В связи с миграционными процессами в настоящее время в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Их обучение представляет актуальную проблему, так как незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс, что ведет к снижению познавательной активности и к школьной дезадаптации. Курс занятий предназначен для учащихся 1-х классов, плохо владеющих русским языком. Культурно-языковая адаптация этих детей предполагает решение таких задач как физическая и эмоциональная адаптация к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим знаниям по программе начальной российской школы.
Овладение русским языком происходит через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности учащихся.
Содержание занятий способствует решению задач обеспечения правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. В процессе обучения формируются умения правильно говорить и писать, происходит активизация интереса к языку.
Программа разработана с учетом данных о психологических особенностях этой возрастной группы, что определяет дозировку новой информации, темп обучения. Эти особенности также определяют и формы обучения (наглядность, игровые задачи, двигательная активность), и психологический комфорт, что стимулирует развитие детей и повышает мотивацию к дальнейшему изучению русского языка.
Цель и задачи
Конечная цель учебного курса – культурно-языковая адаптация учащихся, подготовка к базовому образованию.
Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:
- формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
- формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки и правила речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
- формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
- формирование навыков чтения и письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих образовательные учреждения.
При овладении различными видами речевой деятельности на русском языке учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в аудировании, говорении, чтении, в письме.
Аудирование |
Говорение |
Чтение |
Письменная речь |
Развитие у школьников способностей понимания и восприятия речи |
Развитие у школьников способностей к устной речевой коммуникации |
Развитие у школьников способностей к чтению письменной речи |
Развитие у школьников способностей к письменной коммуникации |
Аудирование представляет собой активный творческий процесс, сопровождающийся сложной мыслительной деятельностью, напряженной работой памяти. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, является средством формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Обучение аудированию начинается с формирования фонетического и интонационного слуха. Четкие произносительные навыки являются одним из условий, облегчающих процесс восприятия.
Говорение – обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, организации их совместной деятельности. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Обучение говорению организуется в пределах определенной совокупности тем. Выбор тематики обуславливается сферами общения (учебной, социально-культурной, социально-бытовой), степенью обученности учащихся, их возрастными особенностями. Обучение говорению предусматривает обучение как диалогу, так и монологу.
Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст. Выработка навыков техники чтения в основном связана с чтением вслух. Чтение обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников – книг, журналов и т.д., и тем самым дает учащимся возможность удовлетворить потребность в познании окружающего их мира.
Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Обучение письменной речи включает в себя навыки и умения, обеспечивающие следующие направления:
- владение графической и орфографической системой языка для написания отдельных слов из букв, умение списывать текст без изменений;
- умение сочетать слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения.
Данный курс занятий направлен на формирование следующих умений:
Аудирование:
- умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;
- умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).
Говорение (в рамках изученных тем):
- умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
- строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;
- умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
- умение ставить ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
- умение составить описание или повествование по картинкам.
Чтение:
- умение соотносить звуки и буквы;
- в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты.
Письмо:
- умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;
- умение написать своё имя, свою фамилию и свой адрес.
Программа курса рассчитана на 31 учебную неделю – 93 часа (3 часа в неделю). Программа делится на три части, каждая из которых, кроме основной задачи, имеет еще свои специфические задачи:
I этап – формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи;
II этап – формирование умений соотносить звуки и буквы, слово и слог. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных;
III этап – формирование умений озвучивать графический образ слов и соотносить их со значением; осуществлять интонационную законченность предложения; читать короткие тексты и отвечать на вопросы по тексту; правильно списывать знакомые слова и короткие предложения; писать слова, предложения по памяти, под диктовку; определять границы предложения.
