Тема урока: "Дифференциация букв "с-з" в слогах и словах"

Разделы: Логопедия

Классы: 2, 3, 4


Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [с-з] в произношении;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • учить детей дифференцировать буквы с-з в слогах, словах.

Оборудование: тетради, цветные карандаши, картинки-символы звуков [с]– насос, [з]-комар, профили звуков [с], [з].

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Инструкция: – Отгадайте загадки и вы догадаетесь с какими звуками будем заниматься и какие буквы будем учиться различать.

Лексический материал:

Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц.)

У нее хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу она живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)

Л. Какой звук в начале слова заяц?

– Где вы услышали звук [с] в слове лиса?

3. Изучение нового материала.

1) Характеристика звуков по артикуляционно-акустическим признакам. Сравнение звуков.

(На наборном полотне профили звуков и картинки символов.)

– Посмотрите на картинку-символ звука [з].

– Давайте споем песенку комара: з – з – з.

– Что делают наши губы, зубы, язык, голосок, какая идет воздушная струя? Какой это звук?

– Дайте ему характеристику.

– Посмотрите на картинку-символ звука [с]. Произнесем вместе: с – с – с.

– Что делают наши губы, зубы, язык, голосок, какая идет воздушная струя? Дайте характеристику звуку.

– Что общего у этих звуков?

– Чем они отличаются?

2) развитие фонематического слуха (с закрытыми глазами).

а) Инструкция: – Если услышите звук [с] – поднимайте руку, а если– [з], то хлопайте в ладоши.

Лексический материал:

– со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…

– зоомагазин, полоса, колесо, фазан, зооцирк, розы, скороговорка, пузырь, сахар, сковорода, зоопарк, незабудки, забор, здоровье …

б) В произношении:

Игра “Наоборот” (игра в мяч).

Инструкция: – Поиграем в игру “Наоборот”.

Образец: са – за.

Лексический материал:

Со-
Ста-
Сто-
Су-
Сы-
Зоя-
зуб-
сту-
сту-
коза-
Захар-
роза-
козы-
Лиза-
 

 3) Дифференциация букв с-з.

– Звуки мы произносим и слышим, а буквы ?

А) Инструкция: – Послушайте слоги и звукосочетания и запишите букву с или з.

Лексический материал:

Со, се, зо, Сю, зу, зя, са, се, су, зе, сы, зи, за, си, зы, зю, сла, асы, сво, оза, зве, осу, зло, узи, сто, ассо, зна, еса, ско, азы.

– Проверяем карандашом и поставьте оценку.

Б) Инструкция: – Запишите слоги в две колонки и нарисуйте два кружочка: под синим слоги с буквой с, а под зеленым-с буквой з.

Лексический материал: са, зо, со, сы, за, зу, су, зы, си, се, зя, се, сю, зна, сла, слы, звя, зда, сли, зве, сле, зни.

Л. – Проверяем.

В) Инструкция: – Послушайте слова и запишите первые буквы.

Лексический материал:

Сыр, сын, зонт, сани, зубы, Зоя, Соня, зайка, стол, звон, стул, сталь, страх, стон.

Л. – Проверяем.

4) Дифференциация букв с – з в слова.

Инструкция: – Послушайте слова и запишите начальные слоги.

Лексический материал:

Зубы, сыро, совы, сухо, Зоя, замок, сумка, зонтик, зайка, сундук, замки, зубной, солнышко, сели, зимы, сила, Сима, Зина, Сева, зелень, синий, зебра, смелый, стихло, сливки, зрелый, сливы.

Л. – Проверяем.

Физкультминутка.

В магазине.

Мы пришли в магазин. (Дети выполняют ходьбу на месте.)

Мы купили: торт – один, (Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой. Показывают один палец.)

Плюшек – две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают два пальца.)

Ватрушек – три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают три пальца.)

А киви купили – (Вертят кулачками и показывают четыре пальца.)

Сразу четыре!

Игра с мячом – слова со звуками [с-з].

5. Закрепление темы.

1) Дифференциация букв с – з в словах.

а) Инструкция: – Послушайте слова, начертите схемы этих слов и впишите в них буквы с или з.

Лексический материал:

Лесник, зубы, стакан, закат, забота, синий, загадка, сахар, стук, звон, костер, зрачок, стрекоза, засов, созвать, зазвенел, звезда, занавеска.

