Формирование фонематического восприятия анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия


В настоящее время в связи с Федеральными государственными требованиями необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья в речевых группах создать условия для успешного усвоения общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Основную массу логопедических групп составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика.

Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи, ведущей причиной ошибок на письме и в чтении. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Зная, что развитие фонематических процессов, одна из важнейших задач для педагогов, и понимая важность данной работы, мы начали углубленно работать по теме: “Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с ОНР”

В свою очередь, работая в речевой группе, мы заметили, что, несмотря на целенаправленную работу по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза на занятиях и в свободной деятельности, дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова. А накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

По нашему мнению, это связанно с некоторыми особенностями детей с ОНР. Дети данной категории отличаются не только низким уровнем речевого развития, но и недостаточно сформированными психическими процессами: низкой концентрацией внимания, небольшим объемом памяти, отсутствием контроля за чужой и собственной речью. Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр. Поэтому традиционные виды работы по развитию фонематического слуха, оказываются недостаточными для детей данной категории.

Реализуя поставленные задачи, мы пришли к выводу, что работа по данному виду деятельности, должна проходить более углубленно, более комплексно. Учитывая вышесказанные специфические отклонения высших психических функций, мы решили интегрировать упражнения и различные виды игр по развитию фонематического слуха во все области непосредственной образовательной деятельности.

В результате такой ежедневной, целенаправленной комплексной работы воспитанники овладели фонематическим анализом и синтезом быстрее и лучше предыдущих выпускников.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры по развитию фонематических процессов, которые мы адаптировали для использования при организации непосредственной образовательной деятельности детей в различных областях.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в образовательной области “Познание”

1. Игра “Магазин без продавца”

Цель. Закрепить понятие о количестве; развитие навыков звукового анализа - определение последовательности и количества звуков в слове.

Оборудование. Игрушки на определенные звуки – разные товары и вещи разной формы, карточки с определенным звуком и формой.

Описание игры. В магазине (на столе воспитателя) расположены разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Воспитатель дает ребенку карточку- чек на которой написана буква ( А. П. С. У. К. и.т.д.) и фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы и на заданный звук. Он получает покупку, если правильно найдет звук в слове и опишет форму товара.

2. Игра “ У кого столько же?”

Цель. Закрепить счет, упражнение в нахождении равенства, формирование фонематического слуха.

Оборудование. Карточки с кружками, карточки с картинками или предметы, игрушки.

Описание игры. Дети (подгруппа детей) сидят за столом. Каждый игрок получает карточку с кружками. Взрослый показывает карточки из второго комплекта (или предмет). Взрослый называет предмет. Дети повторяют слово по слогам и отхлопывают. Ребенок у которого на карточке столько же кружков поднимает карточку. Например, слово кот – карточка с одним кружком.

3. Игра “ Наседка и цыплята”

Цель. Закрепить понятие о количестве, развитие фонематического слуха и восприятия.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят, музыкальный молоточек

Описание игры. Два стола составить вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу. Цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи – пи- пи)

Развитие фонематического анализа и синтеза при организации непосредственной образовательной деятельности детей в образовательной области “Физическая культура” и на прогулках

1. Игра “Чай – чай - выручай”

Цель. Развивать внимание, координацию движений, быстроту движений, автоматизация звука (Ч).

Описание игры. Дети встают в круг. Выбирается водящий по считалке. Если много детей то 2-3 водящих. Тот, кого осалили, останавливается на одном месте, разводит руки в стороны и повторяет слова “Чай- чай – выручай”. Другие игроки по желанию могут рискнуть и выручить осаленного, коснувшись его рукой. В этом случае он возвращается в игру. Но выручающий рискует тоже быть осаленным, так как водящий, как правило, не отходит далеко от осаленных. Игра заканчивается, когда водящий осалит всех. Новый “вода”, выбирается считалкой или по жребию.

2. Игра “Тише едешь – дальше будешь”

Цель. Закрепление произношения звука (Ш), развитие фонематического слуха, Развитие внимания, координации движения, быстроты движения.

Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий “вода”. Все играющие выстраиваются в одну линию, метрах 20 от водящего. “Вода” поворачивается к ним спиной, лицом к стене, столбу или другому предмету, который обозначает границу игровой площадки. “Вода” громко произносит слова “Тише едешь – дальше будешь! Стоп!” и резко поворачивается лицом к играющим. Пока он говорит, игроки бегут к нему. Но как только прозвучало слово “Стоп!”, они должны остановиться и замереть. Если в тот момент, когда водящий повернулся, кто-то из игроков продолжает двигаться, “вода” отправляет его обратно к линии отсчета. Еще в течение нескольких секунд “вода” смотрит на играющих. Если за это время кто-то из них пошевелится, его также отправляют назад. Игра заканчивается, когда самый быстрый и ловкий касается рукой “воды” В этом случае он сам становится на место “воды” и игра повторяется.

3. Игра “Жмурки с голосом”

Цель. Развитие слухового внимания, определения направления звука в пространстве, развитие координации движения.

