Цели:
- автоматизировать звуки [p – p`] в словах;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- учить различать на слух твердый мягкий звуки [p – p`], соотносить их с буквой, обозначать мягкость согласного при письме с помощью гласных второго ряда и буквой мягкий знак;
- развивать память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Оборудование: предметные картинки на звуки [p – p`], сюжетная картинка, зеленый и синий карандаши, массажные шарики СУ-Джок, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Послушайте названия четырех предметов, а затем повторите их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
СЛОН – ВОЛК – ЖУК – КОТ
УТКА – ЛЕБЕДЬ – ВОРОНА – ВОРОБЕЙ
ПРУД – МОРЕ – ОКЕАН – ЛУЖА
ТРАССА – ТРОПИНКА – ДОРОГА – ШОССЕ
II. Звуки [p] – [p`]
- Введение в тему занятия.
– Найдите одинаковый звук в словах, называющих картинки: РОЗА, РОТ КОРОВА,
ШАР.
– Найдите одинаковый звук в словах, называющих картинки: СТРЕКОЗА, РЕДИС,
ФОНАРЬ, РЯД.
– Сделайте вывод о теме занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
– Закончи рисунки, выполни соответствующие артикуляционные упражнения: “Лягушка”, “Лопатка”, “Грибок”, “Барабанщик”.
- Сравнение звуков [p] – [p`]. Определение твердого и мягкого звука в словах.
– Дайте характеристику звуку [p]. Каким цветом обозначаем твердый звук? Запишем характеристику в тетрадь.
– Дайте характеристику звуку [p`]. Каким цветом обозначаем мягкий согласный? Запишем характеристику в тетрадь.
Образец записи: Р (синим цветом) согласный звонкий твердый |
Р` (зеленым цветом) согласный звонкий мягкий |
– Что общего у звуков [p] – [p`]?
– Чем отличаются? Отличие выделить красным цветом.
- Чистоговорки.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Во дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Очень рада детвора.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю
Как я много говорю!
Ри-ри-ри, ри-ри-ри
От зари и до зари.
- “Слово повтори тогда, когда в названии еда”.
Метро, горох, ядро, пирог, мороженое, огород, сорока, пирога, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога, картошка, пробка.
– Какой звук в названных вами словах? (Твердый.)
- Прочитайте слова, ответьте на вопросы.
Краб, крыжовник, град, грач, гром, гроза, грызуны, гранаты, груша, тигры, овраг, дрозды, аэродром, космодром, кедры, ветры, черника, черешня, персик, заря.
– Что здесь живое и что неживое?
– Какие слова обозначают явления природы?
– Какие слова обозначают название какого-нибудь места или площадки?
– Найдите названия фруктов или ягод.
Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика.
“Топор”. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сомкнуты в “замок”. Быстро поднять руки вверх – вдох, медленно опуская “тяжелый топор” произносить сочетание “ух!” на длительном выдохе.
“Лыжник”. Имитировать движение бегущего лыжника, отталкивающегося палками. Движение выполняется интенсивно, на каждый вдох и выдох произносим слог: ра – ро – ру – ры – ри – ре – ря …
Массаж ладошки и кончиков пальцев рук с помощью массажного шарика Су-Джок.
Я мячом круги катаю,
Целый день его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук!
III. Соотнесение звуков [p] – [p`] с буквой Р.
- Звуков два, а буква одна.
– Какой буквой обозначаем звук [p]?
– Какой буквой обозначаем звук [p`]?
– Как узнаем, когда буква Р обозначает твердый звук, а когда мягкий?
– Что напишем после буквы Р, когда слышим твердый звук? (Гласные первого ряда.)
– Что напишем после буквы Р, если слышим мягкий звук? (Гласные второго ряда или
букву мягкий знак.)
- Написание слов с буквой Р.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки в тетрадь под диктовку. Определите, какой звук обозначает буква Р и подчеркните ее синим или зеленым цветом. (Отгадку выбрать среди предметных картинок.)
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор.)Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро.)Весь Антошка – шляпка да ножка.
Дождик пойдет – он подрастет. (Гриб.)Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец.)
Весной веселит, осенью питает, летом холодит, зимой согревает. (Дерево.)
Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
- Работа с сюжетной картинкой.
– Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено. Найдите и выпишите
слова, в которых встречается буква Р. Подчеркните ее соответствующим цветом.
(Коллективная проверка.)
– Когда подчеркивали букву Р синим цветом? (Когда она обозначала твердый звук.)
– Когда подчеркивали букву Р зеленым цветом? (Когда она обозначала мягкий звук.)
Если останется время, раскрасить картинку.
VI. Итог занятия.
– С какими звуками сегодня работали?
– Чем отличается звук [p]
от звука [p`]?
– Как различаем при письме твердый и мягкий звуки?
– Какое задание понравилось больше всего?