Цели: научить различать строчные буквы п и т, активизировать словарный запас учащихся, формировать умение составлять словосочетания и простые распространенные предложения.
Задачи:
- формировать зрительно-пространственное восприятие;
- развивать способность вести руку по необходимой траектории, память, внимание, мышление;
- совершенствовать представление о смыслоразличительной роли букв п и т.
Оборудование: карточки со строчными буквами п и т, картинки с изображениями Торопыжки, «Волшебный сундучок» с буквами из бархатной бумаги, Презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какое сегодня число? (Слайд 3)
– Отгадайте загадку:
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
Белю поля, дома
Зовут меня … зима (Слайд 4)
– Какое сейчас время года? (Слайд 5)
– После какого времени года наступает зима?
(Слайд 6)
– Сколько месяцев длится зима? Назовите их.
(Слайд 7)
– Погода зимой какая? (зимняя)
– Небо зимой какое? (зимнее)
– День зимой какой?(зимний)
– Капели зимой какие? (зимние) (Слайд 8)
– Какое время года наступает после зимы? (Слайд 9)
II. Основная часть
– Сегодня к нам на урок пришел Торопыжка – герой сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда торопится и делает много ошибок. Ему очень интересно узнать о нашей школе и о ребятах, которые здесь учатся. (Слайд 10)
1) Развитие словарного запаса (схема школы с расположением кабинетов)
Помогите Торопыжке познакомиться с нашей школой. Ответьте полным предложением. (Слайд 11)
– Как называется помещение, где ребята обедают?
(Слайды 12-13)
– Кто готовит еду в столовой?
– Чем он мешает суп?
– Что это?
– Чем ребята занимаются в спортивном зале?
– В какие игры играют дети на уроках физкультуры?
(Слайды 14-15)
– Что вы видите на картинке?
– Чему учит учитель в классе?
– Что находится в классе? (Слайды 16-17)
– Как называется кабинет врача? (Слайд 18)
– Где ребята берут книги?
– Как вы догадались, что это библиотека?
– Кто выдает книги в библиотеке?
– Какие книги вы знаете?
– Какие книги любите читать? (Слайды 19-20)
2) Пальчиковая гимнастика
Немного отдохнем. Поработаем пальчиками (Слайд 21)
– Сядьте прямо, красиво, улыбнитесь. Поднимите головы. Сделайте вдох и на выдохе произнесите:
От топота копыт пыль по полю летит. (Слайд 22)
– Что это? (Скороговорка)
– Прочитайте и вместе со мной отхлопайте
ритм.
– Прочитайте по очереди, увеличивая темп.
– Из скольких предложений состоит
скороговорка?
– Из чего состоит предложение?
– Какие слова передают звук, движение?
– Прочитайте скороговорку, выделяя голосом
подчёркнутые слова: топота, пыль, по полю.
– Какие звуки чаще других повторяются в
этой скороговорке?
– Какими буквами обозначим эти звуки? (Вывешиваются
карточки с буквами).
– О каких буквах сегодня будем говорить? Чем
похожи и чем отличаются эти буквы на письме?
Обратите внимание на одинаковые элементы букв п
и т: п как бы «прячется» в т, а в т
– есть добавочный элемент.
Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко
перепутать.
Послушайте теперь, как прочитает
скороговорку Торопыжка:
«От тотота копыт пыль по полю летит».
– Все ли слова Торопыжка произнёс правильно?
– Какое из них не является словом? Почему? (Торопыжка
перепутал буквы п и т.) (Слайды
23-25)
3) Различение букв п и т.
– Послушайте. Какая история произошла с Торопыжкой:
Первого сентября вместе с другими малышами
Торопыжка пошёл в школу. Там он быстро научился
читать и писать. Но при этом приключилась с ним
вот такая беда.
Из–за вечной своей торопливости не хватало у
него терпения букве т третью ножку
дописывать, и получалось у его буквы т только
две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету»,
а получается у него: «Я хочу конфепу», Пишет
он другу: «Пойдем гулять», а друг читает:
«Пойдем гуляпь».
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к
Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у
него спрашивает: «Какую букву ты пишешь в начале
слова «три?»
«т», – отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни,
– говорит Знайка, – что у буквы т три ножки.
Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не
путать букву т с буквой п, у которой
только две ножки. Помни об этом и перестань
торопиться!» (Слайд 26)
– И у нас в группе есть ребята, которые путают буквы п и т. Давайте поможем им и Торопыжке справиться с этой бедой.
ЗАПОМНИ!
буква т – три ножки, это трудная
буква
т – 3
буква п – две (пара) ножек, это простая
буква. п – 2 (Слайд 27)
А вы запомнили, как отличить буквы п и т. Напишите пальчиком в воздухе и на парте букву т на счет раз-два-три. Теперь напишите пальчиком в воздухе и на парте букву п на счет раз-два.
4) Игра «Волшебный сундучок»
Ученики по очереди на ощупь выбирают буквы п и т из сундучка, опираясь на кинестетические ощущения. При этом они объясняют свой выбор.
– А теперь откройте тетради и запишите число.
5) Выполните задания:
1. Напиши под каждой цифрой, соответствующую букву:
3 2 3 3 3 2 3 3 2 2 3 3 2 3 (Слайд 28)
2. Звуко-буквенный диктант.
3. Диктант слогов.
4. Расшифруйте слова, вместо палочек вставьте
буквы п или т:
– Как вы думаете, какую букву обозначают 2 палочки? А 3 палочки?
IIIанец лаIIка салюIII
IIавлин сIIIанок сироII
IIальма круIIа закаIII (Слайды 29-30)
5. Спишите слова, вставьте вместо тире буквы п или т.
бо-инки ан-ило-а -е-ух
-уфли -игр -е-ерев
-а-очки бегемо- -о-угай (Слайды 31-32)
– Назовите каждый столбик слов одним словом. В названии какой группы есть буквы п и т? (Птицы).
6) Физминутка с мячом (слайд 33)
Послушай слово, поймай мяч. Замени звук п на звук т или наоборот, назови получившееся слово.
Полк – толк
Почки – точки
Тачка – пачка
Порт – торт
Топил – попил
Тара – пара
– Меняется ли смысл слова при замене букв?
6. Вставьте пропущенные буквы п и т, запишите предложения:
Лис-ья ле-я- по ве-ру.
-ирожки лежа- на -арелке.
Ка-я с-еле- -ос-ель.
-аучок -ле-ё- -ау-ину. (Слайды 34-35)
7. Повторите скороговорку, запомните ее, запишите по памяти.
От топота копыт пыль по полю летит.
Подчеркните все буквы п и т. (Слайд 36)
III. Итог занятия
– Что нового узнали на уроке?
– Какое путешествие совершил Торопыжка?
– Как помогли Торопыжкиной беде?
– Что надо запомнить, чтобы никогда не путать
буквы п и т? (Слайд 37)
– Какие ошибки вы не будете больше делать?
– Какие задания вам больше всего понравились?
Список литературы:
1. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной
речи у школьников». Владос,1997.
2. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и
письменной речи учащихся начальных классов».
Просвещение, 1991.