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Закончите слово добавляя за или са.

Лексический материал:

Брон-; гро-; кас-; плу-; у – тый; до – да; ма – ли; пи – ли; – пах; – дик; – гар; – пог; – мок; – дача; стреко – за; поло -; вя – ла;

Л. Проверяем.

В) Инструкция: – Измените слова по образцу.

Образец: союзы – союз.

Лексический материал:

Вальсы-, рассказы-, матросы-, термосы-, приказы-, грузы-, трусы-, покосы-, морозы-, арбузы-, страусы-.

Л. Проверяем.

Г) Инструкция: – Запишите слова в три столбика: в 1-с, во 2-з, в 3-с-з.

Лексический материал:

Стакан, закон, зубы, зубастый, слух, смех, звонкий, звстава, студенты, зима, заносы, поднос, сметана, сазан, козел, засол, мазь, созвал.

6. Итог занятия.

– Какие звуки учились различать?

– Какие буквы различали на письме?

Тема: “Дифференциация букв с-з в словах и предложениях”.

Цели:

  • развивать фонематический слух;
  • учить детей дифференцировать буквы с-з в словах, предложениях.

Оборудование: профили звуков [с-з], картинки-символы звуков: насос, комар.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Инструкция: – Назовите слова со звуками [с] и [з].

2. Закрепление темы.

1) Характеристика звуков (сходство и различие).

2) Развитие фонематического слуха:

А) Инструкция: – Прослушайте и повторите ряд слогов.

Лексический материал:

За-са-за
Со-со-зо
Зу-су-зу
Зы-зы-сы

ся-ся-зя
се-зе-зе
Сю-зю-сю
зи-зи-си

Зна-сно-зна
Сло-сло-зло
Сва-зва-сва

3) Дифференциация з-с в словах:

а) (запись на доске)

Инструкция: – Спишите слова, вставляя пропущенную букву з или с.

Лексический материал:

.амок
.иний
.арый
.апог
.тена
.апах
ро.овый
пи.али
вя.анка
гал.тук
мимо.
 

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Измените слова по образцу.

Образец: Глаз-глаза.

Лексический материал:

Груз-., трус-., пояс-., заказ-., арбуз-., занос-., автобус-., занос-., паровоз-., совхоз-.

Л. Проверяем.

В) Инструкция: – Измените слова так, чтобы после согласных с, з появился гласный и запишите это слово.

Образец: низко-низок.

Лексический материал:

Узкий-., близко-., дерзкий-., сказка-., коляска-., указка-., краска-., замазка-., повязка-., маска-., стамеска-.

Л. Проверяем.

3. Физкультминутка.

1) Игра в мяч:

Инструкция: – Закончите слово, добавив зы или сы.

Лексический материал:

Но., ро., ва., та., воло., моро., поло., мимо.. стреко., насо., Капри., на.вали., на.пали, за.пали,за.вали, по.пались.

2) “Дары осени”

Осень в гости к нам пришла (Дети выполняют ходьбу на месте.)
И подарки принесла: (Выполняют упражнение ПОДНОС.)
Яблоки душистые, (Выполняют упражнение ШАРИК.)
Репку золотистую, (Выполняют упражнение ШАРИК, а затем разводят округленные ладони в стороны.)
Кабачки пузатые (Переплетают пальцы рук, выставив их перед животом.)
И морковку сладкую. (Хлопают в ладоши.)

4. Закрепление темы.

1) Дифференциация с-з в словосочетаниях:

а) (запись на доске):

Инструкция: – Подберите к 1 слову подходящее 2.

Лексический материал:

1-й столбик
засыпать
срезать
смазать
залилась
2-й столбик
слезами
смазкой
землей
стамеской

Л. Проверяем.

Б) (запись на доске):

Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.

Дети ели вкусный … зуб, суп.

У Зои разболелся …

У Зои русая … коса, коза.

В сад забрела …

Помидоры надо … рассолом солить, залить.

Надо … на зиму капусту.

У больного красный … сев, зев.

Начался весенний …

Л. Проверяем.

В) Инструкция: – Найдите ошибки и исправьте их.

Лексический материал:

Забавный сверек, выгрусили песок, вясанка хвороста, снежные занозы, веселый матрос, русая коза.

5. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв с-ш в слогах, словах”.

Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [с-ш],
  • развивать фонематический слух,
  • закрепить у детей написание букв в слогах, словах.

Оборудование:

– профили звуков [с], [ш],

– картинки-символы звуков: шина, насос,

– денотат: совы, свитер, слоги, соска, шапка, шахматы, шинель, шишка, швабра,

– цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л. Представьте, что мы с вами сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья,

(Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.)

Подул холодный ветерок: с-с-с, закались сосны.

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются.)

2. Сообщение темы занятия.

Л. Как шумела листва от теплого ветерка (ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер? (с-с-с).

Л. Сегодня будем повторять звуки [с-ш] и писать слоги и слова с этими буквами.

3. Изучение нового материала.

1) Характеристика звуков [с-ш]:

Л. Посмотрите на картинку символа звука [ш]. Произнесем вместе.

– Что делают наши губы, зубы, язык, голосок, какая воздушная струя у этого звука? Какой это звук?

(Аналогично со звуком [с]).

– Что общего у этих звуков?

– Чем отличаются?

2) развитие фонематического слуха:

а) Инструкция: – Поднимайте руку, если услышите звук [с], хлопайте на звук-[ш].

Лексический материал:

-са, ши, ос, уш, шта, ста, аст, ошп…

– столовая, ракушка, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть.

б) Игра “Наоборот”.

Инструкция: – Поиграем в игру “Наоборот”.

(Игра в мяч). Образец: са-ша.

Лексический материал:

Со-
Су-
Сы-

Уши-
Мышь-
Крыша-
ас-
ос-
ус-
Ыс-
шины-
шаман-
кашка-
ста-
сто-
сту-
сты-
Маша-
ваш-
шашка-
ас-
ост-
уст-
ыст-
Миша-
наш-
 

4) Дифференциация букв с-ш и в слогах:

а) Инструкция: – Напишите букву с или ш, опираясь на обозначениях.

(Запись на доске.)

Л. Стрелка, смотрящая вниз, обозначает нижнее положение языка, т.е. звук [с], а стрелка, смотрящая вверх – верхнее положение языка, т.е звук [ш]. Во второй схеме дуга и кружок обозначают положение губ (дуга – губы растянуты – звук [с]; кружок – губы вытянуты, звук – [ш].

Лексический материал:

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ ; _ 0 _ 0 _0 _ _ 0 _0 _

Л. Проверяем.

б) Инструкция: – Послушайте слоги и звукосочетания и назовите звуки [с] или [ш].

Лексический материал:

Шо, со, су, шу, ши, сы, ша, са, ши, ушу, усу, уши, ушо, уси, усы, иши, ишо, исе, Аша, осо, шла, сло, шма, сме, сму, шки, шлее, сле, ско, шмо, ста, шта.

в) Инструкция: – Послушайте слоги и запишите их в две колонки.

Л. Слева стрелочка вверх, а справа – вниз.

Лексический материал:

Ша, са, су, шу, ши, си, шам, Сум, шта, сту, шти, сти, слы.

Л. Проверяем.

г) Инструкция: – Запишите условные обозначения и прочитайте слоги.

Лексический материал:

(запись на доске)

\а \0 \у \ы \у \е \ю

0у -о 0а 0и -ы -я 0е -е -ю -е

4. Физкультминутка.

Л. Изобразите мимикой и позами предметы и существа, в страну чудес.

На-на-на, изображаем мы слона.
Ву-ву-ву, изображаем мы сову.
Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.
Лет-лет-лет, полетим, как самолет.

5. Закрепление темы.

1) Дифференциация букв с-ш в словах:

а) Инструкция: – Послушайте слова, начертите схемы и впишите буквы с или ш.

Лексический материал:

Высокий, широко, зашили, серый, посуда, кушали, кусали. Сорочка.

б) Инструкция: – Вставьте в слово слог со или шо и назовите слово.

Ме-чек, мы-нок, вы-кий, ку-чек, коре-чек, пе-чек, поро-чек, гор-чек, на-рил, коло-чек, –фер, -лома, -леный, -колад, -колы.

в) Инструкция: – Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги с буквой с или ш.

Денотат: совы, свитер, слоги, соска, шахматы, шинель, швабра. Шишка.

