Логопедия
-
Развитие речевого аппарата дошкольника 2012
В статье представлен материал по теме "Развитие речевого аппарата дошкольника" как часть методического обеспечения в рамках реализации курса "Техника речи" комплексной дополнительной образовательной программы вокально-хореографической студии "Бусинки", рассчитанной на обучение детей 3–7 лет.
-
Пути логопедического сопровождения детей-билингвов с недостаточной речевой компетенцией 2012
Необходимость повышения речевой компетенции у детей-билингвов, разрозненность исследований в данной области, отсутствие стройной системы научных взглядов с "выходом в практику" заставили авторов искать эффективные приемы работы, использовать традиционные и инновационные технологии на всех направлениях коррекционного процесса. Изложен взгляд на перспективы решения проблемы.
-
Цветной песок в работе учителя-логопеда с детьми логопедических групп 2012
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Один из таких методов – "Песочная терапия".
-
Формирование и развитие связной устной и письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях начальной школы – детского сада V вида 2012
Цель программы: развитие устной разговорной и письменной литературной форм речи; формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.
-
Бланковые методики в работе учителя-логопеда 2012
Бланковые методики в работе учителя-логопеда экономят время на уроках, позволят разнообразить работу участников образовательного процесса, а специалистам эффективнее проводить диагностическую и коррекционную работу. Наиболее полезна работа на бланках для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики, проблемами латерализации, письменная нагрузка в этом случае дозирована и ориентирована в пространстве.
-
Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР через организацию и проведение логопедических досугов и развлечений 2012
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Осознавая важность работы с детьми, имеющими ОНР, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе создания творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
-
Методические рекомендации по исправлению у ребенка нарушения письменной речи 2012
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
-
Использование фонетико-фонематических моделей на этапе автоматизации и дифференциации звуков в спонтанном речевом потоке 2012
Создание и использование фонетико-фонематических моделей, основанных на стихотворных формах, насыщенных автоматизируемыми звуками способствует развитию самоконтроля, повышает продуктивность работы по закреплению звуков в произношении,развивает речевую сноровку, сохраняет игровой характер произношения.
-
Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе "Снеговик" 2012
Логоритмика построена с учётом особенностей детей с речевой патологией. Занятие направлено на основные аспекты развития дошкольников это: развитие общих моторных функций, развитие всех компонентов речи, артикуляторной моторики, слухового и музыкального восприятия, развитие памяти и внимания, познавательных и творческих способностей, самомассаж с тренажёром Су-Джок.
-
Фронтальное логопедическое занятие "Звук [к] и его буква. Посуда" 2012
Темой занятия является звук и буква, но кроме этого оно подчинено определенной лексической теме, которая отражена в упражнениях по развитию общей, мелкой моторики, в лексико-грамматических упражнениях. Цели урока – закрепить слуховой, моторный и зрительный образ звука (К), активизировать словарь по теме «Посуда», научится образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного,
-
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: "Звуки С, Съ. Буква С" 2012
Учащиеся дают акустико-артикуляционную характеристику звука [С]; учатся образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Урок способствует формированию нормативной лексики.
-
Речемыслительные игры для развития слуховой памяти 2012
Часто у детей отмечается недостаточное развитие моторной координации, мелкой моторики, нарушение статического равновесия. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи. В связи с чем перед взрослыми стоит задача своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности и не потерять интерес к учению.
-
Программа по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями 2012
Программа является авторской программой состоящей из двух частей: теоретической и практической. Рассмотрены: теоретические аспекты формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста; диагностический инструментарий по отслеживанию звукопроизношения у воспитанников младшего дошкольного возраста, а также перспективное планирование по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений с практическим материалом.
-
Игры и игровые элементы в процессе автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 2012
Эффективность коррекционной работы логопеда во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, особенно у детей со стертой формой дизартрии, у которых нарушен произвольный праксис: трудности, а иногда и невозможность выполнять произвольные (артикуляционные и др.) движения. Игры и упражнения помогают преодолеть трудности.
-
Занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: "Волшебный сундучок тетушки Рассказушки" 2012
Игровые обучающие ситуации, используемые на занятиях, помогают решать важные задачи – коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми. Они имеют не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Специально подобранный языковой материал способствует обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя языка ребёнка, развитию связной речи.
