Занятие по формированию фонематических процессов. Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»

Разделы: Логопедия


Цели: учить детей различать и выделять на слух речевые единицы: слова, слоги, звуки; учить воспроизводить и различать реплики по высоте, громкости, интонационной окраске персонажей, характеризующих всех персонажей текста; развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интерес и внимание к речи окружающих; вырабатывать у детей умение самостоятельно инсценировать сценки из текста, точно передавать интонации героев сказки.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, текст сказки “ Три медведя” и иллюстрации к ней, картинки по сказке для инсценировки, магнитная доска.

Ход занятия

1. Оргмомент.

На столах детей лежат картинки с изображением животных. Каждый ребенок берет свою картинку, называет животного и воспроизводит соответствующее звукоподражание голоса данного животного, например:

Лягушка – ква – ква и т.д.

и садится на свое место.

2. Игры на формирование фонематического восприятия.

1). Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру голоса.

Логопед предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ГАВ, КУ – КУ, и т.п.

2). Различение слогов, близких по звучанию (слова предъявляются без зрительного подкрепления).

Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно из трех предложенных слов, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные …. (перина, подушка, рубашка).

Сел в машину верный пес,
У него в чернилах….. (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то
Мама, папа и ….. (детишки, ребята, малыши).

3). Имитация слогов (без стечения и со стечением согласных).

Дети должны повторить за логопедом слоги:

ша – шо – шу ши – ше – ша
аш – ош – уш – ыш жа – жо – жу – же
са – ши – жо – зу аш – уз – ыс – ож
кта – рто – смы фта – чты – тру

4). Узнавание звука на фоне слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук “Т”:

тыква – буква батон – диван
ворота – ворона плита – слова
томат – гамак халат – халва
билеты – бананы ноты – ночи

3. Физкульминутка.

Выполнять движения по тексту.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так, вот так.

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,
Выше лапы поднимали:
Вот так, вот так, вот так.

4. Предварительная работа с текстом русской народной сказки “Три медведя”.

Вступительное слово логопеда:

- На прошлом занятии и сейчас вы воспроизводили и подражали голосам разных животных. Но вы знаете, что голоса животных не похожи на человеческую речь. Скажите, когда и где животные поступают, как люди, и говорят человеческими голосами? (в сказке).

1). Чтение русской народной сказки “Три медведя”.

2). Выяснение первоначального впечатления прослушанного детьми текста.

3). Короткая беседа по сказке в форме “вопрос – ответ”.

5. Подготовка к инсценировке фрагмента сказки.

Логопед читает отрывок для последующей драматизации, четко имитируя голоса героев.

Производится подробный анализ голосов трех медведей: высота, тембр, сила и интонация голоса; и как голос отражает характеристику каждого из этих героев.

- Какой голос у Михайла Потапыча? (грубый)

- Сильный или слабый?

Каким голосом он говорит в сказке? (страшным)

Можно по голосу определить характер Михайла Потапыча? (строгий, грозный, но и заботливый)

По аналогии производится характеристика других персонажей.

6. Распределение ролей и инсценировка фрагмента сказки.

В сценке участвуют: от автора – логопед, дети – медведь, медведица, медвежонок и девочка.

По ходу инсценировки логопед выставляет картинки.

7. Итог занятия.