Запись на доске:

-вы, -тер, -ги, -ка, -ка, -маты, -нель, -ра, -ка.

Л. Проверяем.

г) Инс – ция: – Вставьте вместо точек букву с или ш и назовите слово.

Лексический материал:

Кры.а, ка.ка, ба.ня, ми.ка, .ифон, .ила.

6. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв с-ш в словосочетаниях и предложениях ”.

Цель: учить детей различать буквы с-ш в словосочетаниях и предложениях.

Оборудование: цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление темы.

1) Характеристика звуков, сходство и различие:

2) Дифференциация букв с – ш в словосочетаниях:

а) Инструкция: – Составьте словосочетания и запишите их.

Лексический материал: (запись на доске)

  Крыша  
Серая   новая
  Крыса  

 

  Сила  
Великая   платье
  Шила  

 

  Миска  
Косолапый   каши
  Мишка  

 

  Паши  
Плугом   стадо
  Паси  

 

  Басни  
Веселые   Москвы
  Башни  

 

  Наш  
Тяжелые   галстук
  Носи  

 Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Образуйте новые слова при помощи приставки с, со.

Образец: мешать – смешать

Лексический материал:

Прошу -., крушу-., шил-., шью-., шил-., рисуешь-., трясешь-., пишешь-.

В) Инструкция: – Спишите слова, вставляя букву с или ш.

Лексический материал: (запись на доске)

.а.ки, .о.едка, .а.лык, .олны.ко, .ви.ток, .о.иски, .и.ки, .тани.ки, .тра.ный, .тару.ка, мА.ини.т, .ла.тена

Л. Проверяем.

3. Физкультминутка.

Игра в мяч (называют слова на с и ш)

4. Закрепление.

Дифференциация букв с-ш в словосочетаниях:

Инструкция: – Спишите словосочетания, подчеркните букву с синим карандашом, букву ш – простым.

Лексический материал: (запись на доске)

Наташкины веснушки, шустрая пеструшка, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, шелестят в тишине, смешные потешки, пушистая ушанка, шерстяные носки, несутся по шоссе.

дифференциация букв с – ш в предложениях:

Инструкция: – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с или ш.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

Ку.ты покрыли.ь .негом.

Кра.ив ве.ной ви.невый .ад.

Бабу.ка и.пекла вку.ные ватру.ки

Ната.а на.ла .вой пе.трый .арфик.

Алек.андр .ергеевич Пу.кин напи.ал “.казку о золотом пету.ке”.

Кра.ная .апочка не.ла бабу.ке гор.очек ма.ла.

5. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв с-ц в слогах, словах”.

Цели:

  • закрепить у детей правильное произношение звуков [с-ц],
  • учить детей различать буквы с-ц в слогах, словах,
  • развивать фонематический слух.

Оборудование: профили звуков [с-ц], картинки-символы звуков, цветные карандаши,

Слоги: са, ца; денотат: сахар, цапля, огурец, поднос, цепи, колесо;

Денотат: лестница, мыльница, песочница, солнце, пуговица, скворец, супница, колесница, мотоцикл, альпинист, пылесос, подсолнух, свисток, космонавт

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме занятия.

Л. Посмотрите на картинку. Какой звук мы слышим, когда из насоса выходит воздух?

– Что девочка произносит, чтобы стало тихо?

3. Сообщение темы занятия.

Л. – Сегодня будем учиться различать буквы с-ц.

4. Изучение нового материала:

1) Характеристика звуков [с-ц] по акустико-артикуляционным признакам:

Л. Произнесем звук с-с-с. Что делают наши губы, зубы, язык, голосок, какая воздушная струя? Какой это звук?

(Аналогично со звуком (ц).)

2) Различение [с-ц] на слух и в произношении-(соревнование команд):

Инструкция: – Поиграем в игру “Кто самый внимательный?”

Лексический материал:

– ас, цо, оц, ус, ста, ацт, уст, иц, цто, сты,

– цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион

– по картинкам: лестница, мыльница, песочница, солнце, пуговица, скворец, супница, колесница, мотоцикл, альпинист, пылесос, подсолнух, свисток, космонавт

3) различение букв с-ц в словах:

а) Инструкция: – Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги.

Денотат: сахар, цапля, огурец, поднос, цепи, колесо

Лексический материал: (запись на доске)

.хар, .ля, огу., под., .пи, коле., при.