-
Индивидуальное комплексное занятие по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Тема: "Осень. Гласный звук "А"" 2012
Конспект индивидуального логопедического комплексного занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня. Представлен в виде игрового сюжета на базе лексической темы «Осень». Использованы компьютерные технологии с целью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
-
Логопедическая работа по развитию кинестетических ощущений с использованием биоэнергопластики 2012
О коррекционной работе с применением биоэнергопластики, предполагающей 5 этапов, включающих различные системы упражнений. Применение биоэнергопластики совместно с биоэнергетическими предметами эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями
-
Драматизация "Сказки о глупом мышонке" С.Я. Маршака 2012
Данный сценарий сказки на новый лад знакомит детей с искусством театра, профессией «актер театра»; учит детей сотрудничать, соответствовать образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой. Одновременно идет работа по автоматизации поставленных и исправленных звуков, работа над слоговой структурой, просодической стороной речи. Родители привлекаются к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.
-
Дидактическое пособие "Веселый паравозик" 2012
В статье описано авторское многофункциональное пособие «Веселый паровозик» и предложено несколько вариантов игр для детей старшего дошкольного возраста. Автором предложена оригинальная идея использования одного пособия для решения многих логопедических задач и повышения эффективности логопедического воздействия. Оно поможет сформировать интерес к занятиям, создаст положительную мотивацию у детей.
-
Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем" 2012
Автором представлена оптимизация процесса обучения грамоте активным привлечением родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.
-
Комплексное познавательно-речевое занятие по теме "Зима" с интерактивной доской 2012
Задания и упражнения на занятии традиционны, но в ходе его проведения использована интерактивная доска, которая сделала его интересным, необычным и запоминающимся.
-
Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС 2012
Кратко описаны понятие "универсальные учебные действия", их виды, проанализированы особенности детей с ОНР, представлены направления формирования УУД на логопедических занятиях и конкретные примеры развития регулятивных действий. Программа работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, должна не только корректировать их, но и на формировать у детей универсальные учебные действия.
-
Занятие по развитию коммуникации для детей с нарушениями речи старшей группы. Тема: "Зима. Снеговик-почтовик" 2012
Конспект подгруппового занятия по развитию коммуникации детей с нарушениями речи старшей группы по лексической теме «Зима» с целью преодоления речевого нарушения у детей старшей группы путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
-
Драматизация сказки "Колобок" 2012
Данный сценарий сказки на новый лад знакомит детей с искусством театра, профессией «актер театра»; учит детей сотрудничать, соответствовать образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой. Одновременно идет работа по автоматизации поставленных и исправленных звуков, работа над слоговой структурой, просодической стороной речи. Родители привлекаются к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.
-
Автоматизация звука Р в словах и предложениях 2012
Целью занятия является формирование правильного произношения звука [р’] в словах со стечениями, предложениях с подобными словами (чистоговорках) и стихотворных текстах. Также занятие направлено на развитие слухового восприятия, артикуляционной и мелкой моторики, расширение словарного запаса, кругозора, совершенствование интонационной окраски речи; развитие внимания, памяти, мышления, сукцессивных функций и навыков самоконтроля.
-
Инновационная образовательная программа "Маленькими шагами к большим успехам" 2012
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в ней гармонично сочетаются и используются традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника, предъявляемыми ФГТ, и младшего школьника, определяемыми ФГОС.
-
Комплексное занятие в логопедической старшей группе с детьми ОНР по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас" 2012
Представлено комплексное занятие в логопедической старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи по изобразительной деятельности «Мир вокруг нас». В ходе занятия дети углубляют знания о природе, закрепляют представления о признаках зимы, отрабатывают речевое дыхание, выполняют речевые упражнения с имитацией движений, развивают общую и мелкую моторику рук.
-
Ритмика и компьютерные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР, дизартрией 2012
Речедвигательная ритмика – одна из форм кинезотерапии, исправляющая речевые нарушения у детей дошкольного возраста развитием, воспитанием и физическими упражнениями в сочетании со словом и музыкой. Специализированные компьютерные технологии «Дэльфа – 130» и «Игры для Тигры» представляют собой единые программно-методические комплексы, оптимизирующие коррекционно-логопедический процесс за счет повышения мотивационной готовности детей к занятиям.
-
Проект по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР "Осеннее шуршание" 2012
Проект направлен на организацию деятельности детей и родителей во время осенней прогулки. В проекте представлена теоретическая часть, куда входит игровая мотивация, цель, задачи, вариативная модель организации деятельности детей и родителей во время осенней прогулки, а также практическая часть с играми и упражнениями, которые можно использовать при реализации проекта.
-
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях" 2012
Формирование правильного звукопроизношения и развития навыка звукового анализа и синтеза является первоочередной задачей по предупреждению нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста. Реализация этих задач требует многочисленных упражнений и повторов, что утомляет детей. Презентация составлена для подгруппового занятия с детьми 5-6 лет. Занятие направлено на закрепление правильного произношения звука Ш в речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики руки.