
7 – 9 лет |
|
10 лет |
|
11 – 12 лет |
|
13 – 14 лет |
|
Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям:
Диагностическое.
- Анализ основных и сопутствующих заболеваний у детей, прибывающих в санаторий, проводится совместно с медицинским персоналом санатория.
- Диагностика основных личностных особенностей и способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им с помощью проективных методик.
- Дополнительное, более глубокое, психологическое обследование при необходимости.
- Ведение карт наблюдений за процессом адаптации и развития ребенка. Большую роль здесь играют воспитатели, которые имеют возможность видеть ребенка в различных ситуациях. По прошествии первой недели пребывания детей в санатории проводятся педконсилиумы, где информация суммируется, анализируется, планируется дальнейшая помощь воспитанникам.
- Оценка результативности развивающих мероприятий.
Развивающее. По итогам диагностических обследований формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия по различным программам (в основном используются методы креативной терапии):
- “Волшебные истории планеты Магнолия”. Цель: формирование “эмоциональной грамотности”, формирование начальных навыков самоконтроля и саморегуляции. Возраст участников: 5 – 8 лет. Автор: Азовцева Г.А.
- “Звездная страна Зодиакалия”. Цель: содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях, формирование уверенности в себе, формирование интереса к другому человеку как к личности. Возраст участников: 5 – 13 лет. Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
- “Волшебная страна внутри нас”. Цель: формирование “эмоциональной грамотности”, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие навыков сотрудничества. Возраст участников: 7 – 14 лет. Авторы: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.
- “Развитие коммуникативных умений”. Цель: развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Возраст участников: 9 – 11 лет. Автор: Тельнова Л.Г.
- “Мой герой – знакомый и незнакомый”. Цель: активизация личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость. Возраст участников: 12 – 15 лет. Автор – Тельнова Л.Г. Программа – участник конкурса методических разработок в области психологии образования, проводившегося еженедельником “Школьный психолог” в 2003 году.
- Рабочие программы, составляемые под конкретные задачи на основе имеющихся программ.
С некоторыми детьми проводятся индивидуальные занятия с использованием методов арт -, сказко- и песочной терапии.
Профилактическое. В рамках этого направления психологическая работа может вестись следующими способами:
- “Психологический театр кукол” работает для желающих на основе программы “Мой герой – знакомый и незнакомый”.
- “Психологический клуб” открыт для всех желающих в игре раскрыть свой творческий потенциал, научиться сотрудничать, слушать другого, находить новые способы решения трудных ситуаций.
- “Большие” психологические игры, проводимые в отрядах (описаны в еженедельнике “Школьный психолог”, “Практикуме по психологическим играм с детьми и подростками” под редакцией Битяновой М.Р., СПБ, “Питер”, 2002)
- Психологические акции (например, “Радужный день”).
- Беседы и консультации с отрядными воспитателями, родителями, опекунами.
Проектная деятельность. Выделена в отдельное направление, так как проектные работы могут быть использованы как с диагностической, так и с развивающей целью. На данном этапе нашей работы разрабатываются и апробируются проекты:
- “Здоровый человек – человек настоящего или будущего?”, цель которого – формирование у детей мотивации на поддержание всех составляющих своего здоровья.
- “О чувствах”. Целью данного проекта является составление книги, в которой каждое человеческое чувство, каждая эмоция будут проиллюстрированы произведениями русских и зарубежных поэтов, собственными рисунками и стихами, что позволит формировать у детей “эмоциональную грамотность”.
Необходимо отметить, что психологическая работа ведется в тесном сотрудничестве с отрядными воспитателями и врачами. Педконсилиумы, методические занятия призваны повысить квалификацию тех, кто работает с детьми, позволяют оптимизировать отношения взрослых и детей.
Ожидаемые результаты.
- Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
- Осознание детьми ценности и уникальности Другого.
- Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость: позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать и т.п.
- Активизация у детей собственных ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации.
- Оказание социальной поддержки в диадах “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”.