Инструкция: – Подчеркните букву с синим карандашом, а букву ц – простым.

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Вставьте в слово слог са или ца и назовите слово целиком полностью.

Лексический материал:

Певи., грани., небе., пшени., Лари., .рафан, .молет, .ревна, .рапина, у.тый, .довник. конница, пятни., колба.

5. Физкультминутка.

(Игра с мячом.) Игра “Закончи слово”.

Лексический материал:

Насо., зая.. пылесо., скворе., кузне., матро., ква., кла.. ледене., колоде.. боре., пару.

6. Закрепление темы.

Различение букв с-ц в словах:

а) Инструкция: – Спишите слова, вставляя пропущенную букву с или ц.

Лексический материал: (запись на доске).

Боре., жиле.. поко., глупе., вопро.. переко., абрико., ледене., молоде., образе., при.еп, пе.ок, ре.епт, при.ел, а.фальт. офи.ер. ко.уля, ра.ия, .о.енка, ку.тик,

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Образуйте новое слово по образцу.

Образец: казак – казацкий

Лексический материал:

Рыбак– ., горняк-., немец-., кузнец, молодец-.

7. Итог занятия.

– Какие буквы учились сегодня различать?

Тема: “Дифференциация букв с-ц в словосочетаниях, предложениях”.

Цель: учить детей различать буквы с-ц в словосочетаниях, в предложениях

Оборудование: цветные карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление предыдущей темы.

1) Характеристика звуков [с-ц] по акустико-артикуляционным признакам:

2) Различение букв с-ц в словах:

Инструкция: – Спишите слова. Вставляя пропущенную букву с или ц.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

.пи.а, .ера.е, .лов.о, .ар.кий, ре.ни.цы. .ажене., .и.терна, .квор.ы, гу.ени.а, .ахарни.а, .ек.ия, .ыганка.кий

3. Сообщение темы занятия.

Л. Сегодня будем продолжать учиться различать буквы с-ц в словосочетаниях и предложениях.

4. Изучение нового материала.

1) Различение букв с-ц в словосочетаниях:

а) Инструкция: – Составьте словосочетания.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

синица
кашица
стихи
полоски
сахар
огурцы
спицы
цифры
выставка
на реснице
на странице
на блюдце
на полотенце
в теплице
в сахарнице
в таблице
в колесе
в столице

5. Физкультминутка.

Буратино.

6. Закрепление темы.

Различение букв с-ц в предложениях:

а) Инструкция: – Спишите предложения, вставляя пропущенную букву с или ц.

Лексический материал:

– Кра.ная деви.а .идит в темни.е, а ко.а на ули.е.

– .ирк откроет.я в .убботу, уже приехали бор.ы.

– Дядей .тепой гордит.я в.я мили.ия .толи.ы.

– Утка кури.е .казала: “Вы яи. Не.ете мало!”

– Вот .идит на ули.е пестренькая кури.а

Л. Проверяем.

7. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв ч-щ в слогах, словах”.

Цели:

  • дифференцировать звуки [ч-щ],
  • учить детей различать буквы ч-щ в слогах, словах;
  • развивать фонематический слух.

Оборудование: профили звуков ч-щ, картинки-символы звуков,

Денотат: роща, щука, площадь, лещ, овощи, плющ, клещи, щипцы, ящик, щенок, щепка, плащ, врач, мяч, бочка, кирпич, обруч, чайка, чайник, чашка, пчелы, качели, печенье, летчик, часы, спички,

Слоги: чу, щу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к теме занятия.

Инструкция: – Назовите, какой звук повторяется во всех словах.

Лексический материал:

1-й ряд: щука, лещ, овощи

2-й ряд: врач, чайник, часы

3. Сообщение темы занятия.

Л. Сегодня будем учиться различать буквы ч-щ.

4. Изучение нового материала:

1) Характеристика звуков по акустико-атрикуляционным признакам:

Л. Посмотрите на картинку-символ звука (ч). Пострекочем как он.

– Что делают наши губы, зубы, язык, голосок. Какая воздушная струя?

– Какой это звук? Дайте ему характеристику.

(Аналогичная работа со звуком [щ].)

– Что общего? Чем отличаются?

2) развитие фонематического слуха:

а) Инструкция: – Поиграем в игру “Кто самый внимательный?”

