Планирование речевой деятельности моделированием

Разделы: Логопедия


Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:

– бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь;
– плохое понимание оттенков значений слов;
– аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложе­нии при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
– предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов;
– связная речь развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называ­ние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют.

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение заня­тий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений.

Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования проводилась в условиях муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста – «МДОУ № 31». Комплект  включает  2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми), конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания и серию из четырех больших сюжетных картин. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).

Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

– расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и сло­варь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК);
– развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую па­мять и логическое мышление детей;
– упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК.

Цель основного занятия – обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей:

– составлять предложения по опорным словам;
– преобразовывать деформированные фразы.
– распространять предложения с помощью наводящих подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.
– составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Цель итогового занятия – составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей:

– развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание;
– составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова — подсказки логопеда;
– обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
– воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам.

Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это поможет поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей каждой подгруппы.

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения:

– магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа;
– магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит детей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение – с изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, ГТО необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление разверстых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последо­вательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необ­ходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу, обучит детей построению и использованию моделей для рассказа, пересказа и сочинения собственных историй. Изучение методической литературы и опыта отечественных и зарубежных педагогов позволило разработать систему занятий, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности.

В качестве задач развития связной речи у детей были определены следующие:

1. Формировать активный и пассивный словарь.
2. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
4. Работать над грамматической структурой речи.
5. Совершенствовать культуру речевого общения.
6. Развивать интонационную выразительность речи.
7. Обогащать лексику, вводя в речь предложения описательного характера.
8. Обучать последовательному описанию предметов.
9. Обучать пересказу.

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

1. Дети активны в речевом общении, отвечают на вопросы и задают встречные.
2. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
3. Самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
4. Владеют интонационный выразительностью речи.
5. Активны в работе со схемами, моделями.
6. Имеют грамматически правильный строй речи.

Свободное построение и использование планов-моделей позволяет перейти к сочинениям без опоры на вспомогательные средства, но составляются они коллективно под руководством педагога. Это помогает детям овладеть определенными средствами воплощения своих произведений, планов и их реализации, переходить к использованию из внешнего во внутренний план.

Список литературы

1.  Н.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
3. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1997.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.
5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
6. Н.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
7.  Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.,         1994 – часть 1.
8.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974г.
9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
10. Лопухина И.С. Логопедия  — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – Москва, 2007
12. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для раз­вития речи. М., 1996.
13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
14. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. 2000.
15. Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?». Москва, 2006 г.