Фронтальное занятие для детей с ФФН (подготовительная группа)

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произнесении звука «К».
  • Способствовать четкому произнесению звука «К» в словах.
  • Развивать фонематический слух: учить определять наличие звука в словах; упражнять в нахождении места звука в слове, количества слогов в слове, в выделении ударного гласного, определении количества звуков в слове.
  • Закреплять знания детей по лексической теме «Овощи».
  • Развивать эмоциональность, согласование слов с движением.

Оборудование: котенок Кузя с конвертом, в котором лежат задания для детей; предметные картинки с изображением овощей; 2 картонные корзины с прорезями для «овощей»; поезд с тремя вагонами и предметными картинками на звук «К» в начале, середине, конце слов; звуковые линейки; предметные картинки; изображения жилищ: дом, замок, избушка и картинки с изображением животных и птиц; пособие «Окошки», индивидуальные карточки; индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Речевая игра: Сядет тот, кто слово на заданный звук назовет.

2.Нервно-психическая подготовка

Послушать загадку и отгадать, кто пришел к нам в гости.

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это с ... (кот)

К нам пришел котёнок Кузя. Он окончил кошачью школу и стал самым грамотным котом. Он хочет узнать, можете ли вы выполнить задания, которые он приготовил.

3. Сообщение темы занятия

Послушать стихотворение и определить, какой звук чаще других встречается в стихотворении.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
А козе капустки –
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.

Сегодня мы будем говорить о звуке «К».

4. Введение в тему

А) Работа с зеркалами. Уточнение правильной артикуляции.

При произнесении звука «К» – губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка у нижних зубов.

Определение: Звук «К» – согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару – звук «К’».

Б) Игра: «Хлопни – топни».

Цель: воспитание фонематического восприятия, дифференциация звуков «К» и «К’».

Содержание: хлопни, услышав мягкий звук «К’», топни, услышав твёрдый звук «К».

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
А козе капустки –
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.

В) Дидактическая игра: «Собери урожай».

Цель: уточнить знания детей по лексической теме: «Овощи»; учить определять наличие звука «К» в словах.

Содержание: если в названии овоща есть звук «К», положить картинку с изображением овоща в первую корзинку, если нет – во вторую.

Предметные картинки: капуста, картошка, лук, морковь, горошек, помидор, укроп и т.п.

Г) Дидактическая игра: «Поезд»

Цель: учить определять наличие указанного звука в словах, и его место в слове.

Содержание: звук «К» встречается во многих словах, но он может находиться в начале, середине или конце слова. Если звук «К» встречается в начале слова – «посадите» картинку в l-й вагон, если в середине – во 2-й вагон, если в конце – в 3-й вагон.

5. Физминутка

Цель: выполнение движений, соответствующих смысловому содержанию четверостишия; воспитание фонематического восприятия, речевой памяти, эмоциональности.

Вот идет серый кот.
Притаился – мышку ждет.
Мышка норку обойдет.
А к коту не подойдет.

6. Закрепление материала

А) Дидактическая игра: «Кто где живёт?»

Цель: определение количества гласных в слове; выделение ударного гласного; закрепление правила: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Содержание: животные и птицы построили себе новые жилища. В названии их жилищ столько же слогов, сколько и в словах, обозначающих их названия (предметные картинки: дом, замок, избушка). Определить, кто – где живёт. Предметные картинки, на которых изображены: кот, коза, кабан, кролик, корова, курица, конь, кулик, крот, кукушка, коршун.

Образец: В слове Кот – 1 слог, значит он живёт в доме, потому, что в слове «дом» тоже 1 слог.

Б) Дидактическая игра: «Сколько комнат занимает каждое слово?»

Цель: определить количество звуков в слове.

Содержание: каждый звук в слове занимает отдельную комнату. Посчитать, в каком количестве «окошек» зажжётся свет, когда слово войдёт в свой «жилище».
Посчитать количество звуков в слове и фишкой определить последний звук в слове.

В) Дидактическая игра: «Разноцветные словечки»

Цель: закрепление звукового анализа слов.

Содержание: кружочками синего, зелёного и красного цвета выполнить звуковой анализ слов.

7. Подведение итогов

– С каким звуком познакомились?
– Что вы о нём можете рассказать?
– Из-за стола встанет тот, кто слово со звуком «К».

8. Оценивание работы

9. Организация окончания занятия