Дизорфография – это стойкое нарушение письма, выражающееся в неспособности усвоить орфографические навыки, а также в невозможности применения их на письме или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации. При данном логопедическом нарушении выявляются орфографические, пунктуационные ошибки и одновременно единичные дисграфические ошибки (замены и-у, б-д, ш-щ и др.). Дизорфографию, как правило, делят на морфологическую и синтаксическую. Можно также выделить смешанную форму дизорфографии, для которой характерно наличие как орфографических, так и пунктуационных ошибок.
Проблемы дизорфографии рассмотрены в работах Н.Н. Яковлевой, А.Н.Корнева, И.В.Прищеповой, Г.М.Сумченко, М.Г.Храковской и др. Проблема коррекции синтаксической дизорфографии практически не освещена в специальной литературе.
Необходимо разграничивать дисграфические и дизорфографические ошибки. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью фонематического анализа, дизорфографические – с неполноценностью морфологического анализа, а также с неспособностью овладеть правилами синтаксиса. Можно сказать, что при дисграфии нарушается использование фонетического (фонематического) принципа правописания, а при дизорфографии – морфологического и традиционного принципов правописания.
Симптоматика и коррекция дизорфографии
представлена в методике И.В.Прищеповой. К
типичным проявлениям симптоматики
дизорфографии она относит «нечёткое
владение учебной терминологией и формулирования
правил правописания, трудности освоения и
применения правил правописания, особенно
морфологического принципа, что проявляется в
значительном количестве орфографических ошибок
на письме» (Прищепова. И.В. Логопедическая
работа по формированию предпосылок усвоения
орфографических навыков младших школьников с
общим недоразвитием речи: Автореферат дис.
13.00.03.– Санкт-Петербург 1993, стр.10).
Прищепова указывает, что для учащихся с
дизорфографией характерен «недостаточный для
овладения орфографическими навыками уровень
сформированности речевых функций: ограниченный
объём и недостаточность актуализации словаря,
низкая познавательная активность к языковому
оформлению речи, неумение сравнивать звуковые
единицы речи, находить в них сходные по значению
и звучанию элементы, дифференцировать
лексическое и грамматическое значения,
низкий уровень усвоения грамматических
закономерностей, несформированность
морфологических обобщений, навыков оперирования
грамматическими категориями (род, склонение,
спряжение и др.)» (Прищепова. И.В.
Логопедическая работа по формированию
предпосылок усвоения орфографических навыков
младших школьников с общим недоразвитием речи:
Автореферат дис. 13.00.03.– Санкт-Петербург 1993,
стр.10-11).
В течение 2007 – 2012 годов на базе логопедического пункта при общеобразовательной школе № 26 г. Москвы было проведено внутришкольное логопедическое исследование.
В данном исследовании участвовали учащиеся 7-11-х классов школы. Целью логопедической работы стала помощь учащимся в усвоении программного материала по русскому языку. По результатам первичного логопедического обследования у всех учащихся были выявлены стойкие орфографические, пунктуационные ошибки, единичные дисграфические ошибки. Единичные дисграфические ошибки не носили случайный характер, являлись достаточно частыми.
Во время планирования и проведения
логопедических занятий прежде всего
учитывался комплексный подход в решении всей
проблемы. Проводилась работа по устранению
орфографических, пунктуационных ошибок, по
коррекции дисграфии. Одновременно
осуществлялось расширение и активизация
словаря, развитие фонематического
восприятия, развитие лексико-грамматического
строя речи, улучшение дикции.
У всех учащихся этой группы, взятых на
логопедические занятия, были выявлены
стойкие пунктуационные ошибки, связанные с
обособлением причастных оборотов. Как
выяснилось, были трудности с нахождением
причастий, с выявлением причастных оборотов. У
значительной части учащихся были обнаружены
дисграфические ошибки (замены ш-щ).
Во время проведения подгрупповых коррекционных занятий работа по дифференциации ш-щ проводилась на лексическом материале, обязательно включающем единичные причастия и причастия с зависимыми словами. Параллельно достигалось узнавание причастий, нахождение причастных оборотов, определение их позиции по отношению к определяемому слову, выявление необходимости обособления причастных оборотов. На этом же лексическом материале постоянно велась работа по дифференциации ш-щ.
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы
Тема: Дифференциация букв ш и щ на материале причастий и причастных оборотов.
Цели:
- закрепить и уточнить знания о причастиях;
- научить находить причастные обороты, определять их позицию по отношению к определяемому слову;
- упражнять в правильном обособлении причастных оборотов;
- упражнять в дифференциации букв ш и щ на уровне слова, словосочетания и предложения,
- расширить и активизировать словарь,
- развивать фонематического восприятия,
- развивать лексико – грамматический строй речи,
- улучшать дикцию.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку по теме «Дифференциация букв ш и щ на материале причастий и причастных оборотах», доска, мел, тетради, ручки, индивидуальные карточки с лексическим материалом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
2. Зрительный анализ букв ш и щ.
