Цель: формирование умения создавать письменные тексты разных типов. С - 2
Задачи: совершенствовать умение создавать повествовательные тексты с элементами описания, развивать наблюдательность и мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь детей, закреплять знания детей о домашних птицах, дифференцировать в речи звуки С и Сь, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: текст “Белый гусь”, иллюстрации с изображением гусей и гусят.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка темы и задач занятия С - 3
Логопед (Л): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с домашними птицами, их особенностями и повадками, со средой их обитания. Вам предстоит научиться писать изложение повествовательного текста с элементами описания. Включайтесь в работу активно и будьте внимательными.
III. Подготовительная беседа.
Л. - Посмотрите на иллюстрации, какую домашнюю птицу вы видите? Что вы можете сказать о гусях? Какие повадки у этих птиц? Из каких произведений вы узнали о гусях?
Д. – “Гуси-лебеди”, “Путешествие Нильса с дикими гусями”, “Жили у бабуси два весёлых гуся”.
Послушайте, пожалуйста, текст, который называется “Белый гусь”
На лугу гуси щипали траву. С - 4
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые. (по Е. Носову)
Л. - Все ли слова и выражения вам понятны? Идёт работа над семантикой непонятных слов.
Беседа по содержанию текста: С - 5
- Кто на лугу щипал траву? (Гуси)
- Как вдруг изменилась погода? ( Наползла туча, налетел вихрь, посыпал град.)
- От чего гуси замерли в траве, что их напугало?
- Отчего гуси тревожно перекликались?
- Куда побежали гуси? Почему?
- Как белый гусь защищал от непогоды гусят? Как автор описывает это?
- Почему же он не убежал со всеми гусями?
Л. - Теперь давайте определим тему текста.
Д. – Гуси на лугу.
Л. – Какова главная мысль в тексте?
Д. – Белый гусь закрыл собой гусят от града и тем самым спас их.
Повторное прочтение текста (читают дети).
Л. - Теперь давайте обратим внимание на структуру текста. На какие части делится текст?
Д. - текст делится на четыре части: С - 6
- начало (завязка),
- основная часть (развитие действия),
- кульминация,
- развязка.
Л. - Для чего же текст разделён на части?
Д. – Чтобы выделить этапы развития действия.
Л. - Делаем вывод, какой тип текста?
Д. – Текст повествовательный с описанием.
Л. – Можно события в тексте запечатлеть на снимках?
Д. – Можно.
Л. – Давайте посмотрим, как это будет выглядеть. Обратите внимание на то, как во второй части автор описывает резкое изменение погоды, далее автор в четвёртой части описывает луг и гуся. Зачитайте, пожалуйста, слова, которые автор использует при описании дождя с градом.
Д. – “… наползла туча; поднималась серой тяжёлой стеной; налетел вихрь; упали крупные капли; посыпал град; вода в реке шипела и пенилась”.
Л. - Можно от такой погоды испугаться, замереть от страха?
Д. – Конечно, это страшно!
Л. – Значит, какой момент в тексте самый напряжённый?
Д. – Когда говорится, что гусь вздрагивал от того, что град бил его по голове. Но гусь не испугался и не бросил гусят.
Л. - А теперь давайте посмотрим, как и какими словами автор описывает луг после дождя.
Д. – “Луг снова зазеленел под лучами солнца”, солнце растопило град.
Л. – “И только в середине луга не таяла белая кочка.” Что за белая кочка, почему она не таяла? Прочитайте, как автор описывает этот момент, какие слова он использует?
Дети читают и дают ответ: “Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута, по клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые”.
Л. - Теперь, когда вы прочитали описание двух важных частей в тексте, можете сказать, какой это тип текста?
Д. - Это текст-повествование с описанием.
Л. – Да, это правильное определение. Описание даёт нам понять и прочувствовать всю экспрессию в основной мысли текста.
Л. – Поработав над частями текста, вы сами того не подозревая, определили план. Вот он:
1. Гуси пасутся на лугу. С - 7
2. Налетел вихрь, начался дождь.
3. Белый гусь спасает гусят от града.
4 Спасение гусят.
На доске записаны опорные слова-глаголы: С - 8
Щипали, наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась, замерли, перекликались, не выдержали, побежали, сидел, бил, вздрагивал, не трогался, копошилась, промчалась, зазеленел, не таяла, лежал, вытянута, сбегала, высыпала.
Л. – Обратите внимание на эти слова-глаголы. Они помогут вам написать изложение, не пропустив ни одного действия. Также обратите внимание на такую особенность, как автор преподносит нам кульминацию текста – через глаголы настоящего времени. Такой приём усиливает напряжение, и вы чувствуете как тревога и опасность захватывают вас. С - 9
Попробуйте не повторять одни и те же слова, а используйте синонимы. Давайте попробуем вместе.
Логопед с детьми отрабатывают варианты синонимии, разъясняя семантику слов.
Чтение текста детьми самостоятельно (про себя) и мысленный (внутренний ) пересказ. Дети записывают изложение в тетради.
Логопед напоминает детям о том, что следуя плану, каждую часть следует писать с красной строки.
Домашнее задание: С - 10
На занятии в кружке “Бисероплетение” (все дети, получающие коррекционную помощь на школьном логопункте, посещают кружок “Бисероплетение”) сплести гуся и гусят с тем, чтобы дополнить панно “Птичий двор”.