Профилактика оптической дислексии у дошкольников с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Слайд №1

В настоящее время в коррекционной педагогике остро встаёт вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития. Существенные изменения в создании «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий.

Слайд № 2

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит:

  • в возможности индивидуального коррекционного обучения - обеспечение каждому ребёнку адекватных лично для него темпов и способов усвоения знаний;
  • в представлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности воспитанника;
  • в обеспечении градуированной системной помощи.

В настоящее время не во всех ДОУ учитель-логопед имеет возможность использовать в коррекционной работе компьютер. Из опыта работы нашего ДОУ, занятия с использованием мультимедийных технологий проводятся по расписанию в определённом специально оборудованном кабинете. Также некоторые слайды распечатывают, выдают детям, как раздаточный материал.

Идея сегодняшней консультации состоит в рекомендации использования новых возможностей компьютерных технологий в целях профилактики оптической дислексии у дошкольника.

Слайд № 3

Успешное овладение чтением возможно лишь на основе сформированной устной речи, высокого уровня развития невербальных психических процессов и функций.

Для успешного овладения навыком чтения необходима достаточная сформированность целого ряда ВПФ и процессов, которые можно условно объединить в 5 блоков.

  1. Двигательный блок (общая моторика, статика, динамика, координация; тонкая моторика – кинестетический праксис, динамический праксис, реципрокная координация).
  2. Зрительно-пространственный блок (глазодвигательные функции, зрительный гнозис, анализ и синтез, ориентировка в пространстве, пространственные представления).
  3. Речевой блок – импрессивная речь (понимание сложных логико-грамматических конструкций, восприятие и воспроизведение ритмов, дифференциация звуков, звуко-слоговой анализ и синтез).
  4. Речевой блок – экспрессивная речь (артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексический запас, словообразовательные навыки, грамматическое структурирование, связная речь).
  5. Мнестический блок (слухоречевая память, зрительная память).

Слайд № 4

По данным российских и зарубежных исследователей (М. Русецкой (2003), М.; Bosse, S. Valdai, M-I. Tainturier (2004), других) в 41% случаев проявления дислексии у младших школьников причина – дефицит устной речи, 20% - дефицит зрительной функции, 26 % - комбинированные причины, 13% - недифференцированные причины.

По мнению Р.И. Лалаевой, А.Н.Корнева и др., причины затруднений учеников данных категорий в овладении чтением кроются в недоразвитии ряда речевых и неречевых функций вследствие задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций, в целом составляющих функциональный базис навыка чтения: слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации; сукцессивных способностей; самоконтроля.

Предпосылки возникновения дислексии у детей с нарушениями речи, обусловленными дизартрией, проявляются уже в дошкольном возрасте. У детей с дизартрией страдает формирование зрительно-пространственных функций, зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Слайд № 5

При выполнении диагностических тестов отмечается:

  • неточное срисовывание усложненных предметов;
  • большое количество ошибок при рисовании предметов по памяти (фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагает линии);

Слайд № 6

  • трудности в узнавании букв, написанных одна над другой;
  • трудности в различении правильно написанной и неправильно написанной буквы;
  • затруднения в конструировании знакомых букв, реконструкции их (добавление букве недостающих элементов, преобразование одной буквы в другую букву).

Слайд № 7

Проявления оптической дислексии:

  • на уровне буквы (литеральная оптическая дислексия): нарушение узнавания отдельных букв;
  • на уровне слова (вербальная оптическая дислексия): ошибки в дифференциации оптически сходных букв (букв, отличающихся одним элементом (В – З, Ъ – Ь и пр., букв, состоящих из одинаковых элементов, но расположенных по-разному в пространстве (Р – Ь, Н – И, Т – Г и пр.); реверсия букв;
  • на уровне предложения, текста: зеркальное чтение; пропуск слов, их повтор, потеря строки; замедленный темп чтения; нарушение смысловой стороны чтения.

Слайд № 8

В данной работе предлагаются приёмы профилактики оптической дислексии у дошкольников с нарушением речи с помощью компьютерных технологий. В основе выбора приёмов лежит принцип пропедевтического характера обучения, поскольку «…усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется» (А.Н.Корнеев).

Известно, что для успешного формирования навыков педагог вынужден предлагать ребёнку многократно повторять определённые виды заданий, но это приводит к угасанию интереса у детей. Предлагаемая методика способствует пробуждению внимания, формированию концентрации, устойчивости, переключаемости внимания. Отличительной чертой такого вида наглядности является внезапность предъявления стимула, что играет исключительно важную значимость для привлечения к нему внимания. Внезапность стимуляции разных участков поля зрения активизирует те зрительные каналы, которые особенно чувствительны к изменениям внешней среды, что автоматически вызывает перераспределение ресурсов внимания.

К такой наглядности предъявляются определённые требования. Изображения на слайдах должные иметь оптимальные пространственные и временные характеристики (яркость, контраст, цвет, структура, соотношение элементов, время экспозиции и пр.).

Для повышения мотивации в играх необходимо поддерживать эмоциональный фон с помощью забавных компьютерных героев.

Использовать упражнения лучше на этапе повторения или закрепления изученного. Каждое задание должно соответствовать теме занятия, предъявляться в занимательной, игровой форме.

