Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование валентности слов и на этой основе формирование “семантического поля” слова “ВОЛК” .
Коррекционно-развивающие:
- Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова "ВОЛК и развитие валентностей слов
- Развитие функции словоизменения.
- Закрепление навыка произношения звуков Л и Л? в словах и фразах.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие общей, мелкой моторики.
- Развитие ориентировки на плоскости листа.
Воспитательная:
- Формирование чувства взаимопонимания, товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей.
Оборудование: Компьютер и видеопроектор. Презентация к занятию (Приложение1). Пальчиковый бассейн с плосткостными фигурками животных (лось, слон, лиса, белка, волк, лев, верблюд, лошадь) панно “дикие-домашние”, ширма и игрушки Волк и заяц, волшебный сундучок, набор материалов для выкладывания картинки на каждого ребенка ( синий картон, нитки желтого и оранжевого цвета, высокая и низкая елочки, волк на липкой основе, кусочек ваты), стикеры - звездочки, массажный мяч, колечки со шнурками, волчки, шпульки с нитками.
Предварительная работа: рассматривание картинок и просмотр слайдов с изображением диких животных. Отгадывание загадок про зверей. Чтение сказок “Лиса и волк”, “Теремок”, “Красная шапочка”, рассказа Л.Толстого “Белка и волк”. Чтение стихотворения Б.Заходера “Волчок”. Разучивание подвижной игры “Эхма! Вот такая кутерьма!”, пальчиковой игры “Юбилей у волка”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: (Создание эмоционально положительного фона. Сообщение темы занятия). Игра “Секретики”.
Логопед приглашает детей в зал, организует приветствие, предлагает найти в пальчиковом бассейне “секретики” - плоские фигурки изображения животных, назвать их и закрепить на панно “дикие-домашние” в том месте, где живет животное: в лесу, в жарких странах, рядом с человеком.
Логопед обращает внимание детей на четкое и правильно произнесение звуков Л и Л' в словах.
Дети объясняют, почему животное дикое или домашнее.
Сообщение темы занятия:
- Отгадайте загадку
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (ВОЛК)
Верно. Говорить мы сегодня будем о волке и стараться правильно произносить звуки Л и Л'.
2. Основная часть
1. Логопедическая зарядка. Слайд 1
Логопед предлагает детям отправиться в лес. Упражнение на словообразование: лес какой?
– березовый, дубовый, еловый,
Зарядка для язычка (скороговорка)
У елки иголки колки
В еловом лесу злые волки.
2. Объяснение слова ВОЛК (на экране изображение волка) Слайд 2
Кто такой волк?
- Волк- это дикое животное, зверь.
На какое дом животное похож волк? Чем питается волк ( мясом других зверей)
Л. уточняет: Волк - это хищное животное похожее на собаку.
Логопед достает игрушку Зайчик. Зайчик боится волка и от страха не шевелит ушами.
Пальчиковая гимнастика “Ушки зайчика”.
Дети надевают перчатку на левую руку и под музыкальное сопровождение выполняют движение пальчиками по показу логопеда сначала левой, потом правой руки, как - будто зайчик шевелит ушами.
3. Беседа о волке.
Дети прячутся за кустиками (дети садятся на стульчики, на которых закреплены кустики), и понаблюдаем за волком. Дети описывают внешний вид волка, отвечают на вопросы: Как называется жилище волка? Волк как голос подает? Почему волк – хищное животное?
(Беседа сопровождается показом слайдов). Слайды 3, 4, 5
4. Составление картины по рассказу логопеда (Образец нормированной речи со звуками Л и Л'. Развитие мелкой моторики.)
Чтобы волк подобрел и не пугал нас своим воем сейчас мы составим рассказ и сложим картинку о волке. Логопед читает рассказ.
Наступила холодная, длинная ночь. Земля укрылась золотой листвой. Между ёлками затаился злой , голодный волк. В небе блестит жёлтая луна и летят белые облака.
Дети берут подносы с материалами. Логопед читает рассказ, а дети складывают картинку:
Наступила холодная, длинная ночь (возьмем картон какого цвета?). Земля укрылась золотой листвой (Вот эти нитки похожи на листву? Куда нужно положить листву?). Слева растёт высокая зеленая ёлка, а справа низкая зелененькая ёлочка (вспомните где лево, а где право и правильно положите елки). Между ёлками затаился злой, голодный волк (Положите и вы злого, голодного волка между ёлками) . В небе блестит жёлтая луна и летят белые облака. (Сверните желтую нитку в кружок и положите в левый верхний угол, а около луны закрепите белое облако из ваты.)
5. Игра “Добавь словечко” с опорой на картинку.
Логопед начинает предложения, а дети продолжают рассказ, используя словосочетания со звуками Л и Л? с опорой на собранную картинку.