— Посмотрите на букву ш . Из каких элементов
состоит эта буква?
— Посмотрите на букву щ .
— Чем же похожи буквы ш и щ?
— Чем различаются эти буквы?
Осуществляется анализ количества элементов, составляющих букву ш (три элемента) и букву щ (четыре элемента). Происходит выявление дополнительного элемент буквы щ (крючок вниз).
3. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
– Прописать названное количество палочек.
(Запись: /// /// //// /// //// и т. д.).
– По палочкам прописать соответствующие буквы.
(Запись: ш , ш , щ , ш , щ и т.д.).
Упражнение 2
– Списать причастия, дописывая элемент буквы щ,
если это нужно (по опорным точкам). Во время
списывания причастия проговариваются.
– Выделить суффиксы причастий.
– Устно составить словосочетания, в которых
причастие является зависимым словом.
Образец составления словосочетаний: ребёнок (какой?) играющий.
Упражнение 3.
– Списать причастия, дописывая элемент буквы щ,
если это нужно (без опорных точек). Во время
списывания причастия проговариваются.
– Выделить суффиксы причастий.
– Устно составить словосочетания, в которых
причастие является главным словом.
Образец составления словосочетаний: играющий (с кем?) с котёнком.
Шебечуший, украшенный, зашишенный, спешивший, слушаюший, читаюший, собиравшийся, отколовшийся, молчаший, видяший, рушашийся, трепешуший, колышушийся, обидевший, погрузившийся, дорогостояший, плачуший, развеваюшийся.
4. Физкультурная минутка
5. Тренировочные упражнения
Упражнение 4
– Списать словосочетания (причастия с
существительными).
– Дописать элемент буквы щ, если это
необходимо (без опорных точек).
Выделить суффиксы и окончания причастий.
Зазеленевшие холмы, редеюший туман, задымившиеся реки, тлеюший костёр, зашевелившиеся птицы, проснувшиеся птенцы, жужжашие пчёлы, поднявшееся солнце, запушенный сад, покривившиеся ворота, ожившая земля, журчаший ручей, освешённый мост, тлеюший костёр, заброшенный двор, скошенный луг, приближаюшийся человек, переполнившийся сосуд, огнедышашая лава, пеняшийся водопад.
Упражнение 5
– Прочитать и списать предложения.
– Дописать элемент буквы щ, где это
необходимо.
– Подчеркнуть одиночные причастия и причастные
обороты.
– Расставить пропущенные запятые.
Мы живём на речном берегу заросшем
кустарником переходяшим в густой лес.
Здесь можно встретить лося на глазах
путешественника переплываюшего реку.
Лось вышедший на берег будет спокойно смотреть
на человека так редко встречаюшегося здесь.
Охотник не стремяшийся настрелять много дичи
счастлив в этих краях.
Рано утром мы встречаем солнце ярко
загораюшееся над рекой. Освежаюший ветер
обвевает наши лица шелушашиеся от загара. Вокруг
шалаша шелестит нескошенная густая трава. Сердце
наполняется радостью, когда думаешь о
предстояшем чудесном дне.
В белесой дымке висевшей над сверкаюшим морем
проступили высокие извилистые берега. По пыльной
дороге ведушей к садам тянулись скрипучие арбы. В
сумерках заняли хутор раскинувшийся по берегу
запруженного оврага. И вдруг всё кончилось
обрывом поросшим кустами идушими почти на
полверсты берегом до Волги.
Упражнение 6
Списать текст.
Вставить на месте пропусков зависимые от
причастий слова.
Расставить пропущенные запятые.
Подчеркнуть причастные обороты.
Огромная туча надвигающаяся ___________ напугала детей. Охотники наметившие ___________ набрасывают петли на заднюю ногу испуганного животного. Между холмами вьются заросшие _____________ овраги. Приученные _________ слоны становятся прекрасными помощниками человеку.
(Слова для справок: жертву, с востока, к работе, кустами.)
Упражнение 7
– Записать предложения под диктовку.
– Подчеркнуть причастия и причастные обороты
как члены предложения.
– Причастия разобрать по составу.
Он лежал в уединённой комнате с плотно занавешенным окошком. Руки матери, от стирки сморщенные, слезами горькими смоченные, качавшие, пеленавшие, на победу благославлявшие. Сквозь незанавешенную дверь перегородки она увидела входящих и выходящих людей, увешанных оружием. Из передней, заклеенной разными пёстрыми картинками, завешанной клетками, вошли мы в небольшую комнату.
6. Подведение итогов. Оценка деятельности учеников
В результате проведенных логопедических занятий в конце учебного года наблюдалась значительная положительная динамика в состоянии письменной речи учащихся. Дисграфические ошибки (замены ш-щ) исчезли у 97% учащихся этой группы, в значительной степени уменьшилось количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный подход при организации и проведении логопедических занятий по коррекции дизорфографических ошибок приводит к положительному результату в коррекционной работе в более короткий срок даже в среднем и старшем школьном возрасте.