Открытое логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях и стихотворениях"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

1) коррекционно-образовательные:

  • уточнить и сравнить артикуляцию звуков Ш–Ж, учить различать эти звуки по акустическим признакам;
  • правильно произносить звуки Ш–Ж в слогах, словах, предложениях;
  • уточнить и расширить словарь по темам “Фрукты, ягоды”;
  • закрепить умение отгадывать загадки;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать грамматические навыки в ходе упражнений на согласование
    прилагательных и существительных, на употребление формы родительного падежа существительных;
  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать фонематический слух и восприятие звуков на материале слов и слогов;
  • развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память:
  • формировать длительный плавный выдох;
  • развивать общую и мелкую моторику.

3) коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать культуру здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  1. игровые персонажи – Микроб, девочка Лиза;
  2. опорные сигналы;
  3. предметные, сюжетные картинки со звуками Ж–Ш;
  4. индивидуальные зеркала;
  5. логопедические игры “Звуковые кнопки”, “Наоборот”
  6. соки, натуральные ягоды крыжовника и вишни;
  7. мяч;
  8. логопедические тетради.

Предварительная работа:

  • заучивание чистоговорок, стихов на звуки Ш–Ж
  • разучивание игры с мячом “Наоборот”.

Ход занятия

1) Организационный момент:

– Кто правильно отгадает загадку, тот сядет на свое место:

Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно, а на друга не глядят. (Глаза.)

Он бывает равным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

На горе много травы, да скот эту скот эту траву не ест. (Волосы.)

Когда мы едим, они работают. Когда не едим, они отдыхают. Не будим их чистить, они заболят. (Зубы.)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, таза, уши.)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

2) Сообщение темы занятия.

Уши, глаза, волосы, губы, язык – это части головы,

Эти органы позволяют нам разговаривать, а наша с вами задача научится правильно говорить.

Сегодня к нам в гости пришел Веселый Язычок, который вместе с нами будет заниматься, играть, помогать нам правильно произносить звуки, слова и предложения.
Для этого нужно делать каждый день зарядку для языка, губ, щек, дыхательную гимнастику.

3) Артикуляционная и дыхательная гимнастика <Рисунок 1>

– комплекс “Домик”
– “Часики”
– “Качели”
– “Чистим чубы”, “Чашечка”, “Кошка сердится
– дыхательные упражнения
– “Дует ветерок”
– “Язычок дышит”
– “Язычок змейки”

4) Артикуляционный уклад звуков Ш–Ж (работа с индивидуальными зеркалами).
“Губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме чашечки, чубы сближены, воздушная струя идет по середине языка, голосовые связки при произнесении звука Ж сомкнуты и вибрируют, а при Ш – разомкнуты” [3]

5) Характеристики звуков Ж-Ш.

Гласные или согласные? Твердые иди мягкие?

Звонкие или глухие?

Чем различны звуки Ж и Ш (по акустическим признакам – звонкий , глухой). Обозначение их опорными сигналами. <Рисунок 2>

6) Дифференциация звуков.

А) Изолированных Ш–Ж (игра “звуковые кнопки”). <Рисунок 3>

Б) В слогах, словах по карточкам “Сигнальщики”. <Рисунок 4> <Рисунок 5>

В) Игра “Самый внимательный” (повторение чистоговорок, стих.). [1]

Г) Выделение звуков Ш–Ж из стихов, обозначение звуков Ш–Ж буквами.

7) Физкультминутка.

Игра с мячом “Наоборот”. <Рисунок 6>

Луша – лужа
Шаль – жаль
Шар – жар Шалить-жалить
Уши – ужи
Шутка жутко
Шить – жить
Крушить – кружить

8) фонематический анализ и согласование прилагательных в роде

игра “Собери корзинки”.

Язычок принес нам картинки, назовите их. На какие группы их можно разделить? (Ягоды и фрукты.)

Отберем в 1 корзинку предметы со звуком Ш, во 2-ую – с Ж. Определим место звуков в словах.

Воспитание культуры здоровья.
Инсценировка “Микроб” <Рисунок 7>

“Ой“ мне плохо, меня тошнит. (Лиза.)
– Что с тобой случилось? (Дети.)
– Я руки не помыла и съела грязную грушу.
– Наверное, поселился в животике чудовищный микроб.

– Микроб, ужасно вредное животное.
Коварное, а главное щекотное,
Такое вот животное,
В живот залезет и спокойно гам живет. (Логопед.)

– Я хитрый ха-ха-ха
Выть здоровым чепуха
Суйте грязный пальник в ротик.
Как живете, как животик.

Ну, а голова болит?
Меня это веселит
До чего же я пригож!
Я, Микробушка, хорош, (Микроб.)

– Плохой, ужасный,
– Да, я самый прекрасный!
– Заразный!
– Меня обижают, бедный я, бедный.
– Ты ужасно вредный!
– Ну, а теперь я от вас не отстану.
Уходи микроб от нас,
Чтоб с болезнями не знаться.
Спортом: надо заниматься. (Логопед.)

– Не боимся мы простуды
Нам и насморк не почем.
Потому что все мы дружим со скакалкой и мячом. (Дети.)

Нам лениться, не годится.
Будем помнить мы всегда:
Для здоровья пригодится
Солнце, воздух и вода.

– Ты микроб не отставай, зарядку с нами выполняй.

– Ой, зарядку делать не могу. Сейчас я упаду.
Здоровый образ жизни не для меня.
Ой, умираю, погибаю я. (Микроб.)

– Дети, ногами затопаем,
Руками захлопаем.
Лучше ты, микроб, уйди.
Не встречайся на пути. (Логопед.)

– Ягоды и фрукты для здоровья полезные продукты.
Чтоб микробов удалить
Надо чаще руки мыть.” [4]

10) Образование прилагательных:

– Что можно получить из собранных нами ягод и фруктов?
– Все взрослые и дети любят соки, почему?
“Они очень вкусные и полезные, т.к. содержат много витаминов, которые нужны для роста и для здоровья” [2]
– Язычок приготовил вам сюрпризы, только их нужно найти:
1-ый лежит в шкафу на полке между игрушками и т.д.
– Что за сюрпризы вы нашли? (Соки.)
– Это из чего сок? (Из вишни.)
– Как его назовем? (Вишневый.) и т.д.

11) Итог занятия.

– Кто к нам сегодня приходил в гости?
– С какими звуками мы играли, и в какие игры?
– Вы хорошо поработали. Язычок вам оставил угощения – свежие ягоды– вишню, крыжовник.

12) Домашнее задание.

– Нарисовать картинки в тетрадями со звуками Ш-Ж.

Список литературы:

  1. В.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. – М – 1998.
  2. И. Скворцова. Логопедические игры.– М,2008 г. – 174–175 с.
  3. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1971 – 129–135 с.
  4. Т.В. Петрова. О витаминах и микробах в игровой форме. Ж. “Воспитатель” № 6, 2008 – 15–16 с.