6. Игра “Семейка слов”. ( развитие словообразования в сочетанием с мелкой моторикой.)
Лексика: волк, волчица, волчонок, волчата, волчий, волчья, волчий, волчье, волчьи, волчище, волчишка, волчок.
На каждое слово приклеиваем звездочку около волка.
7. Элементы звуко-слогового анализа слова "Волк".
- Произнесите слово "волк", четко проговаривая все звуки.
-Сколько слогов в слове "волк"?
- Какой первый звук? Назовите последний звук.
А какой гласный звук?
- Определите место звука Л
Динамическая пауза. Логопед приглашает детей на ковер. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди!
Из-за ширмы появляется Игрушка Волк:
А вот вы где!!
Мальчики не бойтесь,
Девчонки - успокойтесь.
Я не злой, не злой совсем.
Никого я здесь не съем.
Буду с вами я играть,
Волчий приз в игре вручать.
8. Игра-соревнование “Опишите словами”. (активизация глагольного словаря, работа над словообразованием)
Дети называют слова действия, отвечающие на вопрос “Что делает Волк?” и нанизывают бусины на шнурок.
(Лексика: бежать, прыгать, охотиться, выть, прятаться, кусаться, скалить, прятать, добывать, прыгать, ловить, выслеживать, нападать, стоит, идет, лежит, спит).
Логопед: А знаете как легко можно вспомнить много слов-действий? Давайте образуем новые слова со словом бежать: до- от- , вы-, при-, под-, за-, в-, по-
Победители получают волчий приз. (“волчьи” ягоды)
9. Игра “Назови наоборот” игра с массажным мячом.
Логопед говорит начало предложения и бросает ребенку массажный мяч. Ребенок должен закончить предложение словом – наоборот и вернуть мяч логопеду.
- Волк сильный, а заяц слабый.
- Хвост у волка длинный, а у медведя…
- Волк большой, а волчонок ....
- Дерево высокое, а куст ....
- Кричат громко, а шепчут....
- Волк злой, а добрый....
- Волк догоняет, а заяц....(убегает)
- Волк смелый, а заяц ....(трусливый)
10. Словесно-логическая задача. Слайд 6
Логопед выясняет как дети понимают пословицу “Волка ноги кормят?”
Ответы детей.
11. Мини-викторина по сказкам. (Активизация атрибутивного словаря)
Логопед приглашает детей за столы и предлагает назвать сказки, в которых волк разный по характеру.
- “Три поросенка”, “Красная шапочка” Слайд 7
Волк какой? - коварный, страшный, злой.
- “Лиса и волк”, “Теремок”, “Как волк теленочку мамой был” Слайд 8
Волк какой в этих сказках? - смешной, глупый, добрый.
Как ласково называют волка в сказках? (волчишка, волчок)
12. Игра “Угадай что (кто) это”. (Многозначность слов. Развитие мелкой моторики.)
Логопед предлагает отгадать загадку.
Он и пляшет, и поёт
И гудит, как самолёт
Он бежит бегом, бегом,
Он жужжит жуком. Слайд 9
Дети отгадывают загадку. Сравнивают слова и делают вывод о разных значениях слова “волчок”: бывает волчок игрушка и волчок – животное.
Логопед предлагает поиграть с волчками, покрутить волчки, приговаривая слова: “Вот как крутится волчок, побежал и на пол лёг!”
13. Составление предложений. Составление предложений со словом “волчок” ( игрушка и животное) в разных значениях. Слайд 10
14. Игра “Эхма! Кутерьма!” по теме дикие животные (авторская разработка) (Развитие пластичности, координации движений, способности быстрого реагирования на сигнал). (приложение 2)
Логопед поет песню, в которой перечисляет названия животных. Дети выполняют танцевальные движения. Логопед путает слова и называет другие предметы. Если дети услышат другие названия, то должны остановиться и хлопать в ладоши.
Итог занятия: О ком мы говорили сегодня? Что вам понравилось?
Волку тоже понравилось, как вы играли. Он приготовил вам лесные подарки в волшебном сундучке. Волк достает корзиночку с грибками, орехами, ягодками.
Скажем волку спасибо!
Приложение 2
ЭХМА! ВОТ ТАКАЯ КУТЕРЬМА!
Припев:
Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!
Эхма! Эхма!
Вот такая кутерьма!
Прибежали звери
Волки и газели
Медведи бегемоты
Слоны и пулеметы
Припев:
Прибежали звери
Волки свиристели
Куницы, мыши, белки
Бобры, ежи, тарелки
Можно продолжать:
Припев:
Прибежали звери
Волки и газели
Шакалы и лисицы
Верблюды, зайцы, птицы.
Припев:
Прибежали звери
Волки и газели.
Лисицы. Ежик, носорог
Жираф, олени и пирог.