на ч – поднимаете руки, а на щ – хлопайте.

Лексический материал:

– ча, ич, ща, щу, ущ, уч, че, ещ, ще, еч

– вечер, вчера, прищепка, щебень, прищурился, чернить, черепаха, обещать, трещотка

– по картикам

3) Дифференциация букв ч-щ:

а) Инструкция: – Начертите слоговые схемы слов и впишите буквы ч или щ.

Лексический материал:

Плечи, чеки, вещи, щепки, пачка, печник, каменщик, щеглята, ящик, почерк, птичница, защита

Л. Проверяем.

5. Физкультминутка.

(Игра в мяч) Игра “Кто это?”

Лексический материал:

Работает на экскаваторе – экскаваторщик

Работает на подъемном кране – автокарщик

Дрессирует животных – дрессировщик

Чистит обувь – чистильщик

Работает на почте – почтальон

Играет на скрипке – скрипач

Играет на барабане – барабанщик

Ухаживает за птицами – птичница

Делает кровлю – кровельщик

Кладет паркет – паркетчик

6. Закрепление темы.

1) Различение букв ч-щ в словах:

а) Инструкция: – Измените слова по образцу и запишите их.

Образец: сладко – слаще

Лексический материал:

Мелко-., легко-., просто-., крепко-., резко-., чисто-., четко-., часто-.

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Вставьте в слово слог чу или щу.

Лексический материал:

Ле., пи., та., вер., наве., заме., про., встре., пои., запи., закри., .ка, .пать, .жой, .лок

В) Инструкция: – Замените букву ч буквой щ и напишите слова парами.

Образец: горячий – горящий

Лексический материал:

Замечать, лечи, челка, чадит

Инструкция: – Подчеркните букву ч синим карандашом, букву щ простым.

7. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв ч-щ в словосочетаниях, в предложениях”.

Цели: учить детей различать буквы ч-щ в словосочетаниях, в предложениях.

Оборудование: профили звуков (ч), (щ), картинки-символы: кузнечик, щетка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление предыдущей темы.

Характеристика звуков [ч-щ] по акустико-артикуляционным признакам:

Дифференциация букв ч-щ в словах:

Лексический материал:

(Запись на доске.)

труба., помо., кала., товари., ры.ит, тре.ит, мы.ит, пи.ит, .елнок, .ебет. .еснок, .удак

Л. Проверяем.

Инструкция: – Подчеркните ч – синим карандашом, а щ – простым.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня будем продолжать учиться различать буквы ч-щ в словосочетаниях, предложениях.

4. Изучение нового материала.

1) Дифференциация букв ч-щ в словосочетаниях:

А) Инструкция: – Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ч или щ.

Лексический материал:

Мо.ный тяга., пти.ий .ебет, пе.еная було.ка, Людо.кин пла.

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Составьте словосочетания.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

почтовый …, ночной …, горячие …, врачебная …, копченый …, поющие …, палящие …, чужая …, журчащий …, колючая …

Словарь для справок:

Вещь, ручеек, ящик, щи, щетка, лещ, хищник, помощь, лампочка, чижи, лучи

5. Физкультминутка.

(Игра в мяч) Игра “Кто что делает?”

Лексический материал:

Часовщик-
Печник-
Каменщик-
Сварщик-
Стекольщик-
Пасечник-
Точильщик-
Носильщик-
Водопроводчик-
Регулировщик-

6. Закрепление темы.

1) Различение букв ч-щ в предложениях:

А) Инструкция: – Составьте из словосочетаний предложения, данные в трех столбиках и напишите их.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

Танечка угощает
Лена ищет
Дрова трещат
Овчарка рычит
Мыши утащили
угощает Аню
ищет перчатки
трещат грозно
рычит грозно
утащили свечку
 угощает чаем
ищет в ящичке
трещат в печке
рычит на мальчика
утащили в чулан

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Прочитайте предложения, вставляя букву ч или щ.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

Была .удесная погода.
В ро.е пели .ижи.
На крю.ке трепе.ет маленькая .ука.
На тарело.ке лежали о.и.енные ово.и
Наши шаги .етко зву.али на пустой уло.ке
Друга из беды выру.ай.

7. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв б-д”.