Описание игры. Водящий выбирается по считалке. Ему завязывают глаза повязкой. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал Если водящий угадал, дети меняются местами

4. Игры с мячом

Цель. Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза, формирование фонематического восприятия умение выделять заданный звук в слове, формирование слоговой структуры слова, совершенствование умения придумывать слова с заданным количеством звуков и слогов, активизация словаря по теме.

Описание игры. Дети стоят в круге (можно играть с одним ребенком при индивидуальной работе). Взрослый задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

  1. Назови сколько в слове звуков (лук, суп, луна ...и. т. д.)
  2. Назови слово на первый звук.
  3. Отстучи мячом количество звуков в слове (кот, сом, окно...и.т.д.)
  4. Какой по счету в слове звук “Ш” (шапка, шубка, шмель, мыши, тушь...и.т.д.)
  5. Сколько в слове гласных (согласных звуков)
  6. Придумай слово с 3-мя, 4-5 звуками.
  7. Подбери слова со звуком “Р” (впереди, конце, середине слова)
  8. Отхлопай сколько слогов в слове
  9. Назови предметы в группе, начинающиеся на первый звук “А” “О” “У” “Ш” “С” “Р”...и.т.д.
  10. Какой звук в слове (БАК) первый – ( звук “Б”-согласный, твердый, звонкий...и. т. д.)
  11. Определение последовательности и количества звуков в слове
  12. Сколько звуков в слове (Кукла?)
  13. Какой первый, второй... пятый звук?

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза в непосредственной образовательной деятельности детей в области “Безопасность”.

1. Игра “Светофор”

Цель. Развитие слухового внимания, координации движения, развитие общей моторики, обогащение словаря, согласование числительных с существительными и прилагательными, закрепление знаний детей о светофоре и Правилах дорожного движения

Оборудование Светофор, рули

Описание игры. Дети стоят в круге. Взрослый читает стихотворение.

Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор

Дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

Взрослый показывает “светофор” и говорит.

У него больших три глаза - дети рисуют три круга в воздухе
Не горят они все разом
Если красный загорелся – дети рисуют круг руками
То нельзя переходить - дети качают головой
Надо ждать на тротуаре
И машины пропустить. – дети берут рули, крутят стоя на месте
Если желтый загорелся, – дети рисуют круг руками
Значит скоро мы пойдем
Глаз зеленый загорелся – дети рисуют круг руками
Стоп, машины, мы идем! – дети маршируют, повторяя текст
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
Помогает с давних пор
Верный друг наш – светофор. - дети произносят слово “светофор”, хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги)

2. Игра “Белки и грибы”

Цель. Дифференциация съедобных и ядовитых грибов, автоматизация и дифференциация звуков “Ц” и “Ч”.

Оборудование. Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Описание игры. Дети делятся на две команды, одна из команд – команда белок. На полу (столах) разложены “грибы”.

Дети. Белки, белки, цок-цок-цок-цок, вы скажите, где грибок?

Белки.

Мы его, цок-цок-цок-цок, отнесли на свой дубок.
Есть в лесу еще грибочки, их найдете вы на кочках.
Вы их будете искать, мы вам будем помогать
Раз – два - три-ищи!

После произнесения стихотворения, по окончании счета, команда белок и команда детей старается найти и собрать как можно больше “съедобных грибов”. Побеждает та команда, которая собрала больше “съедобных грибов” и не взяла ни одного “ядовитого гриба”.

3. Игра “Пожарная машина”

Цель. Координация речи с движением, обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие фонематического слуха, закрепление знаний об основах пожарной безопасности.

Описание игры. Дети стоят в кругу, взрослый читает слова и показывает пожарную машину детям

Вот пожарная машина
На пожар стрелой летит - дети бегут по кругу, руки в стороны
Мы на месте, остановка – дети останавливаются
Что случилось? Что горит? – дети смотрят налево и направо, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу
Пламя высоко взлетает!
Дыма черного клубы – дети поднимают руки над головой и рисуют круги в воздухе
Искры в воздухе сверкают!
Все за дело! Шланг тяни! – закрывают лицо руками, “тянут” шланг
Шланг мы дружно размотали – согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающийся шланг (от себя)
Ну, огонь, теперь держись! – грозят пальцем
Бьет струя воды тугая. – “держат в руках шланг, заливая огонь”
Пламя гаснет, потухает... - руки поднимают над головой и постепенно, опуская их, присаживаются.
Без подмоги обошлись, - встают на ноги, “вытирают рукой пот со лба”
Даже детям стало ясно,
Что с огнем шутить опасно! - грозят пальцем
Если вдруг опять беда,
“01” звони всегда – “пишут пальцем в воздухе “01”, прикладывая телефонную трубку к уху”

Список использованной литературы.

  1. Н.М. Быкова “Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2010. – 160 с. (Кабинет логопеда;
  2. Игры для детей дошкольного возраста/ Т.В. Колбаскина, И.П, Лобурева, Г.А. Огурцова. Москва: Образ компании, 2006. – 192 с.: ил.;
  3. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003. – 112 с. – (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”).;
  4. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.: ил.