Занятие по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Весна. Цветы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


  1. Образовательная:

- уточнить  имеющиеся  у   детей   представления   и   дать   новые   о   весенних   признаках в неживой и живой природе;
- находить связи между цветущими растениями и насекомыми;
- обогащать словарь детей названиями цветов, существительными по теме «Весна»;
- способствовать развитию монологической речи при пересказе по опорным картинкам.

  1. Коррекционная:

- развивать произвольное внимание и память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать воображение детей (в танце);
- закреплять умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;
- развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
- образовывать относительные прилагательные от существительных.

  1. Воспитательная:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её проявления;
- воспитывать интерес к художественной литературе о природе.

Предварительная работа:

  1. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь» (март, апрель, май).
  2. Чтение книг о весне.
  3. Заучивание пословиц и поговорок о весне, объяснение смысла некоторых их них.
  4. Заучивание стихов о весне, о цветах, о солнышке, о птицах весной, о проталинах и т.д.
  5. Наблюдение на участке, в лесу за весенними признаками в живой и неживой природе.
  6. Разгадывание загадок о разных весенних явлениях, о цветах.
  7. На занятиях по изобразительной деятельности – рисование ранней весны, весенних цветов в букете.
  8. Проведение логоритмического занятия, посвящённого первому весеннему месяцу – марту «Милая мамочка»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика.

Сегодня у нас, ребята, очень много гостей. Поприветствуйте их.
Дети – Доброе утро!
Встаньте в круг.
Улыбнитесь хитро, как весеннее солнышко.
Нахмурьте брови, как хмурится весенняя тучка.
Засмейтесь звонко, как журчит весёлый ручеёк.
Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите тепло своих сердец.
Молодцы!

2. Создание мотивации к деятельности.

Ребята, сегодня утром я нашла необычный конверт. Заглянем в него и посмотрим, что в нём  лежит.
Что это?
Дети – Кассета (и снежинки, на которых задания).
Зачем она нужна?
Дети – Кассету слушают.
Прослушайте её.

Запись:  «Я – снежная   королева,   мне   очень   нравятся   ваши   северные   края,   поэтому  я  заколдовала  Весну. Если вы хотите ей помочь, нужно выполнить задания».

Дети – Да, хотим.
Посмотрите, весна заколдована, неподвижна.
На снежинках задания.

1 задание:
Послушайте внимательно и скажите, о каком времени года я вам прочту стихотворение?
Сугроб уже ссутулился от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.
Назовите все весенние месяцы по порядку. А какой месяц сейчас? (апрель)
В каждом весеннем месяце бывает разная весна.
В марте весна какая? (полевая)
В апреле весна какая? (речная)
В мае весна какая? (лесная)
Молодцы, правильно справились с заданием.

2 задание:
Развернитесь к фланелеграфу.
Какие слова можно связать со словом «весна»?
Выберите картинки среди весенних и зимних изображений и поместите их на  фланелеграф.
(На фланеграфе дети выкладывают соответствующие картинки).

3 задание:
Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички головками кивают,
Весь день гостей встречают, медом угощают.
Дети – Это цветы.
Да на полянках в мае появляется первые цветы.

3. Сообщение темы занятия.

Я предлагаю вам отправиться на цветочную поляну. Поможет нам волшебная бабочка.
(Дети проходят и садятся на «крылья» бабочки).

4 задание:
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Бабочка».
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко,
Там твои детки
На берёзовой ветке.

И.П. – руки перекрещены, рёбра ладоней от себя, пальцы вместе (ф.1).
1 фр. – сильный удар тыльными сторонами ладоней друг о друга (ф.2)
опустить кисти – «крылья» вниз (ф.3)
лёгкий взмах
2 фр. – два лёгких взмаха
Поднять вверх кисти рук
И.П. – поменять руки местами
3 фр. – удары тыльными сторонами друг о друга, подчёркивая трёхдольность музыки
И.П. – предплечья вертикально, ладони от себя (ф.4)
2 фр. – плавно и медленно опустить вниз руки – «веточки» (ф.5)
Молодцы!

5 задание:
(Посмотрим по снежинке.)
Припомните и назовите цветы, которые могут расти на поляне?
Ребёнок – На поляне могут расти одуванчики…
Значит, поляна какая?
Ребёнок – Одуванчиковая.
Каким цветком ты хотел бы стать?
Ребёнок – Я хотел бы стать одуванчиком.
Возьми шапочку, ты будешь одуванчиком (васильком….)
Как по-другому можно сказать про одуванчик? («жёлтое солнышко»)
Вы справились и с этим заданием. У вас получилась красивая цветочная поляна.

4. Физминутка.

Цветы почувствовали тёплое солнышко и протянули к нему свои лепесточки.
А сейчас отдохнём: «Танец цветов».
Каждый цветочек просыпается по-своему, танцует по-своему.
Оставьте свой цветочек на поляне и пройдите на своё место.

5. Игра-фантазия:
«Что было бы, если бы на земле исчезли все цветы?»
(Рассуждения детей).

Ребята, как вы думаете, что было бы, если на земле исчезли все цветы?
Дети – Пчёлы и шмели загрустили и погибли бы, потому что не смогли бы пить нектар с цветов, не дали бы мёду.

6. Пересказ рассказа по опорным картинкам
«Пчёлка на разведке».

6 задание:
Послушайте внимательно рассказ «Пчёлки на разведке» (чтение).
(работа над содержанием рассказа)
А сейчас ответьте на вопросы:
- Как изменила природу весна?
- Что сделали пчёлки?
- Зачем они полетели к яблоньке?
- Что услышали от неё?
- Куда полетели потом?
- Что им ответила вишенка?
- Чем огорчил пчёлок тюльпан?
- Кто и чем накормил и напоил пчёлок?
Я прочитаю ещё раз этот рассказ, а вы его перескажете. Это и будет последнее задание Снежной королевы для вас.

7 задание:
Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

Дети, вы молодцы!
Вы смогли выполнить все задания Снежной Королевы и расколдовать Весну.
(Звучит музыка, появляется «настоящая» Весна.)

Логопед (за Весну):
Я нашей встрече очень рада,
Пришла я к вам, настал мой час,
И вот подарок мой ребятам –
Весенние цветы для вас!

Что вам запомнилось больше всего на занятии?
Попрощайтесь с гостями. Приглашайте весну к себе в гости.

Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна,
Приношу я радость людям,
А зовут меня….. Весна.