Молодой специалист, учитель-логопед, приступает к работе сразу после окончания института или даже обучаясь на последних курсах. С чего же ему начать свою работу? Как к ней правильно подойти? Начинать надо с работы с родителями.
Учебный год для специалистов начальной школы начинается в сентябре, когда дошкольники приходят на подготовительные занятия к школе и начинаются уроки в 1–4-х классах. Основная задача для логопеда – знакомство с каждой семьей, установление непосредственного контакта. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, учителем, социальным педагогом, психологом. Каждый специалист определяет круг изучаемых вопросов, которые дают цельное представление о семье с учетом ее жизненного опыта , образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. Все это учитывается в планировании работы с семьей. Учитель – логопед должен получить сведения о течении беременности, родах, раннем речевом и физическом развитии ребенка. Контингент младших школьников представлен детьми с различными видами речевых патологий. Часто встречается сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. В таком случае успешная логопедическая коррекция становится возможной при наличии медикаментозного лечения. Логопед рекомендует родителям консультации невролога или других врачей – специалистов в зависимости от структуры дефекта. Далее проводятся индивидуальные беседы, где раскрывается не только структура речевого нарушения, но и намечаются пути наиболее быстрого его устранения. Дальнейшая работа с родителями строится комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Предлагаю следующие формы для организации работы с родителями:
– Беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно
вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.
– Тетради для домашних заданий– как основная форма взаимодействия с родителями.
Она служит для нас “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три
раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в
ущерб здоровью ребенка;
Существуют следующие виды коллективной работы с родителями:
– групповые родительские собрания, которые проводятся логопедом 3 раза: в
начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их
на помощь педагогам начальной школы, включают в процесс воспитания детей;
– консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения
конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества;
– фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как
показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей
заинтересованностью относятся к их посещению;
– компьютер, поскольку дает возможность разнообразить содержание и форму уроков.
В результате создается заинтересованность и положительный эмоциональный настрой
на логопедических занятиях, являющийся залогом успеха ребенка;
– видеотека как нетрадиционная форма работы. Она содержит видеоуроки с наиболее
сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им
не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, и принцип выполнения
домашнего задания;
– игротека тем самым накапливая опыт по методической теме, которая связана с
ролью игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Игротека
пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и
изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, детей – логопатов. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается выставочным материалом : применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ. Поэтому в каждой школе должен быть создан уголок логопеда, который включает в себя несколько рубрик, таких как “Домашнее задание”, “Советы родителям”, “ Наши успехи”, где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда. Повышая педагогическую культуру родителей, я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, совместной работе.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценной коррекции речевого развития.
Ведь физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы, поэтому и привлечение родителей к учебному процессу и приобретает такую значимость .