Социально-психологический тренинг по теме: "Учимся говорить "нет!" для учащихся 5–7-х классов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятий: формирование у детей эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Задачи:

  • предупреждение и снижение тревожности у учащихся;
  • организация эмоционального поведения учащихся.

Методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, самовыражение в рисунках, чтение и обсуждение прочитанного, элементы дискуссии, самовнушение и т.д., а также психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование на отрицательные переживания, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.

Отработка навыков проходит в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.

Форма проведения:

групповые занятия 30-40 минут,1 раз в неделю, всего 3 занятия. Группа 10-12 человек.

Занятие №1. Учимся говорить “нет!”

Цель: дать понятие о трудном слове “нет!”

Методическое оснащение: Рассказ о Памси (начало); иллюстрации к рассказам; Дракончик Памси.

Ход занятия

1. Повторение

Дети, которым удалось хотя бы раз добиться удачи, используя знания, полученные на занятиях, рассказывают об этом.

2. Работа с текстом

Ведущий читает рассказ о том, как Памси раньше легко говорил “нет!”, когда ему чего-то не хотелось. Но вот появилось такое “нет!”, которое стало говорить сложнее. Это случилось тогда, когда друзья уговаривали его пойти и сделать то, что Памси было неприятно делать (кого-то обидеть или разорить гнездо птиц). Он хотел отказаться, сказав: “Нет!” - но испугался, что с ним не будут больше играть или посчитают трусом.

3. Обсуждение

Обсуждение рассказа ведется по вопросам:

  • Что мешало Памси сказать “нет!”?
  • Бывает ли у вас ситуация, когда “нет!” сказать трудно?
  • Что можно посоветовать Памси?
  • Зачем нужно научиться говорить трудное “нет!”?

4. Учимся говорить “нет!”

Ведущий сначала задает вопросы на легкое “нет!”:

  • Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
  • Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?
  • Вы любите очень горькую пищу?
  • Просто ли было сказать: “Нет!”?
  • Почему?

А затем ведет следующий разговор:

Но бывают случаи, когда вас зовут обидеть кого-то,

  • сказать неправду кому-то,
  • съесть мороженое, когда болит горло, простуда,
  • покататься на машине с незнакомым человеком.

В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: “Нет!” Но если не сказать, то…(примеры детей).

Поможет ли вам наша тренировка сделать выбор и сказать: “Нет!”?

Если мы не сможем сказать: “Нет!”, то потом будет гораздо хуже и другим, и нам.

Мы за это в ответе.

5. Домашнее задание

Продолжать учиться говорить трудное “нет!”

Благодарим за участие в тренинге.

Занятие №2. Учимся говорить “нет!”

Цель: Учиться говорить “нет!”, используя знания о выборе и удаче.

Методическое оснащение: Рассказ о Памси (окончание); плакат “Я говорю “нет!”

Ход занятия

1. Повторение

Дети рассказывают о тех случаях, когда им было трудно сказать “нет”, но они это сделали.

2. Работа с текстом

Дети вспоминают о том, что мешало Памси сказать “нет!”. Затем ведущий читает продолжение рассказа, где говорится о том, как Памси обиделся на себя и решил научиться говорить “нет!” своему страху, своей трусости. Он пошел на гору и стал кричать: “Нет!”. Эхо отражало его голос три раза:

“Нет! Нет! Нет!”. Это было “нет”- страху, “нет” — темному уму, “нет” — другим драконам.

3. Обсуждение

Обсуждение рассказа идет по вопросам:

  • Откуда шел страх Памси?
  • Как он сделал выбор? Он сделал верно?
  • Он добьется удачи?
  • Какие мысли ему помогли?
  • Какие действия?
  • Будет ли Памси всегда легко говорить трудное “нет”? Почему?
  • Сможете ли вы так же поступить и не побояться, что вас будут дразнить и с вами не захотят играть?

4. Работа с плакатом

Дети рассматривают плакат “Я говорю “нет!” , на котором Памси кричит: “Нет!”, а эхо разносит его несколько раз.

5. Домашнее задание

Предложить детям придумать и нарисовать в виде запрещающих знаков, чему бы они хотели научиться всегда говорить “нет”.

Благодарим детей за участие в тренинге.

Занятие №3. Учимся говорить “нет!”

Цель: Закрепление понятия о трудном “нет!”; релаксация.

Методическое оснащение: Плакат “Я говорю “нет!” ; музыка для релаксации.

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания

Дети рассматривают рисунки друг друга, на которых нарисовано, чему они хотят сказать “нет!” и обмениваются мнениями.

2. Упражнение-тренинг

Ведущий говорит:

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.

Что подсказывает вам ваш ум?

Грязные мысли:

  • Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.
  • А если я откажусь, то они могут дразнить меня.
  • А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?

Честные мысли:

  • Это мой выбор!
  • Я смогу победить свой страх!
  • Это нужно сказать, и я сделаю это!
  • Памси смог, и я смогу! Я не испугаюсь!

3. Релаксационный комплекс

Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:

“Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и медленно. Вдох - сила и погружение, выдох - уверенность и спокойствие. При каждом вдохе силы нарастают. Это приносит удовольствие. Эти силы помогают сделать правильный выбор в любой ситуации. Силы помогут сказать “нет!” в любой ситуации. Ваше тело почувствовало силу. Вообразите, как ваш голос произносит: “Нет!” Все силы, которые вам нужны, находятся в вас. Это ваша сила! Она поможет сделать все так, как нужно! Решайте, когда её использовать. Это ваша сила! Ясные мысли помогут её использовать. Никто не сможет отнять у вас вашу силу. Ваш ясный ум - только ваш! Ваша сила — только ваша сила! Теперь пошевели пальцами, рукой, открыли глаза и сказали вслух: “Я смогу сказать “Нет!”, когда это нужно!”.

Удачи Вам! Благодарю за участие!

Литература: “Школьный психолог” № 5-6, 17-18 1998г.