Цель: учить детей различать буквы б-д

Оборудование: схемы букв б-д белочка, дятел.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Инструкция: – Назовите какая буква повторяется.

Лексический материал:

1-й ряд: б, д, д, б, б, д, б, б

2-й ряд: д, б, б, д, д, б, д, д

– Сегодня будем учиться различать буквы б и д.

3. Изучение нового материала.

1) Характеристика букв:

(картинки-схемы на панно)

– Из каких элементов состоит буква б? д?

– Что общего? Чем отличаются?

2) развитие пространственных представлений:

а) Инструкция: – Допишите элемент букв б

б) Инструкция: – Допишите элементы букв д

3) различение букв б-д:

а) Инструкция: – Допишите элементы букв по образцу и по опорным точкам.

Лексический материал:

Б д о о о о о о о о …

Б д о о о о о о о о…

Д б б д о о о о о о …

Л. Проверяем 1-й ряд, 2-й ряд, 3-й ряд

Б) Инструкция: – Прочитайте буквы б или д

Б д о о о о о о о о о о

Б д д о о о о о о о о о

Д б б д о о о о о о о о

В) Инструкция: – Запишите буквы под диктовку, проговаривая б-вверх, д-вниз.

Лексический материал:

Б б д б д б б б д б д б д б б б д ….

4. Физкультминутка.

Шофер

Качу, лечу во весь опор, (Дети ходят по кругу и крутят воображаемый руль)

Я сам – шофер, (Вращают руками, сжатыми в кулачок, на уровне груди (“Мотор”).

Нажимаю на педаль – (Нажимают на воображаемую педаль)

И машина мчится вдаль. (Выполняют легкий бег по кругу).

5. Закрепление темы.

1) Дифференциация букв б-д в слогах:

а) Инструкция: – Напишите слоги, дописывая элементы букв б. д по опорным точкам.

Лексический материал:

Оо, оу, оы, ое, ои, оя, оу, ое, оа, ои, оя, ое, ое, оу

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Напишите слоги под диктовку.

(Дети проговаривают: слог с буквой д, опускаем кисть левой руки вниз, если д – поднимаем вверх и записываем.)

Лексический материал:

Ба, бо, ду, бе, для, бла, бло. Бле, дро, дна, бро, дры, бры, жба, жда, вда, жду, вбо, лбы, рда.

Л. Проверяем.

6. Итог занятия.

Тема: “Дифференциация букв б-д в словах, словосочетаниях”.

Цель: учить детей дифференцировать буквы б-д в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки-символы звуков б-д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление предыдущей темы.

1) Характеристика букв.

2) Дифференциация букв б-д в слогах:

Инструкция: – Спишите слоги, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам.

Лексический материал:

оао, ооо, ооо, оуо, оуо, оыо, оио, оео

3. Сообщение темы занятия.

– Сегодня будем продолжать учиться различать буквы б-д в словах, словосочетаниях.

4. Изучение нового материала.

1) Дифференциация букв б-д с словах:

А) Инструкция: – Спишите слова, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам.

Лексический материал:

Оооры, оуоильник, оуоы, оорооа, оесеоа, оуоу, оуолик, ооорый, оооыча, оуоить, оооежал, оригаоа, оорьоа, свооооа, пооерезовик

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Назовите слова.

Лексический материал:

Оукет, оым, оаранка, оумага, оырка, лаоушка, оелый, пооал, аолоня, раоуга, пооарок. Раоочий

5. Физминутка.

Игра в мяч – слова на б-д.

6. Закрепление темы.

1) Дифференциация букв б-д в словосочетаниях:

А) Инструкция: – Спишите словосочетания, допысывая элементы букв б, д.

Лексический материал:

(Запись на доске.)

голуоой оант., оелая оумага, олинный оанан, оальняя оорога, оольшая раость, оежал по оороге, раоотал на завоое, орал на оом, оегал во оворе, пооарок для оаоушки

Л. Проверяем.

Б) Инструкция: – Вставьте буквы б, д и прочитайте.

Лексический материал:

.елые ле.е.и, .о.рая .а.ушка, .ольшая .е.а, пере.овая .рига.а,

ры.ное .люд.о, .о.рый .октор Ай.олит, .линная .орога, .о.рый моло.ец

Инструкция:-Запишите любые 3 словосочетания.

7. Итог занятия.