Логопедическое занятие по теме "Дифференциация П – Б в словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели:

- учить дифференцировать б – п по глухости и звонкости в словах, словосочетаниях и предложениях;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

- обогащать словарный запас и грамматические формы речи.

Оборудование: презентация, демонстрационные таблицы с буквами П – Б, массажные шарики СУ-Джок, карточки под пленкой.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Небылицы”.

- Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно?

- Хлеб из дерева;

- стол из шерсти;

- варежки из пластилина;

- телефон из кожи;

- сумка из муки.

2. Сообщение темы занятия, запись числа.

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [п] – [б], [п`] – [б`] в словах и предложениях.

Послушаем вместе: “пугаться”, “пускать”,

Здесь голоса нет в звуке “п”,

А в слове “бороться” и в слове “бежать”

Слышится звонкий “б”…

- Вспомните, какие приемы облегчат вам различить звонкие и глухие звуки? (С помощью кинестетических ощущений.)

- Какие звуки сегодня “дежурят” на занятии? (Слайд 1. Презентация)

3. Тренировочные упражнения в дифференциации П – Б.

а) Игра “Отгадай”

- Отгадайте, какое слово я задумала?

Белка, бегемот, бобр, буйвол - это….

- Что общего в звучании этих слов? (Первый звук б или б`, которые мы обозначаем буквой Б.)

Пирожки, пирожное, пряники, печенье – это …

- Что общего в звучании этих слов? (Первый звук п или п`, которые мы обозначаем буквой П.)

Борзая, бульдог, болонка, боксер – это …

- Что общего в звучании этих слов? (Первый звук б или б`, которые мы обозначаем буквой Б.)

б) Игра “Слоговая арифметика”.

Детям раздаются карточки с “первым слагаемым”, “вторые слагаемые” лежат на столе у логопеда надписями вниз. Беру карточку, читаю слово, дети смотрят на свои слова. Тот, чье слово в “сумме” с названным дает новое слов, говорит “мое”, получает карточку, составляет слово, читает его.

Бой + кость = ?

Пас + порт =?

Бал + кон =?

Буй + вол =?

Пол + оса =?

Пар + ус =?

в) Дифференциация [п] – [п`], [б] – [б`] в словах.

Поднимите букву, если услышите соответствующий “дежурный” звук. (Начинаем со знакомых слов, затем включаем незнакомые или редко употребляемые слова.)

Башня, колобок, пулемет, кабина, компьютер, палка, клубок.

А теперь работаем с нагрузкой. Вы по-прежнему показываете буквы, но при этом топаете ногами.

Коробок, бетономешалка, каблучок, комплимент, нелепица, велосипед, робототехника, забивать, забастовка, работодатель.

Теперь я не называю слова, вы смотрите на картинки и показываете соответствующие буквы. (Слайды 2-11)

Физминутка

Пальчиковая гимнастика (с массажными шариками СУ-Джок).

4. Письменные упражнения по дифференциации букв П – Б.

а) Составьте слова из букв, объясните, чем похожи и чем различаются слова (работа у доски).

Льпы (пыль), льбы (быль), шабня (башня), пшаня (пашня).

б) Исправь ошибки. (Работа на пластиковых карточках.)

В дубле живет белка. Пришла весна, и на перёзе распустились бочки. Вода пежыт в прохладной речке. Лечит от полезней врач. Хлеп печёт умелый бекарь.

Коллективная проверка, объяснение орфограмм.

в) Зашифруй слова буквами Б и П. (Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.) (Слайды 13–19)

Хатка бобра. Чья хатка? Бобровая (бб).

Мед пчелы. Чей мед? Пчелиный (п).

Нора барсука. Чья нора? Барсучья (б).

Хвост павлина. Чей хвост? Павлиний (п).

Гудок парохода. Чей гудок? Пароходный (п).

Гроздья рябины. Какие гроздья? Рябиновые (б).

Шпоры петуха. Чьи шпоры? Петушиные (п).

Лист капусты. Какой лист? Капустный (п).

- Придумайте предложение со словами: капустный, пчелиный

г) Прочитать пословицы, списать, вставляя пропущенные буквы П или Б. Объяснить смысл пословиц. (Слайд 20)

Говори с другими .оменьше, а с со.ой .о.ольше.

Учись до.рому, так худое на ум не .ойдет.

5. Итог занятия.

- Что общего между звуками [п] и [б]?

- Чем различаются звуки [п] и [б]?

- Какие способы проверки звонкости-глухости вы знаете?