Дифференциация строчных букв "п–т". Обогащение словаря по лексической теме "Школа"

Разделы: Логопедия


Цели: научить различать строчные буквы п и т, активизировать словарный запас учащихся, формировать умение составлять словосочетания и простые  распространенные  предложения.

Задачи:

  • формировать зрительно-пространственное восприятие;  
  • развивать способность вести руку по необходимой траектории, память, внимание, мышление;
  • совершенствовать представление о смыслоразличительной роли букв п и т.

Оборудование: карточки со  строчными буквами п и т, картинки с изображениями Торопыжки, «Волшебный сундучок» с буквами из бархатной бумаги, Презентация.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какое сегодня число? (Слайд 3)

– Отгадайте загадку:

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
Белю поля, дома
Зовут меня … зима (Слайд 4)

– Какое сейчас время года? (Слайд 5)
– После какого времени года наступает зима? (Слайд 6)
– Сколько месяцев длится зима? Назовите их. (Слайд 7)

– Погода зимой какая? (зимняя)
– Небо зимой какое? (зимнее)
– День зимой какой?(зимний)
– Капели зимой какие? (зимние)  (Слайд 8)
– Какое время года наступает после зимы? (Слайд 9)

II.  Основная часть

– Сегодня к нам на урок пришел Торопыжка – герой сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда торопится и делает много ошибок. Ему очень интересно узнать о нашей школе и о ребятах, которые здесь учатся. (Слайд 10)

1) Развитие словарного запаса (схема школы с расположением кабинетов)

Помогите Торопыжке познакомиться с нашей школой. Ответьте полным предложением. (Слайд 11)

– Как называется помещение, где ребята обедают? (Слайды 12-13)
– Кто готовит еду в столовой?
– Чем он мешает суп?
– Что это?
– Чем ребята занимаются в спортивном зале?
– В какие игры играют дети на уроках физкультуры? (Слайды 14-15)
– Что вы видите на картинке?
– Чему учит учитель в классе?
– Что находится в классе? (Слайды 16-17)
– Как называется кабинет врача? (Слайд 18)
– Где ребята берут книги?
– Как вы догадались, что это библиотека?
– Кто выдает книги в библиотеке?
– Какие книги вы знаете?
– Какие книги любите читать? (Слайды 19-20)

2) Пальчиковая гимнастика

Немного отдохнем. Поработаем пальчиками (Слайд 21)

– Сядьте прямо, красиво, улыбнитесь. Поднимите головы. Сделайте вдох и на выдохе произнесите:

От топота копыт пыль по полю летит.  (Слайд 22)

– Что это? (Скороговорка)
–  Прочитайте и  вместе со мной отхлопайте ритм.
–  Прочитайте по очереди, увеличивая темп.
–  Из скольких предложений состоит скороговорка?
–  Из чего состоит предложение?
–  Какие слова передают звук, движение?
– Прочитайте скороговорку, выделяя голосом подчёркнутые слова: топота, пыль, по полю.
–  Какие звуки чаще  других повторяются в этой скороговорке?
–  Какими буквами обозначим эти звуки? (Вывешиваются карточки с буквами).
– О каких буквах сегодня будем говорить? Чем похожи и чем отличаются эти буквы на письме? Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п как бы «прячется» в т, а в т – есть добавочный элемент.
Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
Послушайте теперь, как прочитает  скороговорку Торопыжка:

«От тотота копыт пыль по полю летит».

– Все ли слова Торопыжка произнёс правильно?
– Какое из них не является словом? Почему? (Торопыжка перепутал буквы п и т.) (Слайды 23-25)

3) Различение букв п и т.

– Послушайте. Какая история произошла с Торопыжкой:

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот такая беда.
Из–за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу», Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает: «Пойдем гуляпь».
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: «Какую букву ты пишешь в начале слова «три?»
«т», – отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!» (Слайд 26)

– И у нас в группе есть ребята, которые путают буквы п и т. Давайте поможем им и Торопыжке справиться с этой бедой.

ЗАПОМНИ!

буква т – три ножки, это трудная буква                 т – 3
буква п – две (пара) ножек, это простая буква.       п – 2 (Слайд 27)

А вы запомнили, как отличить буквы п и т. Напишите пальчиком в воздухе и на парте букву т на счет раз-два-три. Теперь напишите пальчиком в воздухе и на парте букву п на счет раз-два.

4) Игра «Волшебный сундучок»

Ученики по очереди на ощупь выбирают буквы п и т из сундучка, опираясь на кинестетические ощущения. При этом они объясняют свой выбор.

– А теперь откройте тетради и запишите число.

5) Выполните задания:

1. Напиши под каждой цифрой, соответствующую букву:

3  2  3  3  3  2  3  3  2  2  3  3  2  3  (Слайд 28)

2. Звуко-буквенный диктант.
3. Диктант слогов.
4. Расшифруйте  слова, вместо палочек вставьте буквы п или т:

– Как вы думаете, какую букву обозначают 2 палочки? А 3 палочки?

IIIанец            лаIIка              салюIII
IIавлин           сIIIанок           сироII
IIальма            круIIа              закаIII  (Слайды 29-30)

5. Спишите слова, вставьте вместо тире буквы п или т.

бо-инки        ан-ило-а              -е-ух
-уфли            -игр                    -е-ерев
-а-очки         бегемо-               -о-угай (Слайды 31-32)

– Назовите каждый столбик слов одним словом. В названии какой группы есть буквы п и т? (Птицы).

6) Физминутка с мячом (слайд 33)

Послушай  слово, поймай мяч. Замени звук п на звук т или наоборот, назови получившееся слово.

Полк – толк
Почки – точки
Тачка – пачка
Порт – торт
Топил – попил
Тара – пара

– Меняется ли смысл слова при замене букв?

6. Вставьте пропущенные буквы п и т, запишите предложения:

Лис-ья   ле-я-   по   ве-ру.
-ирожки   лежа-   на   -арелке.
Ка-я   с-еле-   -ос-ель.
-аучок   -ле-ё-   -ау-ину. (Слайды 34-35)

7. Повторите скороговорку, запомните ее, запишите по памяти.

От топота копыт пыль по полю летит.

Подчеркните все буквы п и т. (Слайд 36)

III. Итог занятия

– Что нового узнали на уроке?
– Какое путешествие совершил Торопыжка?
– Как помогли Торопыжкиной беде?
– Что надо запомнить, чтобы никогда не путать буквы п  и т? (Слайд 37)
– Какие ошибки вы не будете больше делать?
– Какие задания вам больше всего понравились?

Список литературы:

1. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи у школьников». Владос,1997.
2. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Просвещение, 1991.