Предпрофильная подготовка. Программа элективного курса "Моя профессия"

Разделы: Школьная психологическая служба


Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.”, где ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профиля обучения и профессии во многом зависит от взрослых. В подростковом возрасте, когда складываются новые личностные образования, молодой человек узнает, что заниматься каким-нибудь делом можно не только из-за интереса к нему, но и по другим соображениям — из-за денег, власти, уважения, привилегий. Нередко полученная информация вступает в диссонанс со сложившимися установками подростка, с его скромным опытом.

Если взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей, потребностей и мотивов выбора, то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров, не различающий, “что такое хорошо и что такое плохо”. Такой подросток — идеальный объект манипулирования, потому что его ценности и установки существенно зависят от внешних факторов. Из него можно вылепить потребителя, который бездумно покупает все, что рекламируется, избирателя, который правильно голосует, свободного от сомнений исполнителя чужой воли.

Многолетняя практика показала, что начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.

Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.

Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 9 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника.

Пояснительная записка

Данный курс решает задачи школы по развитию самостоятельной творческой личности обучающегося, способного адаптироваться к изменяющимся условиям социума, способного в различных ситуациях сделать самостоятельный выбор и принять решение.

Программа курса “Моя профессия” помимо предоставления информации о мире профессии и профессиональной ориентации оказывает влияние и на личностное развитие учащихся, выбор профиля обучения, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Цель программы: подготовка обучающихся к выбору профиля обучения (и профессии в дальнейшем) с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, предоставление обучающимся возможности осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.

Задачи программы:

1. Актуализировать процесс самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.

2. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

3. Способствовать формированию социально направленной личности.

Методы и техники, используемые в программе

1. Беседа, в ходе которой учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения.

2.Игры, упражнения, творческие задания в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения.

3. Дискуссия. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

4. Развивающая психологическая диагностика. Предполагает использование в работе комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии.

Контроль текущий: на каждом занятии в виде тестов, игровых упражнений с элементами тренинга. Показателем эффективности проводимых занятий у учащихся является актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения, выбор учебного профиля, повышение самооценки, коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Тематическое планирование

 

Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия Виды контроля

Раздел 1. Образ “Я”.

1 Введение. Цели и задачи курса. 1 Актуальность профессионального самоопределения. Профессиональная карьера. Самореализация личности. Изменения, происходящие в современном мире труда. Готовность к смене профессии. Уровень образования и профессия. Цели и задачи курса.  
2 Внутренний мир человека. Что я знаю о своих возможностях. 1 Сущность “Я-концепции”.

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Методика определения уровня самооценки.
3 Способности, условия их проявления и развития. Творческие способности 2 Понятие о способностях и задатках личности. Деятельность как условие проявления и развития способностей. Творческие способности как гарантия успешной адаптации в изменяющихся условиях. Развитие творческих способностей. Тест Торренса, методика “Четыре скрепки” (тест О.И. Моткова), методика “Девять точек” (тест Я.А. Пономарева),

Тест “Ваш творческий потенциал”.

Раздел 2. Профессия.

4 Природные свойства нервной системы. Темперамент. Память и внимание 2 Темперамент. Его проявления в профессиональной деятельности. Выявление и оценка характеристик памяти и внимания Теппинг-тест (Е.П.Ильина).
5 Классификация профессий 1 Классификация профессий по сферам. Индивидуальные качества и умения, необходимые для успешной работы по профессии. Профориентацион-ная игра “Аукцион”.
6 Профессиональные интересы и склонности. 2 Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик . Беседы по результатам выполнения методик. Уточнение индивидуальных запросов обучающихся и оформленности их профессионального выбора. Психологические методики “Профиль”, “Карта интересов”, “ДДО”, “КОС”.
7 Как правильно выбрать профессию. Внутренние и внешние трудности в выборе профессии и пути их преодоления. 1 Соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Мотивы выбора профессии. Потребность в самореализации –одна из высших потребностей человека. Психологический опросник “Мотивы выбора профессии”
8 Здоровье и выбор профессии. 2 Здоровье как условие эффективной профессиональной деятельности. Взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека.  
9 Личный профессиональный план. Профессиональная пригодность 1 Личный профессиональный план, его взаимосвязь с жизненным планом. Профессиональная пригодность. Творческая работа по составлению профессионального плана.
10 Готовность к выбору профессии 1 Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Оценка своего соответствия выбранной профессии Методика Г.Резапкиной “Скорая помощь в выборе профессии”
11 Прогнозирование востребованности и престижности выбираемой профессии. Профессии, востребованные в городе. 1 Престижность профессии как важнейший фактор выбора. Сферы городского хозяйства. Возможности высшего образования в городе: филиалы и представительства ВУЗов, их услуги. Другие направления профессиональной подготовки. Круглый стол совместно со специалистами Центра занятости населения.
12 Образовательные возможности региона. 1 Места подготовки специалистов по самым распространенным профессиям.  

Перечень ключевых слов

  1. Адаптация
  2. Активность личности
  3. Интересы
  4. Коммуникативные навыки
  5. Компетентность
  6. Конфликт
  7. Классификация профессий
  8. Личность
  9. Личный профессиональный план
  10. Мораль
  11. Мотивы
  12. Обучаемость
  13. Одаренность
  14. Опыт
  15. Практическое мышление
  16. Престиж
  17. Прогнозирование
  18. Профессиональный отбор
  19. Профессиональная карьера
  20. Профессиональные намерения
  21. Профессиональная пригодность
  22. Профессиограмма
  23. Профессиональное самоопределение
  24. Самооценка
  25. Самореализация личности
  26. Склонности
  27. Темперамент
  28. Теоретическое мышление
  29. “Я-концепция”

Литература

1. Журкина А.Я, Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастныхэтапах. – Кемерово, 1996.

2. Леонтьев Д.А., Шелобанов Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии.-2001-№1-С.57-66.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия:Программа профессионального самоопределения для подростка: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

4. Степанов А. Н., Бендюков М. А. Соломин И. Л. Азбука профориентации. – СПб., 1995.

5. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М. 1988.

6. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.

7. Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. – Кемерово, 1996.

8. Чистякова С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. – М., 1997.

9. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В. А. Щегорцева. – М., 1998.

10. Энциклопедический справочник: 2000 профессий. – М.,2003 .