I этап II этап III этап |
43 часа 38 часов 12 часов |
Всего: |
93 часа |
Учебно-тематический план занятий
I этап
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи
№ п/п |
Количество часов |
Темы и содержание работы |
Лексические темы, используемые на занятиях |
Развитие неречевых процессов |
I. Работа над словом |
||||
1. |
2 |
Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что? |
Школа, на уроке, на перемене. Учебные принадлежности. Игрушки. |
Развитие слухового внимания и памяти, развитие абстрактного мышления. Развитие слухового внимания и памяти, слухового воспитания, логического и образного мышления |
2. |
2 |
Единственное и множественное число имен существительных. |
Учебные принадлежности. Человек, части тела. |
|
3. |
2 |
Слова, обозначающие действия предметов |
Домашние животные и их детеныши |
|
4. |
2 |
Согласование имени существительного и глагола в числе |
В лесу. Дикие животные и их детеныши. |
|
5. |
6 |
Род имени существительного |
Части суток. Режим дня. Семья. Дом и его части. Город. Транспорт. |
|
6. |
2 |
Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. |
Овощи. Фрукты. Цветы. Деревья. Одежда. Мебель. |
|
7. |
6 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. |
Овощи. Фрукты. Цветы. Деревья. |
|
II. Работа над предложением |
||||
8. |
2 |
Простое двусоставное нераспространенное предложение |
Семья. Мебель. Посуда. |
Развитие абстрактного и логического мышления. Развитие пространств. представлений. |
9. |
4 |
Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов. |
Повторение ранее изученных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии. |
|
10. |
6 |
Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у, из, за, над, под. |
Повторение ранее изученных тем. |
|
III. Формирование монологической речи |
||||
11. |
4 |
Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера |
Сказки, рассказы, короткие тексты описательного и повествовательного характера. |
Развитие логического, абстрактного и образного мышления. |
12. |
3 |
Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок. |
||
13. |
2 |
Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу. (С опорой на картинки и без) |
||
Всего: 43 часа |
II этап
Работа над слоговым, звуковым составом слова. Звукобуквенный анализ слов
№ п/п |
Количество часов |
Темы и содержание работы |
Грамматические темы, используемые на занятиях |
Развитие неречевых процессов |
I. Работа над слого-звуковым составом слова |
||||
1. |
1 |
Звуковой состав слова |
Гласные и согласные звуки |
Развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового восприятия и внимания |
2. |
1 |
Выделение гласных I ряда из слогов и слов |
Слогообразующая роль гласных в слове |
|
3. |
3 |
Слоговой состав слова |
||
4. |
3 |
Ударение |
Ударные, безударные гласные в слове |
|
5. |
2 |
Образование гласных II ряда, выделение их в слове |
Буквы я, ё, ю, е |
|
6. |
6 |
Мягкие согласные |
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь |
Развитие фонематического слуха |
7. |
12 |
Звонкие и глухие согласные |
|
|
II. Звуко-буквенный анализ |
||||
8. |
10 |
Последовательность звуков в слове. Характеристика звуков. Звуковой состав и лексическое значение слова |
Парные согласные. Правописание жи, ши; ча, ща; чу, щу |
Развитие фонематического восприятия и слуха. Развитие навыков звукового анализа и синтеза |
Всего: 38 часов |
III этап
Совершенствование элементарных навыков письма и чтения
№ п/п |
Количество часов |
Содержание работы |
Грамматические темы, используемые на занятиях |
Развитие неречевых процессов |
I. Чтение |
||||
1. |
Обучение в течение II, III этапов |
Понимать отдельные слова в контексте. Правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту и находить их значения, используя учебник, словарь. |
Понимание текста, ответы на вопросы с использованием грамматических тем I, II этапов обучения |
Развитие зрительного внимания, памяти, слухового восприятия, внимания, памяти логического мышления. |
II. Письмо |
||||
2. |
12 |
Правильно списывать слова, предложения. Писать отдельные слова и предложения по памяти и под диктовку. Строить предложения по вопросу. Строить предложения по простым схемам. |
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь. Правописание жи, ши; ча, ща; чу, щу. Заглавная буква в начале предложения и точка (!?) на конце. Раздельное написание предлогов со словами. Заглавная буква в написании имен, фамилии, кличек животных. |
Развитие мелкой моторики, пространственных представлений, логического мышления, внимания, памяти. |
Всего: 12 часов |
Литература:
- Каленкова О.Н. Уроки русской речи. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2003.
- Культурно-языковая адаптация детей мигрантов средствами образования. Методика обучения русскому языку. Специальный выпуск // Приложение к журналу “Этносфера”// Научный руководитель – Горячев Ю.А. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2005.
- Ляксо Е.Е. Развитие речи. Речи – Санкт-Петербург: 2010.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. АЙРИС ПРЕСС – М.: 2005.