Цели: учить детей различать и выделять на слух речевые единицы: слова, слоги, звуки; учить воспроизводить и различать реплики по высоте, громкости, интонационной окраске персонажей, характеризующих всех персонажей текста; развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интерес и внимание к речи окружающих; вырабатывать у детей умение самостоятельно инсценировать сценки из текста, точно передавать интонации героев сказки.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, текст сказки “ Три медведя” и иллюстрации к ней, картинки по сказке для инсценировки, магнитная доска.
Ход занятия
1. Оргмомент.
На столах детей лежат картинки с изображением животных. Каждый ребенок берет свою картинку, называет животного и воспроизводит соответствующее звукоподражание голоса данного животного, например:
Лягушка – ква – ква и т.д.
и садится на свое место.
2. Игры на формирование фонематического восприятия.
1). Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру голоса.
Логопед предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
ГАВ, КУ – КУ, и т.п.
2). Различение слогов, близких по звучанию (слова предъявляются без зрительного подкрепления).
Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно из трех предложенных слов, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные …. (перина, подушка, рубашка).Сел в машину верный пес,
У него в чернилах….. (лапа, шея, нос).В выходной пошли куда-то
Мама, папа и ….. (детишки, ребята, малыши).
3). Имитация слогов (без стечения и со стечением согласных).
Дети должны повторить за логопедом слоги:
ша – шо – шу ши – ше – ша аш – ош – уш – ыш жа – жо – жу – же са – ши – жо – зу аш – уз – ыс – ож кта – рто – смы фта – чты – тру
4). Узнавание звука на фоне слова.
Определить, в каком из двух слов есть звук “Т”:
тыква – буква батон – диван ворота – ворона плита – слова томат – гамак халат – халва билеты – бананы ноты – ночи
3. Физкульминутка.
Выполнять движения по тексту.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так, вот так.Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так, вот так.А потом они плясали,
Выше лапы поднимали:
Вот так, вот так, вот так.
4. Предварительная работа с текстом русской народной сказки “Три медведя”.
Вступительное слово логопеда:
- На прошлом занятии и сейчас вы воспроизводили и подражали голосам разных животных. Но вы знаете, что голоса животных не похожи на человеческую речь. Скажите, когда и где животные поступают, как люди, и говорят человеческими голосами? (в сказке).
1). Чтение русской народной сказки “Три медведя”.
2). Выяснение первоначального впечатления прослушанного детьми текста.
3). Короткая беседа по сказке в форме “вопрос – ответ”.
5. Подготовка к инсценировке фрагмента сказки.
Логопед читает отрывок для последующей драматизации, четко имитируя голоса героев.
Производится подробный анализ голосов трех медведей: высота, тембр, сила и интонация голоса; и как голос отражает характеристику каждого из этих героев.
- Какой голос у Михайла Потапыча? (грубый)
- Сильный или слабый?
Каким голосом он говорит в сказке? (страшным)
Можно по голосу определить характер Михайла Потапыча? (строгий, грозный, но и заботливый)
По аналогии производится характеристика других персонажей.
6. Распределение ролей и инсценировка фрагмента сказки.
В сценке участвуют: от автора – логопед, дети – медведь, медведица, медвежонок и девочка.
По ходу инсценировки логопед выставляет картинки.
7. Итог занятия.