Слайд № 9

  • Упражнения, направленные на коррекцию зрительных моторных функций, включают следующие задачи:
  • развитие точных прослеживающих движений глаз;
  • формирование стратегии сканирования перцептивного поля;
  • выработка зрительно - моторной координации.

Слайды № 10-11

«Пружинки»

Инструкция: «Следи за указкой».

Примечание. Пружинки можно располагать в различных ракурсах. Можно предложить ребёнку обвести пружинки, но при этом не следует поворачивать лист бумаги.

Слайд № 12

«Волшебный карандаш»

Инструкция: «Cледи глазами за волшебным карандашом. Как ты думаешь, что он рисует?» 

Слайд № 13

«Внимательные глазки»

Инструкция: «Называй цвет кружочков»

Примечание. Данное упражнение целесообразно выполнять в начале занятия. На слайде цветные кружочки. Необходимо назвать по порядку цвета, следуя доминирующему направлению – слева направо, последовательно переходя от стрелочки к стрелочке. Предварительно надо убедиться, что дети хорошо различают цвета.

Слайды № 14-15

«В гости»

Инструкция: «Последи глазками к кому в гости пошла девочка? (полетела пчела)»

Слайд №16

«Лабиринт»

Инструкция: «Помоги зайчику найти дорогу к морковке. дорогу в лабиринте. Искать нужно только с помощью глаз. Вход всегда слева, а выход справа»

Примечание. Если ребёнок не знает, как нужно двигаться в лабиринте, можно сначала показать ему указкой. После этого он должен сам показать, как он «пойдёт» по лабиринту

Слайд № 17

  • Упражнения на формирование пространственного восприятия и представлений, речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

Слайд № 18

«Помоги зайчонку добраться домой»

Инструкция: «Чтобы зайчику попасть домой, он сначала должен прыгнуть на красный треугольник, потом на жёлтый круг, затем на зелёный квадрат».

Примечание. Последовательность шагов устной инструкции указывает карта, помещённая справа от игрового поля. По мере изучения букв алфавита вместо геометрических фигур можно использовать буквы, слоги, а также увеличивать количество шагов в инструкции.

Слайд № 19

«Волшебный квадрат»

Инструкция: «Найди картинку и назови её:

От стрелки – 1 клетка вверх, 3 направо;

От стрелки – 2 клетки вверх, 1 налево;

От стрелки 3 клетки вверх, 2 направо;

От стрелки – 4 клетки вверх;

От стрелки – 5 клеток вверх, 2 налево».

Примечание. В дальнейшем, ребёнок может сам называть месторасположение задуманной картинки.

Слайд № 20

  • Упражнения на расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса).

Слайд № 21

«Будь внимательным»

Инструкция: «Рассмотри картинки. Постарайся их запомнить. Какие картинки ты запомнил?»

Примечание. Через 10 сек. ребёнок по памяти называет изображения.

 

Слайды № 22-23

«Что изменилось?»

Инструкция: «Рассмотри и запомни картинки. (Первый слайд) Постарайся вспомнить и показать, какие картинки ты уже видел на первой картинке. Какие новые картинки появились? (Второй слайд)»

 

Слайд № 24-25

«Наведи порядок»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Постарайся запомнить, какие предметы, на каких полках нарисованы. (Первый слайд) Покажи предметы, которые поменялись местами» (Второй слайд)

Слайд № 26

  • Упражнения на расширение поля зрения.

Слайд № 27-28

«Волшебный квадрат»

Инструкция: «Старайся смотреть в центр таблицы и, не отрывая взгляд от центра, попробуй увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, назови все картинки (буквы, цвет квадратов)»

Слайд № 29

«Пирамида»

Инструкция: «Не отводя глаз от центра строки, ребёнок читает слоги слева и справа от вертикальной линии (или называет цифры, буквы)».

Слайд № 30

  • Упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза, зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.

Слайды № 31 -33

«Прятки»

Инструкция: «Назови, что ты видишь»

Слайд № 34

«Буквы веселятся, падать не боятся»

Инструкция: «Назови буквы, которые здесь написаны»

Слайд № 35

«Назови буквы»

Инструкция: «Назови, какие буквы здесь написаны»

Примечание. Следует брать буквы, сходные по написанию (а –о, т – п, м – п, л – п, н – к, щ – ш – ц, у – ч, э – с, х – ж, г – ч).

Слайды №36-37

«Найди пару»

Инструкция: «Найди такой же рисунок»

Слайд № 38

«Кого не хватает?»

Инструкция: «Какая из фигур подходит в пустой квадратик? Назови номер»

Слайд № 39

«Найди букву»

Инструкция: «Рассмотри картинку и найти на ней определённую букву»

Примечание. Следует помочь ребёнку отличить «правильную» букву от «неправильной».

Слайд № 40

Желаю творческих успехов!

Используемая литература

  1. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун, др. Логопедия. – М.: «Просвещение», «Владос», 1995.
  2. Ю.Ф. Гаркуша Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. – М.: НИИ Школьных технологий В. Секачёв, 2008.
  3. А.Н. Корнев Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. – СПб: «Речь», 2006.
  4. В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина Дидактическое пособие для диагностики зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, «Союз», 2001.
  5. О.А. Ершова, О.С. Жукова, О.А. Новиковская. Программа развития и обучения дошкольника. Школа Олеси Жуковой. Я читаю и пишу. 2000 игр с буквами. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА–ПРЕСС Образование», 2002.

Презентация.