Цели:
- учить детей краткому пересказу;
- развивать и обогащать словарный запас за счет умения образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- развивать слуховое внимание, память. абстрактное мышление;
- формировать представления об окружающем мире, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: оборудование для показа презентации, тексты для чтения.
Ход занятия
1. Оргмомент.
а). Отгадайте, без чего не будешь есть кашу, суп, хлеб …
б). Сосчитайте количество звуков и букв в слове соль. Что про них можно сказать? Почему букв больше, чем звуков?
2. Запись числа, темы занятия.
3. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ Л. Мезинова “Откуда соль берется”.
Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты овощи… Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку котлеты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.
- Надо пойти соли поискать, - сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Только никак не могла она отыскать хоть щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется. Где же ее взять?
- А ты к самому Соленому Морю сходи, - посоветовала ей знакомая Масленка, - у него соли много!
Прибежала Солонка на берег моря.
- Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного, - сказала Солонка.
- Хорошо, - ответило Соленое Море, - Я дам тебе соли. Только сходи сначала к моему брату, могучему Насосу-Солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает.
- Вот он-то мне и нужен, - обрадовалась Солонка и пошла к Насосу, - Дай мне немного соли!
Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро.
- А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду, - сказал Солесос,- Нагреется вода, испариться, а соль на самом дне останется!
Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала.
Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Солонка, откуда соль берется.
Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помогают им могучие насосы-солесосы и горячее солнышко. Вот как!
- Если в рассказе одушевляются разные предметы, то это уже не рассказ, а что? (Сказка)
- Есть такая пословица: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Как вы это понимаете?
- Что нового вы узнали из этой сказки?
- Вы сейчас попробуете очень коротко рассказать о добыче соли и помогут вам в этом стихи, которые прочитаю.
Я зеленое-зеленое,
Я соленое-соленое.
У меня сокровищ много,
Хоть трудна до них дорога.
И не маленькую роль
Среди них играет соль!Это мощный насос,
Он зовется Солесос.
В море воду добывает
И в озера выливает.
А я – моря младший брат,
Я помочь любому рад.
Высыхаю я от солнца,
Оставляя соль на донце.
Словарная работа: объяснить слово донце; объяснить, как понимаете, почему соли в сокровищах автор отвел немаленькую роль (вспомните, с чего началось занятие).
Физминутка
4. Составление краткого пересказа о добыче соли.
а) Составляют 2-3 ученика.
б) Чтение текстов о соли.
Текст 1
В древности соль была очень дорогой. За нее платили мехами, золотом, слоновой костью, янтарем.
Египтяне собирали соляные пласты у соленых африканских озер. Римляне выпаривали морскую воду в прудах. Жители севера добывали соль в подземельях и варили в горшках над кострами. В России соляные варницы дали название городам Соликамск, Усолье, Сольвычегодск.
Словарная работа: варницы
-Давайте посмотрим, как добывали соль в давние времена и как это делают сейчас (Демонстрация слайдов на мультимедийном оборудовании с комментариями логопеда.)
Текст 2
Опекая животных, человек делится с ними солью. В охотничьих хозяйствах для зубров, зайцев, лосей, оленей, косуль оставляют в лесу солонцы. Звери знают эти места и приходят к ним по лесным тропам.
Словарная работа: солонцы.
5. Работа над составом слов с корнем -соль-
а) Прочитать группу слов. (Слайд)
- Как их можно назвать? (Это родственные слова)
- Какой корень у этих слов? Объясните их лексическое значение. Добавьте в эту группу еще слова из прочитанных текстов.
- Почему в некоторых словах в корне пропущена гласная буква. (Написание не совпадает с произношением, потому что в них это безударная гласная)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать гласную букву в слове? (Проверить ударением.)
- Какие слова из перечисленных будут проверочными?
- Записать эти слова в тетрадь разобрать по составу слова:
(Самостоятельная работа с последующей проверкой.)
6. Работа с фразеологизмом.
Прочитайте выражение. (Демонстрируется слайд и подписано выражение)
Несолоно хлебавши.
- Как вы понимаете это выражение? Когда так говорят? Почему гостеприимные хозяева встречают гостей хлебом-солью? (Вспомните, почему соль названа одним из главных сокровищ.)
7. Итог занятия.
- Что нового узнали на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?