Цель занятий: формирование у детей эмоциональной стабильности и положительной самооценки.
Задачи:
- предупреждение и снижение тревожности у учащихся;
- организация эмоционального поведения учащихся.
Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, самовыражение в рисунках, чтение и обсуждение прочитанного, элементы дискуссии, самовнушение и т.д., а также психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование на отрицательные переживания, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.
Отработка навыков проходит в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.
Форма проведения:
групповые занятия 30-40 минут,1 раз в неделю, всего 3 занятия. Группа 10-12 человек.
Занятие №1. Учимся говорить “нет!”
Цель: дать понятие о трудном слове “нет!”
Методическое оснащение: Рассказ о Памси (начало); иллюстрации к рассказам; Дракончик Памси.
Ход занятия
1. Повторение
Дети, которым удалось хотя бы раз добиться удачи, используя знания, полученные на занятиях, рассказывают об этом.
2. Работа с текстом
Ведущий читает рассказ о том, как Памси раньше легко говорил “нет!”, когда ему чего-то не хотелось. Но вот появилось такое “нет!”, которое стало говорить сложнее. Это случилось тогда, когда друзья уговаривали его пойти и сделать то, что Памси было неприятно делать (кого-то обидеть или разорить гнездо птиц). Он хотел отказаться, сказав: “Нет!” - но испугался, что с ним не будут больше играть или посчитают трусом.
3. Обсуждение
Обсуждение рассказа ведется по вопросам:
- Что мешало Памси сказать “нет!”?
- Бывает ли у вас ситуация, когда “нет!” сказать трудно?
- Что можно посоветовать Памси?
- Зачем нужно научиться говорить трудное “нет!”?
4. Учимся говорить “нет!”
Ведущий сначала задает вопросы на легкое “нет!”:
- Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
- Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?
- Вы любите очень горькую пищу?
- Просто ли было сказать: “Нет!”?
- Почему?
А затем ведет следующий разговор:
Но бывают случаи, когда вас зовут обидеть кого-то,
- сказать неправду кому-то,
- съесть мороженое, когда болит горло, простуда,
- покататься на машине с незнакомым человеком.
В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: “Нет!” Но если не сказать, то…(примеры детей).
Поможет ли вам наша тренировка сделать выбор и сказать: “Нет!”?
Если мы не сможем сказать: “Нет!”, то потом будет гораздо хуже и другим, и нам.
Мы за это в ответе.
5. Домашнее задание
Продолжать учиться говорить трудное “нет!”
Благодарим за участие в тренинге.
Занятие №2. Учимся говорить “нет!”
Цель: Учиться говорить “нет!”, используя знания о выборе и удаче.
Методическое оснащение: Рассказ о Памси (окончание); плакат “Я говорю “нет!”
Ход занятия
1. Повторение
Дети рассказывают о тех случаях, когда им было трудно сказать “нет”, но они это сделали.
2. Работа с текстом
Дети вспоминают о том, что мешало Памси сказать “нет!”. Затем ведущий читает продолжение рассказа, где говорится о том, как Памси обиделся на себя и решил научиться говорить “нет!” своему страху, своей трусости. Он пошел на гору и стал кричать: “Нет!”. Эхо отражало его голос три раза:
“Нет! Нет! Нет!”. Это было “нет”- страху, “нет” — темному уму, “нет” — другим драконам.
3. Обсуждение
Обсуждение рассказа идет по вопросам:
- Откуда шел страх Памси?
- Как он сделал выбор? Он сделал верно?
- Он добьется удачи?
- Какие мысли ему помогли?
- Какие действия?
- Будет ли Памси всегда легко говорить трудное “нет”? Почему?
- Сможете ли вы так же поступить и не побояться, что вас будут дразнить и с вами не захотят играть?
4. Работа с плакатом
Дети рассматривают плакат “Я говорю “нет!” , на котором Памси кричит: “Нет!”, а эхо разносит его несколько раз.
5. Домашнее задание
Предложить детям придумать и нарисовать в виде запрещающих знаков, чему бы они хотели научиться всегда говорить “нет”.
Благодарим детей за участие в тренинге.
Занятие №3. Учимся говорить “нет!”
Цель: Закрепление понятия о трудном “нет!”; релаксация.
Методическое оснащение: Плакат “Я говорю “нет!” ; музыка для релаксации.
Ход занятия
1. Проверка домашнего задания
Дети рассматривают рисунки друг друга, на которых нарисовано, чему они хотят сказать “нет!” и обмениваются мнениями.
2. Упражнение-тренинг
Ведущий говорит:
Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.
Что подсказывает вам ваш ум?
Грязные мысли:
- Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.
- А если я откажусь, то они могут дразнить меня.
- А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?
Честные мысли:
- Это мой выбор!
- Я смогу победить свой страх!
- Это нужно сказать, и я сделаю это!
- Памси смог, и я смогу! Я не испугаюсь!
3. Релаксационный комплекс
Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:
“Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и медленно. Вдох - сила и погружение, выдох - уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие. Эти силы помогают сделать правильный выбор в любой ситуации. Силы помогут сказать “нет!” в любой ситуации. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, как ваш голос произносит: “Нет!” Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решайте, когда её использовать. Это ваша сила! Ясные мысли помогут её использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум - только ваш! Ваша сила — только ваша сила! Теперь пошевели пальцами, рукой, открыли глаза и сказали вслух: “Я смогу сказать “Нет!”, когда это нужно!”.
Удачи Вам! Благодарю за участие!
Литература: “Школьный психолог” № 5-6, 17-18 1998г.