Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: "Дикие животные. Волк"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование валентности слов и на этой основе формирование “семантического поля” слова “ВОЛК” .

Коррекционно-развивающие:

  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова "ВОЛК и развитие валентностей слов
  • Развитие функции словоизменения.
  • Закрепление навыка произношения звуков Л и Л? в словах и фразах.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие общей, мелкой моторики.
  • Развитие ориентировки на плоскости листа.

Воспитательная:

  • Формирование чувства взаимопонимания, товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей.

Оборудование: Компьютер и видеопроектор. Презентация к занятию (Приложение1). Пальчиковый бассейн с плосткостными фигурками животных (лось, слон, лиса, белка, волк, лев, верблюд, лошадь) панно “дикие-домашние”, ширма и игрушки Волк и заяц, волшебный сундучок, набор материалов для выкладывания картинки на каждого ребенка ( синий картон, нитки желтого и оранжевого цвета, высокая и низкая елочки, волк на липкой основе, кусочек ваты), стикеры - звездочки, массажный мяч, колечки со шнурками, волчки, шпульки с нитками.

Предварительная работа: рассматривание картинок и просмотр слайдов с изображением диких животных. Отгадывание загадок про зверей. Чтение сказок “Лиса и волк”, “Теремок”, “Красная шапочка”, рассказа Л.Толстого “Белка и волк”. Чтение стихотворения Б.Заходера “Волчок”. Разучивание подвижной игры “Эхма! Вот такая кутерьма!”, пальчиковой игры “Юбилей у волка”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: (Создание эмоционально положительного фона. Сообщение темы занятия). Игра “Секретики”.

Логопед приглашает детей в зал, организует приветствие, предлагает найти в пальчиковом бассейне “секретики” - плоские фигурки изображения животных, назвать их и закрепить на панно “дикие-домашние” в том месте, где живет животное: в лесу, в жарких странах, рядом с человеком.

Логопед обращает внимание детей на четкое и правильно произнесение звуков Л и Л' в словах.

Дети объясняют, почему животное дикое или домашнее.

Сообщение темы занятия:

- Отгадайте загадку

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (ВОЛК)

Верно. Говорить мы сегодня будем о волке и стараться правильно произносить звуки Л и Л'.

Приложение 1

2. Основная часть

1. Логопедическая зарядка. Слайд 1

Логопед предлагает детям отправиться в лес. Упражнение на словообразование: лес какой?

– березовый, дубовый, еловый,

Зарядка для язычка (скороговорка)

У елки иголки колки
В еловом лесу злые волки.

2. Объяснение слова ВОЛК (на экране изображение волка) Слайд 2

Кто такой волк?

- Волк- это дикое животное, зверь.

На какое дом животное похож волк? Чем питается волк ( мясом других зверей)

Л. уточняет: Волк - это хищное животное похожее на собаку.

Логопед достает игрушку Зайчик. Зайчик боится волка и от страха не шевелит ушами.

Пальчиковая гимнастика “Ушки зайчика”.

Дети надевают перчатку на левую руку и под музыкальное сопровождение выполняют движение пальчиками по показу логопеда сначала левой, потом правой руки, как - будто зайчик шевелит ушами.

3. Беседа о волке.

Дети прячутся за кустиками (дети садятся на стульчики, на которых закреплены кустики), и понаблюдаем за волком. Дети описывают внешний вид волка, отвечают на вопросы: Как называется жилище волка? Волк как голос подает? Почему волк – хищное животное?

(Беседа сопровождается показом слайдов). Слайды 3, 4, 5

4. Составление картины по рассказу логопеда (Образец нормированной речи со звуками Л и Л'. Развитие мелкой моторики.)

Чтобы волк подобрел и не пугал нас своим воем сейчас мы составим рассказ и сложим картинку о волке. Логопед читает рассказ.

Наступила холодная, длинная ночь. Земля укрылась золотой листвой. Между ёлками затаился злой , голодный волк. В небе блестит жёлтая луна и летят белые облака.

Дети берут подносы с материалами. Логопед читает рассказ, а дети складывают картинку:

Наступила холодная, длинная ночь (возьмем картон какого цвета?). Земля укрылась золотой листвой (Вот эти нитки похожи на листву? Куда нужно положить листву?). Слева растёт высокая зеленая ёлка, а справа низкая зелененькая ёлочка (вспомните где лево, а где право и правильно положите елки). Между ёлками затаился злой, голодный волк (Положите и вы злого, голодного волка между ёлками) . В небе блестит жёлтая луна и летят белые облака. (Сверните желтую нитку в кружок и положите в левый верхний угол, а около луны закрепите белое облако из ваты.)

5. Игра “Добавь словечко” с опорой на картинку.

Логопед начинает предложения, а дети продолжают рассказ, используя словосочетания со звуками Л и Л? с опорой на собранную картинку.

