Направление: творческое.
Сроки реализации: 1 год.
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников, и всех её компонентов: фонематический слух, фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение путём интеграции с разными образовательными областями: «Музыка», «Труд», «Коммуникация».
Задачи проекта:
- развивать фонематический слух на базе речевых и неречевых звуках; развивать навыки звукового анализа;
- учить различать звуки на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, находить место звука в слове.
- развивать артикуляционный аппарат;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- пропевание изолированных звуков, чистоговорок и попевок на заданный звук;
- учить детей изготавливать модели артикуляции звуков своими руками из бросового материала.
- совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Способы оценки:
- логопедическое обследование уровня сформированности фонематических процессов у детей в начале и конце года, фиксирование результатов в речевой карте;
- наблюдения;
- анализ учебной и игровой деятельности дошкольников
Ожидаемый результат: для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – воспитатель – музыкальный руководитель – родитель ), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными. Участие в проекте разных образовательных областей будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, выработке хорошей дикции.
На подготовительном этапе мы подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения, которые можно будет использовать на занятиях и в разных образовательных областях, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провели совместно с музыкальным руководителем консультацию для воспитателей «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»
Деятельностный этап включает в себя проведение мастера – класса для логопедов "В стране волшебных звуков ", открытое занятие для логопедов «Гласные звуки», консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФН и ОНР", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук Г», подготовили совместно с музыкальным руководителем «папки-передвижки», использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми разные игры и игровые упражнения: (Приложение 1)
На заключительном этапе провести логопедическое обследование уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом педагогическом совете и на выставке педагогического мастерства.
Критерии отслеживания результатов:
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
- дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине ,конце)
- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.