Цель: формирование самостоятельной письменной речи по средствам приёмов и методов логопедии и психологии.
Задачи:
- Развитие саморегуляции, снятие напряжения, развитие эмоциональной сферы, формирование положительного настроя на урок.
- Развитие связной устной и письменной речи.
- Развитие зрительной, речеслуховой памяти.
- Развитие произвольного и непроизвольного внимания.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие ассоциативного мышления.
- Развитие интереса к приключенческой литературе.
Оборудование: магнитофон, кассеты, плакат со стихотворением, плакат карты, схема, тетради, ручки, листы бумаги.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами попадём в таинственный и загадочный мир приключений, для этого нам нужно хорошо настроиться на работу.
Психогимнастика “Радуга”. (С
музыкальным сопровождением). Приложение 1.
Упражнение на внимание. Приложение 2.
- Ребята, обратите внимание на доску.
- Что мы с вами видим? (Надпись)
- Здесь что-то зашифровано.
- Попробуйте её расшифровать.
-Прочитайте внимательно про себя.
- Кто сможет прочитать, что здесь написано?
- А, что здесь лишнее? (Буквы).
- Почему они лишние? (Эти буквы не имеют смысла).
- Прочитаем правильно.
-Кто желает прочитать вслух, что написано на плакате?
- Эти строчки связаны между собой по смыслу? (Связаны).
- Они имеют рифму? (Да)
- А строчки, имеющие рифму и связанные между собой по смыслу, как называются? (Стихотворение)
- Ребята, а кто сочиняет стихи? (Поэт)
- А мы с вами, что можем сочинить, написать? (Рассказ, сочинение, стихотворение, письмо).
II. Основная часть занятия.
- Вы знаете, что такое письмо? (Да)
- Вы писали письма?
- С чего вы начнёте писать письмо?
- Запишем, что письмо мы начинаем писать с приветствия (Запись на доске под пунктом один, дети записывают в тетради).
- Далее вы должны описать события, которые с вами произошли.
- Второй пункт мы назовём – описание событий.
- Если вы хотите попросить в письме о чём-то, то такую часть мы назовём – просьба.
- Затем идёт часть, в которой вы можете, что-то пожелать и такую часть письма мы назовём - пожелания.
- Далее вы можете попрощаться с человеком, пожелав ему что-то, эту часть назовём – прощание.
- Как будет называться человек, которому вы отправляете письмо? (Адресат)
- Запишем, как правильно пишется это слово.
- Итак, посмотрим, сколько частей письма мы выделили:
1. Приветствие.
2. Описание событий.
3. Просьба
4. Пожелание.
5. Прощание.
- В конце вы можете подписать от кого это письмо.
- Расскажите самостоятельно, из каких частей состоит письмо. О чём вы будите писать в этих частях?
III. Физ. минутка.
- Руки сложите в замок.
-Совершаем плавные движения в виде волн. (Под музыку “Шум моря”).
IV. Письмо Робинзону.
- Ребята, посмотрите на доску
- Перед вами находится карта. Приложение 3.
- Представьте, что это карта, за которой охотятся пираты.
- У вас нет возможности самим съездить на остров и найти клад.
- На острове живёт ваш друг Робинзон, и вы можете объяснить ему в письме, где находится клад.
- Постарайтесь написать понятно и точно, используя пункты нашего плана.
- Нужно, чтобы Робинзон понял, где зарыт клад и нашёл сокровища быстрее, чем пираты.
- Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон? (Путешественник)
- Как его полное имя? (Робинзон Крузо)
- Запишем, как правильно пишется его имя, чтобы потом не ошибиться в его написании. (Запись имени на доске).
- Для помощи написания письма вам даны семь шагов преодоления препятствий, обозначенных географическими названиями на карте. Приложение 4.
- У вас на столах лежат листы бумаги, на которых вы должны написать свое письмо.
- Итак, приступаем. (Засекается время -15 – 20 минут).
V. Анализ проделанной работы по написанию письма.
- Кто желает зачитать своё письмо?
- Как вы думаете, из письма (имя ребёнка) Робинзон поймёт, где находится клад?
- Кто ещё желает прочитать? (Ответы детей).
- Какие у кого ещё мнения? (Ответы детей).
VI. Итог занятия.
1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Конверт”.
- Молодцы, нам очень понравились ваши письма, надеемся, что наш друг Робинзон поймёт, где находится клад.
- Давайте сложим наши письма и отправим их по морской почте.
- Чтобы отправить письмо по морской почте его нужно правильно сложить.
- Возьмите ваше письмо.
- Соединяем верхние уголки листа друг с другом. (Показывается)
- Нижнюю часть, оставшуюся в виде прямоугольника мы сгибаем вверх.
- Оставшиеся уголки сгибаем наружу.
- Складываем треугольник пополам, чтобы наружные уголки оказались внутри.
- Складываем наш треугольник ещё раз пополам.
- Возьмём треугольник так, чтобы кармашек треугольника оказался внизу.
- Верхнюю часть треугольника складываем в кармашек.
- Сложили.
- Наше письмо сложено.
- Теперь можете написать на лицевой стороне ваше имя, от кого письмо.
- Сложите ваши письма в ящик.
- Молодцы, теперь ваши письма дойдут до адресата.
2. Упражнение “Круг”.
- Ребята, встанем в круг и скажем своему соседу справа своё напутствие (пожелание).
- Дружно все улыбнемся друг другу и шёпотом скажем: “До свидания”.
Литература:
газета “Школьный психолог” № 11, 2005 г.,
“Тропинка к своему Я” (уроки психологии в средней школе 5 – 6 кл.) М.; 2005. Генезис,
Е.Н. Российская. “Методика формирования самостоятельной письменной речи”. М.; 2004 г. Айрис дидактика,
Л.Г. Парамонова. Стихи для развития речи, Санкт – Петербург , 1998 г., Дельта.
Приложение 1 (назад).
Релаксация “Радуга”
Тёплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным тёплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся тёплыми, ножки становятся тёплыми. Вы наполняетесь светом и теплом волшебной радуги (пауза – поглаживание детей). Тебе … (имя) тепло, и тебе … (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.
Приложение 2 (назад).
КИРЗНАУЛИЦЕСИЛЬНЫЙМОРОЗ
ИЯСНОЕЗВЁЗДНОЕНЕБОНАМЗИМУ
ВОЛШЕБНИКПРИНЁСХОТЯНИКОГДА
ОНЗДЕСЬНЕБЫЛСОЛИР
Приложение 3 (назад).
Карта с условными географическими названиями.
Приложение 4 (назад).
ТОННЕЛЬ – ГОРА – РУЧЕЙ – МОСТ – СКАЛЫ – ДЖУНГЛИ – ОВРАГ