6. Игра “Семейка слов”. ( развитие словообразования в сочетанием с мелкой моторикой.)

Лексика: волк, волчица, волчонок, волчата, волчий, волчья, волчий, волчье, волчьи, волчище, волчишка, волчок.

На каждое слово приклеиваем звездочку около волка.

7. Элементы звуко-слогового анализа слова "Волк".

- Произнесите слово "волк", четко проговаривая все звуки.

-Сколько слогов в слове "волк"?

- Какой первый звук? Назовите последний звук.

А какой гласный звук?

- Определите место звука Л

Динамическая пауза. Логопед приглашает детей на ковер. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди!

Из-за ширмы появляется Игрушка Волк:

А вот вы где!!
Мальчики не бойтесь,
Девчонки - успокойтесь.
Я не злой, не злой совсем.
Никого я здесь не съем.
Буду с вами я играть,
Волчий приз в игре вручать.

8. Игра-соревнование “Опишите словами”. (активизация глагольного словаря, работа над словообразованием)

Дети называют слова действия, отвечающие на вопрос “Что делает Волк?” и нанизывают бусины на шнурок.

(Лексика: бежать, прыгать, охотиться, выть, прятаться, кусаться, скалить, прятать, добывать, прыгать, ловить, выслеживать, нападать, стоит, идет, лежит, спит).

Логопед: А знаете как легко можно вспомнить много слов-действий? Давайте образуем новые слова со словом бежать: до- от- , вы-, при-, под-, за-, в-, по-

Победители получают волчий приз. (“волчьи” ягоды)

9. Игра “Назови наоборот” игра с массажным мячом.

Логопед говорит начало предложения и бросает ребенку массажный мяч. Ребенок должен закончить предложение словом – наоборот и вернуть мяч логопеду.

  • Волк сильный, а заяц слабый.
  • Хвост у волка длинный, а у медведя…
  • Волк большой, а волчонок ....
  • Дерево высокое, а куст ....
  • Кричат громко, а шепчут....
  • Волк злой, а добрый....
  • Волк догоняет, а заяц....(убегает)
  • Волк смелый, а заяц ....(трусливый)

10. Словесно-логическая задача. Слайд 6

Логопед выясняет как дети понимают пословицу “Волка ноги кормят?”

Ответы детей.

11. Мини-викторина по сказкам. (Активизация атрибутивного словаря)

Логопед приглашает детей за столы и предлагает назвать сказки, в которых волк разный по характеру.

- “Три поросенка”, “Красная шапочка” Слайд 7

Волк какой? - коварный, страшный, злой.

- “Лиса и волк”, “Теремок”, “Как волк теленочку мамой был” Слайд 8

Волк какой в этих сказках? - смешной, глупый, добрый.

Как ласково называют волка в сказках? (волчишка, волчок)

12. Игра “Угадай что (кто) это”. (Многозначность слов. Развитие мелкой моторики.)

Логопед предлагает отгадать загадку.

Он и пляшет, и поёт
И гудит, как самолёт
Он бежит бегом, бегом,
Он жужжит жуком. Слайд 9

Дети отгадывают загадку. Сравнивают слова и делают вывод о разных значениях слова “волчок”: бывает волчок игрушка и волчок – животное.

Логопед предлагает поиграть с волчками, покрутить волчки, приговаривая слова: “Вот как крутится волчок, побежал и на пол лёг!”

13. Составление предложений. Составление предложений со словом “волчок” ( игрушка и животное) в разных значениях. Слайд 10

14. Игра “Эхма! Кутерьма!” по теме дикие животные (авторская разработка) (Развитие пластичности, координации движений, способности быстрого реагирования на сигнал). (приложение 2)

Логопед поет песню, в которой перечисляет названия животных. Дети выполняют танцевальные движения. Логопед путает слова и называет другие предметы. Если дети услышат другие названия, то должны остановиться и хлопать в ладоши.

Итог занятия: О ком мы говорили сегодня? Что вам понравилось?

Волку тоже понравилось, как вы играли. Он приготовил вам лесные подарки в волшебном сундучке. Волк достает корзиночку с грибками, орехами, ягодками.

Скажем волку спасибо!

Приложение 2

ЭХМА! ВОТ ТАКАЯ КУТЕРЬМА!

Припев:

Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!
Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!

Прибежали звери
Волки и газели
Медведи бегемоты
Слоны и пулеметы

Припев:

Прибежали звери
Волки свиристели
Куницы, мыши, белки
Бобры, ежи, тарелки

Можно продолжать:

Припев:

Прибежали звери
Волки и газели
Шакалы и лисицы
Верблюды, зайцы, птицы.

Припев:

Прибежали звери
Волки и газели.
Лисицы. Ежик, носорог
Жираф, олени и пирог.